9 ноября 2012

Эффект превзошёл ожидания: что показал мониторинг вузов?

9 ноября, спустя неделю после оглашения списка «неэффективных» вузов, в Петербурге начинает работать комиссия, которая определит судьбу аутсайдеров в системе высшего образования. Руководители и студенты десяти петербургских вузов, вошедших в список, такого поворота не ожидали, а вопросом, каким образом даже старейшая Театральная академия оказалась среди «неэффективных», задаются до сих пор. «Бумага» выяснила, какие последствия ожидают вузы и почему пятибалльная шкала Министерства образования универсальна не для всех.

Иллюстрация: Екатерина Касьянова / «Бумага»
Историю мониторинга, затеянного ещё летом этого года, обычно начинают с указа президента России «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» — его Владимир Путин подписал 7 мая, в день своей инаугурации. Там говорится о том, что система высшего образования должна стать конкурентоспособной и выйти на международный уровень. После этого политика реорганизации вузов, которая велась уже с 2006 года, стала набирать обороты: слабые вузы объединяли с более сильными. Некоторые объединения проходили без скандалов, из-за других же преподаватели и студенты выходили на митинги. Только в Петербурге за два последних года произошло пять реорганизаций. Последняя коснулась экономических вузов — летом 2012 года на базе ФИНЭКа и ИНЖЭКОНа создали федеральный вуз. Тандем окрестили «университетом новой формации» и в начале ноября к нему присоединили Университет сервиса и экономики. На этом власти останавливаться не планируют. В ближайшие три года, как заявлял министр образования Дмитрий Ливанов, количество государственных вузов сократится примерно на 20 %, филиалов — на 30 %.

Владимир Васильев:

«Ни в коем случае по этому списку не будут приниматься административные решения — например, о закрытии, присоединении, объединении»

В связи с развернувшейся реформой указ о проведении мониторинга вузов России был воспринят как сигнал к действию: сначала проверить эффективность, выявить наиболее слабые и затем их объединить. И вот 1 ноября министерство опубликовало результаты мониторинга: 136 «неэффективных» университетов на всей территории России и 10 — в Петербурге. Среди них — Театральная академия, Университет культуры и искусств, Университет кино и телевидения, ИНЖЭКОН, Архитектурно-строительный университет, Университет сервиса и экономики и другие не менее известные городские вузы.
Иллюстрация: Татьяна Тулупенко / «Бумага»
Публикации списков в СМИ, сопровождавшиеся скудными комментариями министра про «неэффективный вуз ещё не приговор», взбудоражили и преподавателей, и ректоров, и студентов. — У нас в вузе это было воспринято как плевок, как оскорбление крупнейшего в мире театрального заведения, — говорит ректор Театральной академии Александр Чепуров, который уверен, что при пересчёте данных академию и другие вузы искусства из этого списка исключат. Изначально для мониторинга эффективности вуза министерство выбрало 50 критериев, которые были объединены в пять групп. Например, при оценке уровня вуза по критерию «образовательная деятельность» учитывался средний балл ЕГЭ абитуриентов. Как заметил Чепуров, данный параметр не мог в полной мере отразить реальный уровень студентов творческого вуза: ведь при поступлении приёмная комиссия обращает внимание на результаты творческих испытаний и оценка строится из совокупности результатов ЕГЭ и вступительного экзамена: — Безусловно, мы не будем принимать в вуз безграмотного, не умеющего на русском языке выражать свои мысли человека. Мы, конечно, можем принять победителя олимпиады или школьного медалиста, или человека с высоким баллом по ЕГЭ, но никакого актёра, режиссёра из него не получим. Средний балл должен составляться из совокупности творческих испытаний и ЕГЭ. Если мы пересчитаем данные по такому принципу, то, я уверен, что и Университет культуры и искусства, и Университет кино и телевидения, и наша Театральная академия окажутся в лидерах своей отрасли.

