Совместно с Deutsche Welle
Что это значит?
Всё о Германии в Петербурге: наша общая культура, история и развлечения. Это тематический спецпроект «Бумаги», созданный в партнерстве с Deutsche Welle: все материалы придуманы и подготовлены нашими журналистами.

Немецкая студентка создала в Петербурге «цирк для хулиганов», а теперь пишет об этом диссертацию. Она рассказывает, как «Упсала-цирк» помогает детям и чем «трудные» подростки в Германии отличаются от российских

С 2000 года в Петербурге работает социальный проект для «трудных» подростков «Упсала-Цирк», где детей учат цирковому искусству. Его основали немецкая студентка Астрид Шорн и режиссер Лариса Афанасьева.

Через пять лет после создания Астрид ушла из проекта и сейчас пишет диссертацию о социальных цирках. «Бумага» поговорила с ней о том, как появился «Упсала-Цирк», как он помогал детям, попавшим в беду, и чем «трудные» подростки из Берлина отличаются от петербургских.

Как немецкая студентка приехала в Петербург, чтобы помогать «трудным» подросткам

— В Германии я училась на социального педагога, со школы изучала русский язык и поэтому хотела пройти стажировку в России. Не могу сказать, что хотела приехать именно в Петербург, — просто так сложилось. Совершенно случайно наткнулась на конференцию местной общественности о проблемах беспризорников, там познакомилась с человеком, возглавлявшим пункт помощи уличным детям «Лазарет», — и договорилась с ним о стажировке.

Во время стажировки я наблюдала за тем, как работает социальный пункт помощи у Московского вокзала, где предлагали медицинскую, психологическую и материальную поддержку беспризорникам. Подключалась к разным задачам — например, помогала врачам переводить описания лекарств из Германии или отбирала гуманитарную помощь.

Вскоре я поняла, что мне там мало места. Ведь еще я училась на театрального педагога и очень хотела попробовать поиграть с детьми в театр. Я нашла клуб, где было помещение и свободное время — и стала собирать первых детей. Там же я познакомилась с актрисой Натальей, с которой мы вместе начинали проект с цирком.

Как появилась идея «цирка для хулиганов» и какие сложности были во время работы

— С детьми было сложно играть в театр, так как им не очень нравится театр сам по себе. Я тогда жонглировала, училась кататься на одноколесном велосипеде, поэтому пришла мысль, что с театром можно объединить цирк. Это детям нравилось больше.

С первыми детьми, которых мы звали в цирк, мы познакомились еще в 1999-м, во времена моей стажировки. Я просто приглашала тех, с кем работала в пункте помощи. Мы с Натальей также набирали детей на улице, кроме того, были ребята из детского клуба, где мы занимались.На предложение «играть в театр» дети реагировали по-разному. Многие присматривались и уходили. Было сложно их удерживать, главным образом тех, кто приходил с улицы. С ребятами из бедных или сложных семей было полегче. Тогда мы их не звали в такое грандиозное предприятие, как цирк. Просто говорили, что играем, жонглируем, акробатикой занимаемся.

Окончив стажировку, я вернулась в Германию, а Наталья продолжила заниматься в детском клубе. Мне тоже хотелось продолжить, но я понимала, что проект надо сделать привлекательным именно для сложных подростков. Поэтому я начала разрабатывать собственную концепцию цирка, а также отправлять заявки на различные гранты. В конце концов мне удалось получить деньги, и в марте 2000 года я вернулась в Петербург с артистами из Германии.

Поначалу было тяжело. Не получалось подобрать педагогов и артистов, которые могли бы общаться со сложными детьми. Сталкивались и со множеством бытовых проблем. Например, с нами работал клоун, который хорошо привлекал детей с улицы, но не мог регулярно ходить на репетиции.

После первого месяца мне хотелось всё закончить — казалось, что ничего не получается. Но в марте 2000 года ко мне присоединилась режиссер Лариса Афанасьева, которая и сейчас руководит цирком — с ней я поняла, что всё работает. Появилась новая энергия, новые идеи, стали набирать артистов и создавать команду. Лариса хорошо общается с ребятами с улицы, ей интересна вся эта «хулиганская тема».

