23 октября 2014

Театр Достоевского: десять петербургских спектаклей по прозе писателя

В выходные театр «Приют комедианта» представляет премьеру — постановку по роману Федора Достоевского «Братья». В городе, досконально описанном Достоевским, театры всегда с болезненной нежностью относились к прозе этого писателя. «Бумага» выбрала десять постановок по текстам Достоевского, в которых люди страдают, унижаются и не могут больше терпеть жизни.
Фото из спектакля Театра балета Бориса Эйфмана «По ту сторону греха»
«Братья»
«Приют комедианта»

Ближайшая премьера по Достоевскому — постановка «Братья» молодого режиссера Евгении Сафоновой по мотивам романа «Братья Карамазовы». Жанр постановки характеризуется как «психоделический коллаж». Ни о каком следовании роману речи не идет: основываясь на собственных размышлениях о тексте, режиссер и команда молодых артистов из «Этюд-Театра» представляют набор зарисовок, основанных на некоторых сюжетных коллизиях и персонажах.

«Идиот. Возвращение»
«Мастерская»

Григорий Козлов поставил в своем театре на Народной улице четырехчасовой спектакль по фрагменту романа Достоевского. В основу легла лишь первая часть «Идиота»: князь Мышкин возвращается домой, знакомится с другими персонажами и оказывается в итоге у Настасьи Филипповны. В отличие от предыдущей постановки «Идиот. Возвращение», это внимательный, практически без отступлений, перенос текста Достоевского на сцену.

«Кроткая»
«Мастерская»

Еще одна работа «Мастерской» по Достоевскому — более камерная и менее продолжительная — «Кроткая». Автор спектакля — Андрей Гаврюшкин, он же исполнитель главной роли. Сценическими средствами мир постановки делится на реальный и загробный, а артисты пересказывают драматическую историю, в которой уязвленное самолюбие пересиливает чувство к другому человеку.

«Двойник»
Александринский театр

Самая большая концентрация постановок по Достоевскому — на сцене Александринского театра. Его худрук Валерий Фокин обращается к текстам этого писателя на протяжении всей своей творческой карьеры. Спектакль «Двойник» основан на одноименной фантастической повести писателя. Постановка Фокина — первая реализация текста на театральной сцене, чем в Александринке очень гордятся. В этом спектакле сочетаются музыка, вокал, пластика, а действие происходит в декорациях Петербурга, по большей части тех, что принято называть «Петербургом Достоевского».

«Литургия Zero»
Александринский театр

Еще одна постановка Фокина по Достоевскому в Александринке — спектакль «Литургия Zero». В основанном на романе «Игрок» спектакле режиссер вслед за писателем исследует тему распада человеческой личности. Игра и рулетка порабощают персонажа и подвергают его личность значительной и фатальной деформации.

«Сон смешного человека»
Александринский театр

Третий спектакль по Достоевскому в Александринском театре (но уже не Валерия Фокина, а Ирины Керученко) — «Сон смешного человека». Спектакль вновь о том, что порой происходит с самыми лучшими устремлениями души человека. В этот раз тема катастрофического саморазрушения раскрывается через разрушение мира вокруг главного героя, смешного человека, в исполнении молодого артиста Ивана Ефремова.

«Подросток»
МДТ

На сцене МДТ Олег Дмитриев поставил роман Федора Достоевского «Подросток», в котором речь идет о конфликте между отцом и сыном и о том, как формируется личность главного героя: через алчность и желание наживы. Под музыку Баха, Вертинского и Паганини режиссер выстраивает на сцене повествование, в котором нет катарсиса и расслабления — все действие происходит на пике напряжения.

«Преступление и наказание»
Театр имени Ленсовета

На камерной сцене Театра имени Ленсовета идет спектакль студии театра «Преступление и наказание». По задумке, молодые артисты в постановке вновь должны напомнить, насколько ценна человеческая жизнь и как важно помнить, что идея — это всего лишь идея. Замысел постановки учитывает современный контекст, в котором фамилии Раскольникова находится множество трагически известных синонимов, таких как Брейвик и другие.

«Идиот. 2012»
Молодежный театр на Фонтанке

Еще одна постановка по «Идиоту» Достоевского — спектакль Семена Спивака и Галины Барышевой «Идиот. 2012» на Малой сцене Молодежного театра на Фонтанке, изначально созданный как студенческая работа курса Спивака и вошедший впоследствии в репертуар театра. Постановка, в отличие от спектакля «Мастерской», охватывает текст романа полностью и сосредотачивает внимание зрителя на таких вопросах, как чистота человеческого сердца, проблема искренности и сложность взаимопонимания.

«По ту сторону греха»
Александринский театр

На сцене Александринского театра свою постановку по Достоевскому «По ту сторону греха» представляет Театр балета Бориса Эйфмана. Хореограф переработал свою постановку 1995 года «Карамазовы» и представил новое пластическое прочтение романа. В основе спектакля — убежденность Эйфмана в существовании в современной действительности тотального кризиса ценностей. Отталкиваясь от этого, хореограф рассуждает о вере, безверии, природе человеческой греховности и спасении.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.