19 апреля 2017

Кто и как создал главный петербургский паблик о ДТП и ЧП, который читают 700 тысяч горожан

Три года назад студент-второкурсник создал в Петербурге паблик с новостями о происшествиях и авариях. Сейчас «ДТП и ЧП | Санкт-Петербург» читают почти 700 тысяч человек, а новости из группы попадают во все городские СМИ.

Как паблик помогает искать пропавших собак и угнанные машины и как его использует полиция, на чем зарабатывает группа и какие новости никогда не появятся в ленте — в материале «Бумаги».

Зачем студент из Армавира создал паблик о происшествиях и как его развивал

История группы «ДТП и ЧП | Санкт-Петербург» началась весной 2014 года, когда ее основатель Евгений Гулак учился на втором курсе Университета морского и речного флота имени Макарова на кафедре информационной безопасности. В его родном городе Армавире был паблик с новостями о происшествиях и авариях, и у Евгения появилась мысль сделать похожую группу в Петербурге.

Изначально в паблике были только новости с других ресурсов. Сидя на парах, Евгений читал сайты газет и информагентств и копировал материалы в группу.

— Это отнимало у меня много времени, — вспоминает Евгений, — но мне хотелось раскрутить свой паблик, чтобы он был интересен людям. Уже живя в Петербурге, я читал группу «ЧП | Армавир», и мне было жаль, что здесь такого нет.

Через пару месяцев у «ДТП и ЧП | Санкт-Петербург» было около 8 тысяч подписчиков. Вести группу одному стало тяжело, и Евгений написал там, что ищет помощника, которому было бы интересно заниматься развитием паблика. На пост откликнулся Юрий Зыков, который вскоре тоже стал администратором группы.

Игорь Королев, Дмитрий Червяков, Евгений Гулак. Фото: Александра Шаргородская

Спустя полгода подписчики стали сами присылать в группу новости. С тех пор «ДТП и ЧП | Санкт-Петербург» стала активно развиваться, число подписчиков выросло от 40 до 120 тысяч за один месяц, вспоминает Евгений. Читатели активно репостили записии присылали свои новости, пабликом заинтересовались первые рекламодатели.

По словам Евгения, для раскрутки группы он почти ничего не делал.

— Один раз я заказал рекламу в каком-то паблике, один раз сделал таргетинг во «ВКонтакте», — рассказывает создатель «ДТП и ЧП | Санкт-Петербург», — но оттуда почти никто не пришел. Я понял, что в этом нет смысла, потому что людям и так интересны наши новости.

За три года аудитория «ДТП и ЧП | Санкт-Петербург» выросла почти до 700 тысяч человек, каждый день прибавляется по 1,5–2 тысячи подписчиков. Всё это время Евгений продолжал заниматься группой. Параллельно он устроился на работу в сеть фастфуда, но вскоре ушел оттуда, потому что времени ни на что больше не оставалось. В прошлом году Евгений окончил институт, но не собирается работать по специальности.

Как редакторы проверяют новости и какие сообщения не публикуют

Сейчас «ДТП и ЧП | Санкт-Петербург» занимаются около десяти человек, большинство из них — волонтеры. Администраторов у группы трое: Евгений, Юрий и Игорь Королев, присоединившийся к команде два года назад.

— Графика работы у нас нет, — поясняет Игорь, — кто-то час посидит, кто-то два — у кого сколько свободного времени. Но чтобы никого не было — так бывает редко. Даже ночью всегда кто-то заходит и размещает новости.

Работают все редакторы удаленно и два раза в неделю встречаются в небольшом офисе на Лермонтовском проспекте, где обсуждают дальнейшие планы.

Каждый день в «ДТП и ЧП | Санкт-Петербург» приходит около 400 сообщений, из которых публикуют только 15–20 %. В группу пишут о происшествиях, авариях на дорогах, просят найти пропавших животных, людей, свидетелей ДТП. Модераторы просматривают ленту предложенных новостей и иногда дополняют посты информацией от МЧС и полиции.

— Нас читает очень много людей, и должно быть понимание: что можно публиковать, а что нет, — говорит Игорь. — Например, присылают фото машины с геолокацией и пишут, что она стоит уже две недели. Мы такое не публикуем. Потому что если мы напишем, что где-то стоит брошенная машина, ее той же ночью разберут. А может, ее владелец в отпуске или больнице.

По словам Игоря, обычные сообщения об авариях в «ДТП и ЧП | Санкт-Петербург» не проверяют, но если, например, им пишут о взрыве, то редакторы ждут, пока эту информацию подтвердят несколько очевидцев.