С марта всё это уже называлось цирком, а в апреле мы придумали название. «Упс» — от того, что у нас всегда что-то падало.

Кто поддерживал проект «Упсала цирк» в России и Германии и как проходили первые выступления

— Нас многие поддерживали, без этого бы проект не состоялся. Когда я писала заявку на грант, чтобы мне дали стипендию и возможность поехать на очередную стажировку, мне помогала организация «Немецко-русский обмен». Им понравилась идея и они помогали мне в фандрайзинге — рассказывали, где искать деньги, как делать заявки.

В Петербурге нас и меня лично поддерживала Маргарете фон дер Борх, создательница фонда «Перспективы». В 1990-х она также занималась уличными детьми. Также помогала Маша Островская (сейчас президент фонда «Перспективы» — прим. «Бумаги») — практически шефство взяла над нами. Были и другие организации, которые давали деньги, были меценаты, какие-то маленькие российские фонды. Но основное финансирование шло из Германии.

Первое время у нас были не совсем выступления, а небольшие показы номеров на улице, в том числе для того, чтобы привлечь других ребят. Это обычно делали артисты и кто-то из молодых, кто уже чему-то научился.

Тогда у нас не было места, и мы выступали на совершенно разных площадках, на которые нас приглашали, в том числе и на улицах. А в 2000 году Лариса сделала с ребятами номер, с которым мы выступили на фестивале цирка Cabuwazi в Берлине. Он назывался «Услышать сердцем».

Почему не все дети оставались в «Упсала-Цирке»

— Когда я работала в пункте помощи беспризорникам, я видела детей, которые день и ночь проводили на улице. Хотелось предложить им место, где они могут быть, пока решают, что делать дальше — идти в приют, в семьи или оставаться на улице. Я задумывала цирк как увлекательное место сопровождения для детей, которые оказались в опасности. К сожалению, то, о чем я мечтала, не совсем удалось создать.

Дети приходили только днем. С некоторыми удалось выстроить долгосрочные отношения, но это были те, которые все-таки жили в семьях. Они убегали из дома или могли не ходить в школу. Как правило, потому что голодали или имели конфликты дома.

Те, которые всегда жили на улице, не задерживались надолго. Мы не могли найти им место для ночлега, и у них были свои жизни [на улице]. С ребятами из детских домов тоже сложно — они были уже вовлечены в групповую жизнь в своем учреждении.

Почему Астрид ушла из «Упсала-Цирка» и как проект изменился за 15 лет работы

— Я ушла из «Упсала-Цирка» в 2005 году. Поняла, что устала и мне не удается делать всё, что я хотела. В тот момент всё уже было хорошо, мы нашли место на территории школы № 25 в Петроградском районе, поставили шатер. Финансовое положение тоже было нормальным — например, гонорары платили такие же, как в других социальных организациях.

Тогда же мы смогли взять в штат социального работника, психолога, вели работу не только с детьми, но и с семьями. Я всегда считала, что вырасти у родителей лучше, чем в любом, даже хорошем детском доме.

В творческом плане мы тоже были признаны — ездили на различные международные фестивали. В 2003-м у нас было первое большое турне: нас пригласили в Германию в рамках германо-российских дней культуры — вместе с Мариинским театром и Малым Драматическим.

Однако проблемы оставались. После возвращения из турне мы лишились помещения: были сложности с администрацией Петроградского района, с комитетом по молодежной политике. Нам предъявляли странные формальные претензии, например, что у нас не оформлен педагог-организатор. Мы предлагали разные кандидатуры, но они не одобряли. В конце концов нас просто выгнали оттуда.

Это было довольно неожиданно для нас — мы как раз вернулись из международного турне, получили признание в Германии, и в России тоже. Тогда я пошла к директору школы № 25, рассказала про цирк, и он поддержал нас и взял под свое крыло.

Сейчас я всегда с удовольствием хожу на выступления цирка. Иногда просто заглядываю в гости или на какие-то события. С момента моего ухода «Упсала» сильно изменилась — они выросли в плане пространства (с 2012 года цирк находится на территории УК «Теорема» в бизнес-центре «Бенуа», там стоит детский цирковой шатер — прим. «Бумаги»), создали еще один проект «Пакитан», увеличили количество сотрудников. Раньше мы всё делали как энтузиасты, а сейчас у них большой штат и у каждого свои задачи.