Александр Чепуров:

«Это было воспринято как плевок, как оскорбление крупнейшего в мире театрального заведения»

Другой параметр оценки эффективности вуза — «объём научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» — также не отвечает специфике вуза в сфере искусства. — Вот что означает параметр «научно-исследовательская деятельность» для Театральной академии? Да, мы занимаемся ей, и на основе многих учебных программ ГАТИ сформированы стандарты высшего образования по основным направлениям театральной подготовки. Но есть научно-творческая деятельность, которая не учитывалась при мониторинге. Это всё равно что такой параметр, как КПД к нам применить. КПД чего? Спектакля? Сколько человек расплакалось или сколько аплодировало? А знаете, в своё время был человек в Александринском театре, который фиксировал количество аплодисментов, а по их количеству платили дополнительное жалованье императорским артистам. Вскоре от этого, правда, отказались, потому что того человека заподозрили в коррумпированности. Вопрос в том, каким должен быть показатель, который смог бы адекватно описать нашу деятельность и учесть специфику.
Иллюстрация: Екатерина Касьянова / «Бумага»
Недовольство результатами масштабной проверки выразила администрация Университета кино и телевидения и опубликовала официальное письмо, в котором говорилось о необходимости создания не единых параметров для всех вузов, а индивидуальных критериев для творческих учебных заведений. А в ГУСЭ, который также не прошёл проверку, посчитали, что нужно выделять из общей массы не только творческие учебные заведения, но и разрабатывать индивидуальные подходы к мониторингу гуманитарных и технических университетов: — Конечно, все вузы разные, и оценивать, например, технические и гуманитарные вузы при помощи одних и тех же критериев, мне кажется, не вполне правильно, — объяснил исполняющий обязанности ректора ГУСЭ Евгений Лубашев. — У гуманитарных и технических вузов разные нормативы обеспеченности учебными площадями в расчёте на одного студента, а также разные нормативы финансирования образовательных услуг в разрезе специальностей и направлений подготовки.

Владимир Васильев:

«Мы будем настаивать на более внимательном изучении списка вузов и на том, чтобы каждое учебное заведение, которое умеет делить одно число на другое, проверило правильность показателей для вуза»

Поэтому единственным возможным выходом из положения, считают эксперты, может стать разработка новых критериев оценки университетов искусства и культуры. Учитывая особенности каждого творческого вуза, убеждены руководители университетов, можно добиться объективной картины состояния российского образования. За пересмотр критериев и результатов проверки выступает и председатель Совета вузов Петербурга Владимир Васильев, который отметил, что в ходе подсчёта данных вузов возникали ошибки чисто арифметического характера. — На заседании Совета ректоров вуза Петербурга ставились даже вопросы о правомерности результатов. Мы будем настаивать на более внимательном изучении списка вузов и на том, чтобы каждое учебное заведение, которое умеет делить одно число на другое, проверило правильность показателей для вуза. После этого, я думаю, список скорректируется и число вузов «с неэффективными признаками» сократится. С 9 ноября до конца года в каждом субъекте Федерации со списками нэффективных вузов будет работать специальная комиссия, в состав которой войдут чиновники из Министерства образования, представители органов исполнительной власти и руководители вузов. От Совета ректоров Санкт-Петербурга в рабочую группу был выдвинут ректор ЛЭТИ — Владимир Кутузов. Как уверяет Владимир Васильев, о реорганизации речи не идёт и паника среди преподавателей и студентов возникла неоправданно.

Александр Чепуров:

«Это всё равно что такой параметр, как КПД к нам применить. КПД чего? Спектакля? Сколько человек расплакалось или сколько аплодировало?»

— Ни в коем случае по этому списку не будут приниматься административные решения — например, о закрытии, присоединении, объединении. Этот список показывает мигающую лампочку: мол, коллеги, посмотрите, у вас что-то не так. Нередко ведь от выпускников вузов зависит жизнь людей: я бы не хотел лечиться у медика, который обладает не очень высокой квалификацией, летать на тех самолётах и ездить на тех поездах, которые делают инженеры, выходящие с тройкой из школы. Следовательно, начинается работа по исправлению ошибок. Как считают руководители учебных заведений «с признаками неэффективности» — именно так Васильев призвал называть университеты, оказавшиеся в списке министерства, — такой мониторинг действительно нужен. При условии, что для оценки выберут адекватные параметры, ежегодные проверки помогут выявить болевые точки каждого вуза и подтолкнуть руководство к решению как образовательных, так и материально-технических проблем.

 Читайте также:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.