15 июля 2014

Дельные люди: основательница фонда Calvert 22 — о балансе искусства и коммерции

Нонна Матеркова, основательница и директор фонда Calvert 22, популяризирующего современное российское искусство на Западе, объясняет, есть ли у креативной индустрии бизнес-потенциал. Почему приходится «биться» с кураторами и как Великобритания учит быть скромнее — в рассказе инвестиционного банкира и главы некоммерческого фонда.

 

Нонна Матеркова

Основательница и директор фонда Calvert 22

 

Инвестиционный банкир, в прошлом стипендиат фонда Ельцина и Британского совета, работала над инвестиционными проектами и финансовыми отчетами в партнерстве с министерством финансов РФ, региональными администрациями и офисом Всемирного банка в России. В 2008 году в Лондоне основала некоммерческий фонд Calvert 22, главная цель которого — продвижение современного искусства из России.

 
 

О том, зачем в Великобритании продвигать молодых россиян

В Великобритании я прожила достаточно долго, чтобы судить, насколько перекошен образ России. К сожалению, все, что показывают о ней, имеет некий негативный подтекст. Мне же хотелось сделать что-то, связанное с молодежью, которую я постоянно видела, приезжая сюда. Она до сих пор остается в тени, а ведь есть масса интересных примеров. Говорить постоянно о прошлом — Эрмитаже, литературе и балете — невозможно, люди хотят видеть что-то современное. Для меня это стало вызовом. Я купила лофт в Ист-Энде, самом творческом районе Лондона. С самого начала замышляла это как некоммерческий проект и не собиралась превращаться из инвестиционного банкира в галеристку, как теперь меня часто называют. Я не продаю искусство, а просто создаю площадку для диалога, чтобы проводить некую просветительскую деятельность.  

О потенциале искусства как бизнеса

Современное искусство — это феномен не только для Великобритании, но и для всего мира. На выставки и арт-ярмарки съезжаются коллекционеры, вокруг этого строится колоссальный бизнес. Например, Frieze Art Fair активно поддерживает Deutsche Bank. Как финансисту мне понятно, что это очень интересная площадка для коммуникации. Культура глубоко зависима от бизнеса везде. Но в Британии больше развита филантропия, кроме того, больше людей, которые коллекционируют и разбираются в искусстве. Все больше появляется примеров, когда крупный бизнес работает в связке с креативной индустрией. У того же Frieze очень интересная бизнес-модель. В то время как другие выставки закрываются, они только расширяются. Это говорит об одном: о правильно продуманной структуре, о грамотной работе со спонсорами.  

Об умении делегировать

Я сразу решила, что создаю платформу, поддерживаю ее и развиваю концепцию, но ни в коем случае не буду вмешиваться в профессиональную деятельность кураторов. В Британии я научилась тому, что надо обязательно быть профессионалом, нельзя быть нескромным, нужно интегрироваться в сообщество и играть по его правилам. Прийти и неуважительно относиться к экспертизе и знанию, было бы неправильно.  

О балансе культуры и бизнеса

Если честно, я не всегда продумываю экономические последствия того или иного шага в случае с проектами Calvert 22. Все-таки в благотворительной организации нужно рассчитывать скорее на социальный эффект. Но я вижу, что информация, которую мы накапливаем, — это огромный бизнес-ресурс, и надо пытаться его каким-то образом монетизировать. В этом смысле у меня срабатывают рефлексы бизнесмена, и иногда у нас случаются небольшие «битвы» с кураторами. Людей искусства совершенно не интересует вопрос денег.  

О том, почему важно преодолевать снобизм

Есть одна вещь, с которой я никак не могу смириться. Кураторская среда в Британии очень интересно образована. Это безусловно высокоинтеллектуальные люди, но все они вращаются в очень узких кругах. Я вижу много высокомерия и снобизма по отношению ко всему тому, что не касается непосредственно искусства. Я столкнулась с одним куратором, который заявил, что его вообще не интересует, сколько людей приходит на его выставки: «Мне интересно, чтобы туда пришли те, кто это поймет». Но это же абсолютно нежизненно, важно же популяризировать искусство. Именно поэтому нужно искать баланс между качественным, но при этом популистским в хорошем смысле контентом. Любая выставка — это трата денег. Если мы сделаем ее чересчур высоколобой, ради кого все это будет? Ради куратора? Надо же делать для людей — в этом весь смысл.  

О том, как культура может стать индустрией

Calvert Forum показал, что в креативной индустрии России заложена масса идей, но совершенно нет знания о том, как эти идеи применить на практике: как запустить предприятие, как поддерживать стабильную работу. Во всех областях нужен грамотный менеджмент. Креативная индустрия в Великобритании, напротив, играет важную роль в экономике. В Лондоне эта сфера деятельности стоит на втором месте после финансового сектора. Сейчас Британия широко экспортирует этих специалистов, а они, в свою очередь, вкладывают огромный процент в экономику.  

О том, почему одной веры в себя недостаточно

Надо помнить, что риски есть всегда, они не должны никого останавливать. Приехав в Британию со стипендией Британского совета, я увидела, что на самом деле можно сделать очень много. Прежде чем дать совет молодому человеку, я вспоминаю, что делала сама. Я следовала довольно избитым принципам. Прежде всего это вера в то, что ты делаешь, визуализация, общение с включенными в индустрию людьми — так создается необходимая энергия. Кроме веры, нужно обязательно иметь четкий план: где ты хочешь быть через три года, какие у тебя ресурсы, если нет ресурсов, где их можно раздобыть, как использовать контакты, как позиционировать себя.  

О смене приоритетов

Даже скрывать не буду, что Calvert 22 — это попытка добрать то, чего мне не хватало раньше. Когда я начинала, период был очень жесткий: мне нужно было сосредоточиться на деле и добиваться намеченных профессиональных целей. Сейчас мой инвестиционный бизнес работает, я присматриваю за портфелем, но могу заниматься и другими вещами. Нынешнее время можно назвать лучшими годами: общение с молодежью дает массу впечатлений — я постоянно учусь.  
Личное правило Верить в себя, какой бы странной идея ни казалась. Главный совет Не бойтесь идти ва-банк, но всегда имейте план Б. Книга, достойная внимания «Идиот» Федора Достоевского. Я уважаю людей, которые могут показаться эксцентриками, но они верят в то, что делают, и благодаря этому окружающие меняют свое отношение.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.