8 июня 2015

«Аттракцион для взрослых»: что такое крафтовая революция и зачем мужчины покупают домашние пивоварни

Среди российских городов, переживающих пивной бум, Петербург стоит в авангарде: здесь больше всего локальных пивоварен, а сам напиток уже перестал быть элементом низкой культуры. Роль крафтовой революции в обществе и экономике даже обсуждалась на конференции в Смольном институте свободных искусств и наук.
На волне увлечения пивоварением «Бумага» рассказывает, откуда в Россию пришла мода на местное пиво, как Петербург возглавил отечественную крафтовую революцию, что нужно знать пивовару-любителю и сколько стоит домашний пивной завод.
В так называемой крафтовой революции — повальном увлечении домашним пивоварением среди любителей — из российских городов лидирующее положение занял Петербург. Здесь работает больше всего локальных пивоварен, таких как AF Brew, «Бакунин Brewery», Labeerint Brew. Они поставляют продукт не только в питейные заведения города, но и для экспорта. Вкус к домашнему производству пива и эля появился и у множества обычных горожан: за небольшие деньги они покупают оборудование для пивоварни и делают напитки для себя и друзей.
Производство крафтового пива стало своего рода новом ремесленничеством. В создании продукта не принимают участие крупные компании. Партии обычно ограничиваются несколькими тысячами литров, а для варки в случае необходимости часто берутся в аренду старые производства, а не создаются новые. Кирилл Мартынов, доцент гуманитарного факультета московского НИУ ВШЭ и автор исследования о крафтовой революции и ее последствиях для России, замечает, что напитки локального производства всегда отмечены местом происхождения, а мобильность и отсутствие больших партий позволяют производителям широко экспериментировать с рецептурой и вкусовыми качествами.

Как зарождалась крафтовая революция

Начало крафтовой революции относят к 70-м годам прошлого века. Тогда в США производство и потребление сваренного любителями пива переросло в мелкий и средний бизнес. Мартынов в докладе, посвященном своему исследованию, рассказывает, что за последние двенадцать лет производство крафта в Соединенных Штатах кардинально изменило рынок пивных напитков: крупные компании впервые теряют рынок под влиянием локальных производств. В 2014 году крафту принадлежало 52 % американского рынка.
Крафтовое пиво и эль очень популярны в Европе. При этом интерес к такому производству вслед за американцами выразили страны без богатой пивной культуры. Индустрия стремительно развивается в Норвегии, Дании, Нидерландах и Шотландии, а вот немцы, англичане и бельгийцы в данном случае к инновациям отнеслись с осторожностью.

Крафт в России

В России в целом и Петербурге в частности крафт стал не только естественным средством импортозамещения, но и успешным малым бизнесом. Производство и дистрибуция пива и эля, сваренных в домашних условиях, стали мощным стимулом для развития алкогольной культуры. В городе стали возникать бары с пивной тематикой и соответствующей кухней. Одним из первых было заведение Craft Bier Cafe на Гагаринской улице.
Успешную индустрию сопровождают и разного рода сложности. Среди главных проблем крафта Кирилл Мартынов называет нестабильность рынка, неопределенные перспективы импорта солода и хмеля и риски санкций: в 90 % случаев сырье у российского крафта импортное. Кроме того, в стране для алкогольной продукции появляются новые запретительные законы, а в отличие от производителей вина у пивоваров нет господдержки. Тем не менее, как считает Мартынов, крафт крайне успешен и спрос даже постоянно превышает предложение.
Из исследования Кирилла Мартынова:

«До тех пор, пока государство относительно не вмешивается в деятельность крафтеров, пример этого растущего рынка является одним из наиболее впечатляющих примеров импортозамещения. Если в 2012 году все „хорошее пиво“ было импортным, то к 2015 году российское крафтовое пиво способно находить признание ценителей на европейском рынке».

Домашнее пивоварение

Высокое качество напитка не только сделало российское крафтовое пиво конкурентноспособным продуктом, но и из низкой культуры привнесло его в кулинарию: пиво теперь выступает в той же роли, что и вино. Для пивоваров, не ориентирующихся на рынок, а занимающихся варкой для личных нужд, крафт стал своего рода хобби.
Йос Фрумкин
совладелец кафе-бара «Фартук»:

— Варка — это очень увлекательно, чем-то напоминает сборку конструктора Lego. В процессе важна педантичность действий и ничего более: строго соблюдать технологию, следовать инструкции и следить за температурой. Моя первая варка вышла довольно приличной, но все равно не сравнимой с тем, что мы привыкли получать, например, в баре. Но это был мой первый опыт — в следующий раз, надеюсь, получится лучше.

Индустрия пивопроизводства сейчас стала доступнее: все, что нужно, есть под рукой. Тем более сегодня наблюдается настоящий пивной бум: все увлечены пивом вообще и крафтовым в том числе. Ну и когда в экономике все плохо, люди активно ищут себе увлечения — количество различных домашних производств значительно возрастает.

Непрофессионалы, занимающиеся приготовлением пива дома, используют чаще всего оборудование не для варки пива из зерна, а аппарат для брожения. «Приспособления именно для варки пива дома не разместишь, это уже размах небольшого производства», — рассказывает Михаил Колесников, pr-менеджер бара Union и пивовар-любитель.
Для создания крафтового напитка в домашних условиях необходима емкость для пива, сусло, дрожжи, термометр, средства для дезинфекции, бутылки. Самый простой набор на сайте магазина «МирБир», чуть ли не единственного в Петербурге поставщика оборудования для домашних пивоварен, стоит около 3 тысяч рублей.
Как говорит директор компании «МирБир» Игорь Лехнович, их основная аудитория — мужчины до сорока. Чаще всего это люди, которые находятся в поисках оригинального хобби и хотят самостоятельно создавать для себя и компании друзей качественный алкогольный продукт.
Михаил Колесников
pr-менеджер бара Union:

— Я любитель и делаю все по инструкции, которая прилагается к пивному заводику. Самое главное перед началом готовки — посоветоваться с профессионалом: он расскажет, какие ошибки можно допустить в процессе.

Как мне объяснили, лучше начинать с брожения, а не варки. Кроме того, важно понять, с какого именно сорта лучше начинать. Для этого отлично подходят темное и пшеничное, потому что в светлом или красном пиве, как говорят профессионалы, больше всего чувствуется брак.

Средняя розничная цена половины литра крафтового пива составляет 200 рублей. В домашней пивоварне можно произвести примерно 18–20 литров. «По себестоимости пиво получается дешевле, но люди делают это не для экономии, а ради самого процесса, — уверен Колесников. — Это такой аттракцион для взрослых».
Над материалом работали: Татьяна Иванова, Анна Косинская, Ксения Чапкевич
Бумага
Авторы: Бумага
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.