30 ноября 2012

Дизайн иначе, чем всегда: стол-зевака и лампа-клетка

В галерее bulthaup открылась экспозиция современного дизайна — «Иначе, чем всегда». Выставка, созданная немецкими дизайнерами, объехала почти всю Европу и только в этом году оказалась в Петербурге. Среди работ, большинство из которых принадлежит мастерам Германии, есть несколько объектов петербургской школы. «Бумага» побывала на выставке и узнала, почему в России появляются независимые мастерские и как наши дизайнеры, следуя опыту европейских коллег, борются с силой привычки.

Фото: Катерина Гаврило / «Бумага»
Подобный проект, признают кураторы, для России в новинку. В отличие от Европы, где существует множество частных мастерских и галерей, в Петербурге молодые дизайнеры только начинают развиваться и формировать свою школу. Выставка «Иначе, чем всегда» показывает, какие функции и идеи могут быть воплощены в обычных предметах интерьера. Например, традиционный деревянный стол, сделанный Ярославом Мисонжниковым, служит ещё и местом отдыха нерадивого ученика. Стол-зевака, благодаря поверхности из латекса, позволяет спать на лекциях с комфортом. Ярослав предусмотрел все потребности студента: есть даже специальная керамическая поверхность под партой, куда он может приклеить жевачку, отдельный ящик для презервативов, вешалка для сумки и держатель для провода зарядки. Для реализации подобного объекта, который изготавливался не оптовой партией под заказ клиента, а в штучном экземпляре, безусловно, были необходимы финансовые затраты. Поддержку дизайнеру оказала директор галереи Лина Перлова. Ярослав принёс ей проект на бумаге, а через какое-то время он смог воплотить его в жизнь. Вообще, как отмечают многие молодые дизайнеры, основная проблема в России — это производство: идей достаточно, а вот мастерских, которые в короткие сроки и за доступные средства изготовят нужный объект, практически нет. Ремесленное дело в России пока не развито — в отличие от Европы, где государство оказывает всяческую поддержку независимым мастерским. Этим летом Ярослав проходил стажировку в Эйндоховене в одной из лучших голландских студий Кики ван Эйк и Йоста ван Блейсвийка. — Они как занимаются созданием штучных вещей, так и работают для больших компаний, выпуская тысячные тиражи объектов, — рассказывает Ярослав. — У них огромная мастерская — 1000 квадратных метров. В Эйндоховене вообще много промышленных помещений, так как там располагалась компания Philips. Потом она съехала и эти помещения заняли дизайнеры, а государство поддерживает независимые студии и даёт большие скидки на аренду. Постепенно и в России начинают появляться частные мастерские. Молодой дизайнер Александр Каныгин три года назад решил открыть свою студию дизайна. Сейчас он производит объекты для продажи и штучные экземпляры для выставок. Александр считает, собственная мастерская даёт возможность свести к минимуму количество участников, задействованных в производстве, и ликвидировать пропасть между человеком, который рождает идею, и человеком, который воплощает её в материальный объект. Однако по меркам Европы частная мастерская — это большой шаг даже для мастера со стажем. — У западных дизайнеров довольно-таки плавный и долгий путь до своей мастерской. Они знают, чем будут заниматься после окончания института и они понимают концепцию развития себя как дизайнера. Здесь, в Санкт-Петербурге, пока не понятно, как делать и что делать. Нет такой сформированной дизайнерской школы. И, к сожалению, в отличие от Европы, у нас нет сегмента, который называется ремесленным дизайном. Поэтому дизайнеры отдают свои объекты другим производителям. В рамках проекта «Иначе, чем всегда» Александр Каныгин показал звериную сущность предметов интерьеров, представив обеденный стол в образе большого жёлтого медведя. Этот объект, по словам автора, довольно затратный и сложен в реализации. Такой предмет изготавливается в штучном экземпляре специально для выставок. Владельцы мастерской MaximovichМаксим Максимов и Анна Денисенко — также столкнулись c проблемой производства. Для одной из выставок во Флоренции Анна разработала сложную модель подсвечника. Ни в Петербурге, ни в Москве заводы не решились взяться за реализацию проекта. — Только в Красноярске мы нашли девушку-кузнеца, которая воплотила мою идею в жизнь. Эта история показала, что контролировать производство нужно самому дизайнеру, — говорит Анна. В мастерской Анна и Максим создали пять объектов, которые были выставлены в галерее bulthaup. Анна придумала светильник «Cage», воплотив в предмете образ клетки, из которой выпорхнула птица, оставив излучающее свет яйцо. Объект Максима называется «Here» — стрелка указывает на важную вещь, которую человек может по случайности забыть. Объект может служить дистанционным автоответчиком для общения между двумя людьми, которые живут в одной квартире. Эти предметы выполнены в одном  экземпляре. Как говорят авторы, производство подобных дизайнерских вещей для них пока остаётся хобби, доход же они получают с заказов компаний на большие партии объектов. Выставка «Иначе, чем всегда» продлится до 14 декабря Адрес: Большая Конюшенная, 2, 1-й подъезд Пн-пт: 11.00–20.00, сб-вс: 11.00–19.00  Вход свободный

Читайте также:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Exit mobile version
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.