Театр Достоевского: десять петербургских спектаклей по прозе писателя

В выходные театр «Приют комедианта» представляет премьеру — постановку по роману Федора Достоевского «Братья». В городе, досконально описанном Достоевским, театры всегда с болезненной нежностью относились к прозе этого писателя. «Бумага» выбрала десять постановок по текстам Достоевского, в которых люди страдают, унижаются и не могут больше терпеть жизни.
Фото из спектакля Театра балета Бориса Эйфмана «По ту сторону греха»
«Братья» , «Приют комедианта»
Ближайшая премьера по Достоевскому — постановка «Братья» молодого режиссера Евгении Сафоновой по мотивам романа «Братья Карамазовы». Жанр постановки характеризуется как «психоделический коллаж». Ни о каком следовании роману речи не идет: основываясь на собственных размышлениях о тексте, режиссер и команда молодых артистов из «Этюд-Театра» представляют набор зарисовок, основанных на некоторых сюжетных коллизиях и персонажах.
«Идиот. Возвращение» , «Мастерская»
Григорий Козлов поставил в своем театре на Народной улице четырехчасовой спектакль по фрагменту романа Достоевского. В основу легла лишь первая часть «Идиота»: князь Мышкин возвращается домой, знакомится с другими персонажами и оказывается в итоге у Настасьи Филипповны. В отличие от предыдущей постановки «Идиот. Возвращение», это внимательный, практически без отступлений, перенос текста Достоевского на сцену.
«Кроткая» , «Мастерская»
Еще одна работа «Мастерской» по Достоевскому — более камерная и менее продолжительная — «Кроткая». Автор спектакля — Андрей Гаврюшкин, он же исполнитель главной роли. Сценическими средствами мир постановки делится на реальный и загробный, а артисты пересказывают драматическую историю, в которой уязвленное самолюбие пересиливает чувство к другому человеку.
«Двойник» , Александринский театр
Самая большая концентрация постановок по Достоевскому — на сцене Александринского театра. Его худрук Валерий Фокин обращается к текстам этого писателя на протяжении всей своей творческой карьеры. Спектакль «Двойник» основан на одноименной фантастической повести писателя. Постановка Фокина — первая реализация текста на театральной сцене, чем в Александринке очень гордятся. В этом спектакле сочетаются музыка, вокал, пластика, а действие происходит в декорациях Петербурга, по большей части тех, что принято называть «Петербургом Достоевского».
«Литургия Zero» , Александринский театр
Еще одна постановка Фокина по Достоевскому в Александринке — спектакль «Литургия Zero». В основанном на романе «Игрок» спектакле режиссер вслед за писателем исследует тему распада человеческой личности. Игра и рулетка порабощают персонажа и подвергают его личность значительной и фатальной деформации.
«Сон смешного человека» , Александринский театр
Третий спектакль по Достоевскому в Александринском театре (но уже не Валерия Фокина, а Ирины Керученко) — «Сон смешного человека». Спектакль вновь о том, что порой происходит с самыми лучшими устремлениями души человека. В этот раз тема катастрофического саморазрушения раскрывается через разрушение мира вокруг главного героя, смешного человека, в исполнении молодого артиста Ивана Ефремова.
«Подросток» , МДТ
На сцене МДТ Олег Дмитриев поставил роман Федора Достоевского «Подросток», в котором речь идет о конфликте между отцом и сыном и о том, как формируется личность главного героя: через алчность и желание наживы. Под музыку Баха, Вертинского и Паганини режиссер выстраивает на сцене повествование, в котором нет катарсиса и расслабления — все действие происходит на пике напряжения.
«Преступление и наказание» , Театр имени Ленсовета
На камерной сцене Театра имени Ленсовета идет спектакль студии театра «Преступление и наказание». По задумке, молодые артисты в постановке вновь должны напомнить, насколько ценна человеческая жизнь и как важно помнить, что идея — это всего лишь идея. Замысел постановки учитывает современный контекст, в котором фамилии Раскольникова находится множество трагически известных синонимов, таких как Брейвик и другие.
«Идиот. 2012» , Молодежный театр на Фонтанке
Еще одна постановка по «Идиоту» Достоевского — спектакль Семена Спивака и Галины Барышевой «Идиот. 2012» на Малой сцене Молодежного театра на Фонтанке, изначально созданный как студенческая работа курса Спивака и вошедший впоследствии в репертуар театра. Постановка, в отличие от спектакля «Мастерской», охватывает текст романа полностью и сосредотачивает внимание зрителя на таких вопросах, как чистота человеческого сердца, проблема искренности и сложность взаимопонимания.
«По ту сторону греха» , Александринский театр
На сцене Александринского театра свою постановку по Достоевскому «По ту сторону греха» представляет Театр балета Бориса Эйфмана. Хореограф переработал свою постановку 1995 года «Карамазовы» и представил новое пластическое прочтение романа. В основе спектакля — убежденность Эйфмана в существовании в современной действительности тотального кризиса ценностей. Отталкиваясь от этого, хореограф рассуждает о вере, безверии, природе человеческой греховности и спасении.
ТЕГИ: 
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Новости

все новости

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.