— Недавно была история с подростком, у которого сработало в руках взрывное устройство, — говорит Игорь. — Когда пришло первое сообщение о взрыве, мы не стали это публиковать. Когда нам прислали фотографию с места событий, я проверил, не было ли ее раньше в интернете. Только когда мы убедились в том, что что-то действительно произошло, мы опубликовали новость.

Кому помогает «ДТП и ЧП» и как группу использует полиция

Сейчас во «ВКонтакте» более 1,5 тысячи групп с названием «ДТП и ЧП», но петербургская была первой. Среди них есть как паблики о происшествиях в разных городах, так и клоны петербургской группы. «Сначала это бесило, но сейчас мы привыкли», — говорит Евгений.

Информацию из «ДТП и ЧП | Санкт-Петербург» берут газеты и телеканалы, многие новости изначально появляются именно там. Когда в петербургском метро произошел теракт, администраторы группы работали до ночи: собирали фото и видео очевидцев, проверяли информацию, которую присылали горожане, чистили комментарии. По словам Евгения, за неделю у группы стало больше на 100 тысяч подписчиков.

Евгений Гулак

Иногда, по словам администраторов «ДТП и ЧП | Санкт-Петербург», к ним обращаются полицейские с просьбой дать контакты людей, опубликовавших видео с места происшествия, аварийные комиссары следят за постами в группе и выезжают туда, где произошло ДТП, чтобы предложить свои услуги.

— Мы много раз помогали людям найти пропавших животных, родственников, документы, — рассказывает Игорь. — Полиция сама часто отправляет людей к нам: угон, свидетелей не найти — идите в «ДТП и ЧП».

Год назад очевидцы прислали в группу фотографии кота, который жил в припаркованной на набережной Фонтанки машине. Как оказалось, хозяин не смог взять животное с собой в отель. Новость подхватили СМИ, и в тот же день хозяин гостиницы разрешил коту поселиться в номере.

— Несколько дней назад в Кировском районе пропал пес, джек-рассел по кличке Майло, — рассказывает Дмитрий, один из редакторов «ДТП и ЧП | Санкт-Петербург». — Мы публикуем об этом пост. Дальше один из подписчиков присылает фото щенка, бегающего по улице. Мы связали его с хозяином собаки, и они начали искать пса уже вдвоем. К ним присоединилась целая толпа народу, они выслеживали этого пса, дворников опрашивали. В итоге нашли.

Евгений рассказывает, как группа помогла найти угнанный УАЗ: «Мы только разместили новость в группе, как какая-то женщина пишет, что у нее эта машина стоит во дворе. Мы сразу удалили пост, чтобы угонщики не передвинули автомобиль, а женщина вызвала полицию. Пока не приехал хозяин УАЗа, она сторожила машину. Всё закончилось хорошо: пострадавший отблагодарил женщину за помощь, подписчики очень радовались, что машина нашлась.

Как зарабатывают администраторы и почему планируют создать свою соцсеть

По словам Евгения, «ДТП и ЧП | Санкт-Петербург» зарабатывает только на рекламе. Объем дохода владельцы группы не раскрывают, но говорят, что в день в паблике выходит четыре-пять рекламных постов.

Помимо «ДТП и ЧП | Санкт-Петербург», у администраторов есть группа, посвященная угонам, паблик «Признавашки ДТП и ЧП», куда попадает то, что не публикуется в основной группе, а также сайт и приложение «Мегаполис».

—Развивать группу во «ВКонтакте» смысла нет, она рано или поздно дойдет до предела, после которого мы не сможем дальше двигаться, — говорит Игорь. —Чтобы не уткнуться в тупик, мы придумали новый масштабный проект — «Мегаполис».

Приложение «Мегаполиса» вышло в феврале 2017 года, сайт пока находится на стадии доработки. На этом ресурсе, по словам его создателей, будет собираться вся информация об авариях, пропавших животных, найденных документах, поиске свидетелей ДТП.

— Это своего рода социальная сеть, — поясняет Игорь, — куда человек может написать, что он потерял проездной. Пользователи могут посмотреть на карте, какие аварии и ЧП произошли рядом с ними, а также просто почитать новости, выбрав при этом тот раздел, которых их интересует. Новости, которые не можем разместить в группе во «ВКонтакте», будут публиковаться в «Мегаполисе».

В планах у команды «ДТП и ЧП | Санкт-Петербург» распространить «Мегаполис» не только в Петербурге, но и по всей России.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.