11 апреля 2018

Малая Медведица на Невском и Стрелец на Петроградской: 8 созвездий на фасадах петербургских зданий и их истории

Где в Петербурге встречаются изображения Большой Медведицы и Лиры, на каких зданиях искать драконов и дельфинов и кого архитекторы изображали чаще — орлов или львов?

«Бумага» публикует фрагменты лекции краеведа и автора рассылки об истории петербургских домов Алексея Шишкина о том, на фасадах каких магазинов, особняков, доходных домов и других зданий города можно встретить символы созвездий.

Большая и Малая Медведицы

Невский проспект, 21 и улица Достоевского, 44

Большая и Малая Медведицы почитались в Северной Европе задолго до основания Петербурга. Традиционная греческая трактовка Медведиц устоялась только в XVII–XVIII веках: Большая Медведица — это нимфа Каллисто, возлюбленная Зевса, которую бог превратил в медведицу и поместил на небо, чтобы сберечь от гнева супруги Геры. То же самое произошло и с собакой нимфы — она стала Малой Медведицей.

Однако медвежья символика у петербургских зодчих была не слишком популярна. Один из самых известных примеров — торговый дом Мертенса на Невском проспекте. Здесь можно найти сразу и Большую, и Малую Медведиц. Мертенс торговал мехами и в архитектуре магазина решил использовать свой логотип — полярного мишку, из меха которого, кстати, шуб не шьют. Малая Медведица заметна с улицы: она украшает замковый камень одной из трех арок фасада. Правда, из-за грандиозных размеров здания разглядеть ее трудно. Большая скульптура стоит во дворе здания: когда-то это был фонтан. Увидеть ее не так просто уже по другой причине: медведь оказался на территории бизнес-центра, проход во двор которого ограничен.

Еще одна пара медведей или медведиц стоит у другого немецкого предприятия в центре Петербурга — металлического завода Курта Зигеля на улице Достоевского. Для него две бронзовые скульптуры были своеобразной рекламой: они демонстрировали, что фирма может отлить всё, что угодно, — от художественного металла до труб и медной посуды. Как тут не вспомнить другое название созвездий — Большой и Малый ковши?

Дракон

Саперный переулок, 13 и Пушкинская улица, 20

Созвездие Дракона связывают с Ладоном, сторожившим молодильные яблоки гесперид — дар Гере и Зевсу на их свадьбу (поиск этих яблок и убийство дракона были одиннадцатым подвигом Геракла). По альтернативной версии, дракон представляет древнегрузинскую фауну и сторожил Золотое руно Колхиды, за которым прибыли аргонавты. Дракон — это страж, и неудивительно, что он появляется на фасадах и у парадных подъездов доходных домов: домовладельцы хотели передать жильцам чувство защищенности.

В Петербурге несколько десятков драконов. Они есть на доме в Саперном переулке, 13 или при входе в богемный дом «Пале Рояль» баронессы фон Таубе на Пушкинской улице. Второй — дом 1870-х годов, он прославился как любимое арендное жилье артистов всех мастей. Меблированные комнаты сдавались дешево, а правила проживания были нестрогие. Говорят, именно из парадной с драконами на свой первый концерт отправился Федор Шаляпин. Организаторы благотворительного концерта приехали в «Пале Рояль» за его старшим товарищем и учителем оперным певцом Мамонтом Дальским, но тот был непотребно пьян и выступать не мог. «Пусть Федька споет!» — благословил нетрезвый мэтр еще никому неизвестного ученика. Сегодня в доме с драконами коммунальные квартиры.

Лев

Дворцовая пристань, Адмиралтейский проспект, 13 и набережная Макарова, 4

Созвездие Льва воплощает собой образ Немейского льва — животного, побежденного Гераклом в первом подвиге. Лев — едва ли не самый популярный символ в петербургской архитектуре, но первые его изображения встречались в Приневье еще до 1703 года, ведь край был шведским, а лев — геральдическое животное этой страны.

К концу XVIII века на фасадах и улицах были десятки львов, сегодня их сотни, если не тысячи. Самые знаменитые петербургские львы — на Адмиралтейской набережной и у особняка Лобанова-Ростовского на Сенатской площади — напрямую наследуют итальянские традиции. Это копии флорентийских львов на площади Синьории.

Те, кто не копировал, изображали львов самым разным образом. Скажем, романтические «львы-философы» охраняли здание таможни — сейчас это Пушкинский дом.

Лира

Площадь Островского, 6 и Театральная площадь, 1

Миф говорит, что лира принадлежала Орфею, величайшему мифическому певцу. Арфа и лира в древности носили имена «цариц инструментов». На Древнем Востоке в оркестры собиралось до 500 лирщиков, а царей хоронили вместе с богато украшенными инструментами. На абсолютный рекорд в почитании струнных претендует Палестина: там, согласно античным авторам, в одном торжестве участвовало до 40 тысяч арфистов.