Детей тоже стало больше. В начале мы сопровождали две группы, где-то 25 человек, больше было невозможно. Сейчас в «Упсале» четыре или пять групп. Идея осталась прежней — заниматься с «хулиганами», как-то влиять на их жизнь. Но требования к подросткам выросли, теперь нужно хорошо постараться, чтобы остаться в цирке. Они и сами говорят, что это большой труд.

Чем Астрид занималась после цирка и зачем пишет диссертацию об «Упсале»

— После ухода из цирка я стала руководительницей организации немецко-русского обмена в Петербурге. Там мы занимались волонтерством, просветительскими фестивалями, а также сопровождением немецких делегаций.

С 2013 года я пишу PhD-диссертацию в Свободном университете Берлина о социальных цирках. Для нее я проводила интервью с детьми и сотрудниками двух проектов в Петербурге и Берлине, в том числе «Упсалы».

Во время интервью дети рассказывали, что произошло с ними после того, как они попали в цирк, чем занимались до этого. По их рассказам я поняла, что все они хотели включиться во что-то важное и интересное. Там они начали развивать свое тело, поняли, чем хотят заниматься в будущем и нашли других людей — детей и взрослых. Им важно, что они открыли для себя такой мир.

В Берлине и Петербурге проекты различаются. В Германии дети занимаются по два или три дня в неделю, а в России — по пять раз плюс выступления в выходные. Из-за интенсивности различается и эффект. Если ребенок занимается чаще, то он больше вовлечен — начинает сильнее переживать за цирк, чувствует себя его частью.

При этом нельзя сказать, хорошо это или плохо. Это и ресурс, и опасность — иногда из-за такой сильной вовлеченности могут страдать другие сферы жизни, например школа.

Чем различаются «трудные» подростки в Берлине и Петербурге и почему российские беспризорники винят в своих проблемах себя

— Ребята из цирка в Берлине больше хотят заниматься сами. Там сильнее установка на то, что они творцы и сами в группе создают шедевры. Они хуже справляются, если режиссер им дает картину. В Петербурге дети не так привыкли самостоятельно что-то создавать и импровизировать. Они рады, что есть профессионалы, которые их сопровождают. Это связано с разными педагогическими и творческими подходами.

Еще одна существенная разница в том, что необеспеченные немцы (те, чьи родители или они сами получают пособие) отмечают социальную несправедливость их непривилегированности — они видят материальное отставание от сверстников и от этого возникает чувство обделенности.

