К любительским театрам часто относятся как к кружкам по интересам: кто-то после работы идет в спортзал, а кто-то — в театральную студию. Между тем непрофессиональные театры города, по оценкам критиков, находятся на неплохом уровне, многие из них участвуют в серьезных фестивалях и даже соревнуются с академическими труппами.
«Бумага» рассказывает, зачем петербуржцы идут в любительские театры и как к театрам-студиям относятся в городе.
Фото из архивов театра-студии СПбГУ
В Петербурге около сотни государственных и негосударственных театров. Назвать число непрофессиональных театров затруднительно — соответствующей переписи в городе не проводилось. Практически при каждом высшем учебном заведении есть своя студенческая театральная студия; театральные кружки есть в школах, детских и студенческих центрах и даже в некоторых крупных компаниях.
Юрий Ерофеев,
председатель оргкомитета фестиваля любительских театров «Театр начинается»:
— Любительские театры находятся на особом положении в сравнении с государственными: они ничем не связаны — никакими творческими, политическими и даже финансовыми обязательствами перед кем-то. Поэтому выбор драматургии, материала, очень широк. Эти театры делают что хотят и как хотят. У них больше свободы творчества. Но и отношение общественности к ним другое, не такое, как хотелось бы. Конечно, у любительских театров есть ошибки, связанные в основном с нарушением некоторых академических канонов, которые устанавливают, как правило, театральные критики. Но любители тем и отличаются, что они работают по наитию, следуют интуиции. Многие зрители приходят на спектакли и потом говорят, что этим труппам нужно на профессиональную сцену. Есть, конечно, самодеятельность. Нужно отличать любительский театр от самодеятельности, инициатив, как раньше были при ЖЭКах.Сами театры-студии относятся к своей деятельности серьезно, многие даже мечтают обзавестись собственными помещениями. Как, например, театр пантомимы и пластики «Ателье», которому уже почти тридцать лет. По словам его руководителя Людмилы Беловой, в то время как лаборатория только появилась, организовать театральную студию было в разы проще, чем сейчас. Пантомима, пластический театр были тогда популярными направлениями, хотя и достаточно однообразными. Сложности возникали только с поиском помещения и, конечно, с финансированием. «Кажется, что тридцать лет — это очень много, — рассказывает Людмила Белова. — Но у нас же не академический театр, здесь все время бурлит жизнь, всегда много молодежи». Тема профессионализма часто становится болевой точкой для любительских театров. В отсутствии таких формальных показателей, как регулярная заработная плата, труппа со специальным образованием, постоянное помещение и тому подобных, театры-студии убеждены, что свидетельство профессионализма заключается вовсе не в этом.
Часто любительскими труппами руководят профессиональные режиссеры. Как, например, в случае с театром «Ателье», так и в случае театра «Мы», созданного два года назад Магдаленой Курапиной, артисткой, выступающей в жанре бурлеска.