Неудивительно, что в Петербурге увидеть изображения лиры можно прежде всего на фасадах театров. Самая хорошо заметная — в центре фасада Александринского театра на площади Островского, а самая большая — на крыше Мариинского театра.

Есть у лиры и другие древние прозвища: «дарующая радость», «лекарство от меланхолии». Благодаря этим качествам лира попала и на фасады жилых домов. Она появлялась прежде всего в районах, где любила селиться склонная к веселью публика. Скажем, ее можно увидеть в районе Сенной площади: там всегда жило немало актеров, музыкантов и прочей богемы и хватало увеселительных заведений.

Орел

Улица Чапаева, 2, Большой проспект ПС, 83 и Невский проспект, 28

Кажется, благодаря государственному гербу орлов в Петербурге должно быть не многим меньше, чем львов, но нет. Да и большинство орлов — это двуглавые перепевки госсимвола, которые ничем не напоминают созвездие Орла.

Созвездие отсылает к жизни Зевса: орел был его вестником и за верную службу попал на звездное небо. Именно этим сюжетом руководствовался создатель одного из исключительных петербургских орлов — чиновник Буксгевден. Он выполнял поручения петербургского градоначальника, и неудивительно, что у входа в свой дом на пересечении улицы Куйбышева и Чапаева он усадил птиц-порученцев.

Еще один необычный орел еще недавно восседал на карнизе дома Барановской, занимающего целый квартал между Большим проспектом Петроградской стороны, набережной Карповки и Петропавловской улицей. Жителям квартала он полюбился: его использовали в качестве ориентира. Про поворот с Большого проспекта на набережную так и говорили: «Как увидите орла, поверните в его сторону». Увы, в конце 1980-х птица «упорхнула» в неизвестном направлении.

Нельзя не упомянуть и самого заметного на сегодня орла, вернее, белоголового орлана на доме компании Зингер. Это, не больше-не меньше, герб США: он указывал, что в этом доме квартирует фирма с американскими корнями. В советское время герб сбили, но в 2000-е воссоздали по старинным эскизам.

Дельфин

Верхний и Нижний парки Петергофа и Каменноостровский проспект, 1–3

Созвездие Дельфина также связано с романтическими похождениями олимпийцев. Якобы именно дельфин помог склонить нереиду Амфитриту к замужеству с Посейдоном. Позднее он исполнял при Посейдоне ту же функцию, что орел при Зевсе. Кроме того, дельфин был символом власти над стихией, силы и скорости, свободы и надежды на спасение для потерпевших кораблекрушение.

В Петербурге больше всего дельфинов можно обнаружить в Петергофе: строительство «северного Версаля» у моря должно было стать знаком окончательного установления царской власти на берегах Балтики.

В самом городе дельфины тоже есть. Например, в двух шагах от Планетария, при входе в дом Лидваль на Каменноостровском, 1–3. Возможно, дельфины у входа в апартаменты напоминали о чудесном перемещении владельцев через море — из Швеции в Россию. На первой родине они были почти нищими, а на второй стали придворными портными. Кстати, на доме Лидваль можно обнаружить также рысь и ящерицу. Такие созвездия есть и на небе.

Стрелец

Улица Рентгена, 9

Еще одно изображение на астрономическую тематику красуется на другом частном особняке Петроградской стороны — особняке Чаева на улице Рентгена. Дом в стиле модерн, принадлежавший инженеру, строившему северную ветку Транссиба, магнату Сергею Чаеву, украшает изображение стрельца — кентавра с луком. Это традиционная иконография кентавра по имени Кротос. Его соплеменник Хирон, согласно мифу, составил первый звездный атлас по заказу аргонавтов и сам хотел стать стрельцом. Но более молодой и нахрапистый Кротос его опередил, а Хирон стал созвездием Центавр. Отличить двух героев можно по атрибутам: у Кротоса лук и стрелы, у Хирона — копье или свиток.

На фасаде особняка Чаева на спине у стрельца девушка. Это еще один любопытный эпизод из греческой мифологии — похищение Гипподамии. Племя кентавров пригласили на свадьбу, где полулюди впервые попробовали вино. Хмельное ударило им в головы, и они решили похитить девушек, присутствовавших на торжестве, в том числе и невесту. Победу одержали гости со стороны жениха, отстоявшие честь дам, — это символ победы цивилизации над варварством.

26 мая Алексей Шишкин снова прочитает лекцию «Санкт-Петербургское небо: звезды на фасадах». Следить за расписанием можно на сайте Планетания.

Чтобы каждую неделю получать письма с историями петербургских домов, подпишитесь на тематическую рассылку «Бумаги»

Фото: citywalls.ru, citywalls.ru, citywalls.ru, citywalls.ru,  domofoto.ru,  wikipedia.org,  spb-guide.ru, wikipedia.org, vivien-m.livejournal.com, citywalls.ru, wikipedia.org, citywalls.rupixabay.com, citywalls.ru, citywalls.ru, liveinternet.ru

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.