Трудные дети из России говорят о своем индивидуальном «неправильном» поведении, которое привело их в коррекционные школы или на улицу. Они не видят, что бедность родителей — последствие общей социальной несправедливости, например, в виде низкой оплаты неквалифицированного труда. Это стало для меня удивительным открытием.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.
Спецпроект «Бумаги» и Deutsche Welle
Как в Петербурге до революции работала немецкая школа Карла Мая. Там не было экзаменов, а директор по утрам приветствовал каждого ученика
«Первые дни самоизоляции выглядели апокалиптично». Живущие в Германии петербуржцы — об отношении немцев к карантину, государственных выплатах и соседской взаимопомощи
Откуда взялось слово «брудершафт» и что означает «шланг» на немецком? Пройдите наш тест о заимствованиях
«Здания и инфраструктура разрушаются, вместе с ними — мораль и средний бизнес»: что немецкие газеты и журналы писали про Петербург в 1990-е
Как сотрудники музеев ищут экспонаты, украденные во время войны, и какие ценности потомки немецких солдат возвращают на родину? Рассказывают историки из Петербурга, Берлина и Гатчины
Конфликт на Петровской косе
«Мы все связаны братством». Четыре петербуржца рассказывают, как влюбились в парусный спорт и почему город не должен лишиться яхт-клуба на Петровской косе
Что известно о будущем Речного яхт-клуба и Петровской косы. Яхтсменов выселили в разгар сезона, им негде швартоваться
«Нет консенсуса, нет договоренностей, нет развития». Что будет с речным яхт-клубом и что сейчас происходит на Петровской косе
Глава Ленинградской федерации профсоюзов подтвердил выселение речного яхт-клуба с Петровской косы. Там срезают понтоны, суда вынесут на сушу
Приставы пришли в яхт-клуб на Петровской косе и срезали трапы, ведущие к судам
Поддержка независимых театров
Сколько на самом деле стоит один поход на спектакль? Режиссер Семен Александровский рассуждает, почему бюджету выгодны частные театры
Более 20 независимых театров Петербурга не получили господдержку после пандемии: некоторым грозит закрытие. Десятки миллионов достались патриотическим фестивалям
Независимым театрам Петербурга обещают выделить субсидии в конце августа, заявила член комиссии
Независимые театры пожаловались, что остались без субсидий во время пандемии. Смольный запустил второй этап конкурса на финансирование
Коллеги «Бумаги»
Как ростовские наркополицейские бежали в Украину и задумались о карьере правозащитников
Как приговор по делу Юрия Дмитриева изменит Россию и нас
История отца Сергия, захватившего монастырь
Смягчение режима самоизоляции
Беглов поручил усилить контроль за соблюдением масочного режима в Петербурге
Вход в парк аттракционов «Диво Остров» стал платным после снятия ограничений
В Петербурге 8 августа возобновляется работа парков аттракционов, на улице можно будет проводить культурные и спортивные мероприятия
Петербуржцы жалуются, что пассажиров перестали пускать в метро без масок. В метрополитене говорят, что так было и раньше
В комплексах «МЕГА» и большинстве торговых центров Ленобласти разрешили открыть фудкорты
Закон о «наливайках»
Беглов посетил петербургский бар Spontan, попадающий под закон о «наливайках». Губернатор выпил там соку и пригласил владельца на встречу в Смольном
Автор закона о «наливайках» объяснил, почему площадь баров ограничили 50 метрами. Так депутаты борются с заведениями в хрущевках
Беглов призвал до 2021 года изменить закон о «наливайках» в интересах предпринимателей и жителей. Вот как он объяснил подписание «непроработанного» законопроекта
«Принятие закона о „наливайках“ — поспешность отдельных депутатов». Александр Беглов заявил, что в закон внесут изменения
В Петербурге прошло первое заседание рабочей группы по закону о «наливайках». На нем предложили создать особые правила для баров в исторических домах
Снос хрущевок в Петербурге
Какие хрущевки готовятся снести в Петербурге, куда переселяют жильцов и почему проект реновации затянулся на 10 лет?
Как в Сосновой Поляне сносят первую хрущевку по программе реновации. Демонтаж продлится несколько дней
В Петербурге возобновляется программа реновации — первыми сносят дома в Красносельском районе. Что об этом известно
В Петербурге начали сносить первую расселенную хрущевку по программе реновации
Жители попавших под реновацию кварталов смогут переехать в другие районы
Лето в Петербурге
Онежское озеро, ботанический сад на склонах вулкана и мраморные скалы. Всё это — в Республике Карелия
Как устроено летнее пространство К-30 на Васильевском острове. Там есть выход к воде, уличное кафе и магазин растений, а по выходным проводят вечеринки
В Петербурге похолодало до +14 градусов — возможны небольшие дожди. Такую погоду ожидают до выходных
В ночь на 12 августа петербуржцы смогут увидеть метеорный поток Персеиды. Это один из самых ярких звездопадов года
«Тепло уходит»: синоптики рассказали о погоде в Петербурге в ближайшие дни
Озеленение Петербурга
Власти Петербурга подали апелляцию на решение городского суда об отмене перевода части Муринского парка под застройку
Как жители Петроградской стороны второй день поднимают виноград, сорванный со стены ветром. С альпинистами и краном
На Аптекарской набережной заметили деревья с просверленными стволами. Все — у рекламных баннеров
В Приморском парке Победы открыли общественный огород. Первый урожай хотят собрать в сентябре
Петербургские активисты озеленят сквер на улице Марата. Принять участие в высадке растений сможет любой желающий

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.