8 июня 2023

Вы были в кофейном домике в Летнем саду? Оказывается, это бывший грот, сделанный по приказу Петра I

Это история из нашей рассылки «Удивительные истории петербургских домов и их жителей», ее ведет краевед Алексей Шишкин. Чтобы получать письма Алексея раз в неделю, вступите в Клуб друзей «Бумаги».

Новую серию писем мы решили посвятить «экзотическому Петербургу» — городу оранжерей, зверинцев, диковинных артефактов и непривычных глазу стилей. Первое письмо — о кофейном домике в Летнем саду, который часто упускают из виду сами петербуржцы.

Кофейный домик, Дворцовая набережная, д. 21. Как кафе в Летнем саду связано с дворцом императора Нерона

В 1704 году на южном берегу Невы на Почтовой набережной, которую все мы знаем сегодня как Дворцовую, началось сооружение летней резиденции для Петра I. При небольшом дворце был разбит «царский огород» — нынешний Летний сад.

Фото: Андрей Бок

Адрес домика на гугл-картах

Сад рос и украшался всё новыми причудливыми затеями: цветниками, скульптурами, фонтанами и павильонами во вкусе прочих монарших резиденций Европы того времени. 2 мая 1714 года Петр подписывает распоряжение: «В огороде сделать грот с погребами и ватеркунштом, о чем препорцию взять у боудиректора, о которой ему уже приказано».

«Препорция» — это смета на работы, «ватеркуншт», wasserkunst — «водяная затея», или попросту фонтан, а «боудиректор» — от немецкого Baudirektor, то есть руководитель по строительству.

Петербургский грот в Летнем саду на берегу Фонтанки придумал для Петра немецкий архитектор Андреас Шлютер, но выстроить его не сумел: зодчий скончался в 1714 году. Вести работы пришлось Михаилу Земцову, Жан-Батисту Леблону, а также архитекторам Микетти и Маттарнови. Однако и им работы давались с трудом — уж очень изощренную затею придумали для Летнего сада.

Фото: Андрей Бок

Грот состоял из трех помещений, отделанных голландскими зеркалами, привезенными из экзотических стран морскими ракушками (ими, возможно, были покрыты все стены), цветным мрамором из Европы и Африки, фонтанами, лепниной и жестяными скульптурами Нептуна, лебедей, дельфинов и амуров.

Чертеж грота из коллекции Эрмитажа

Тут же был размещен портрет Петра, а также множество аллегорических фигур: Правда, Добродетель, Ненависть и другие. Только на золочение скульптур Микетти потребовалось 100 тетрадей листового золота по 10 листов.

Но главная «фишка» — специальные музыкальные автоматы, приводимые в действие водой: орган и некая машина, имитирующая соловьиные трели. Специалистом по таким устройствам был Николо Микетти. Кстати, он же придумал фонтаны-шутихи в Петергофе: «Дубок», «Солнышко», скамейки, поливающие прохожих, и прочие шутки с обливанием.

Большая стоимость работ, а также сложность в поставке экзотических материалов привели к тому, что грот закончили отделывать только в 1725 году, уже после смерти Петра I. Грот сделался одним из главных украшений Летнего сада, причем посмотреть на него хотя бы снаружи мог любой желающий: павильон был отлично виден с воды и с противоположного берега Фонтанки. Кроме того, начиная с 1750-х годов императрица Елизавета разрешила в свое отсутствие пускать в сад хорошо одетых горожан.

Трелями водяного органа им было не насладиться, зато можно было вдоволь поразглядывать статуи Флоры, Навигации, Архитектуры, Терпсихоры, Цереры и прочих богинь, нимф, муз и просто аллегорических фигур, украшавших здание снаружи.

Наследники Петра уже не проявляли такого интереса к сооружению. Грот постепенно стал ветшать, при Екатерине II его использовали не для уединенных бесед с приближенными, а для хозяйственных нужд сада.

Утром 10 сентября 1777 года в Петербурге начался ураганный ветер, вода в Неве начала резко подниматься. К середине следующей ночи город был затоплен больше чем на 3 метра выше ординара. Число жертв исчислялось тысячами, особенно в беднейших районах, оказавшихся ниже уровня затопления. Наводнением был смыт старый регулярный Летний сад, учрежденный Петром I. Уничтожен волнами был и интерьер грота, оказавшегося в самом центре разгула стихии.

При Павле I к полуразрушенному гроту присматривался архитектор Федор Демерцов, составивший план его реконструкции в более современном стиле, но из-за убийства монарха работы так и не начались. К идее вернулись только в 1820-х, при Николае I. Заколоченный павильон сперва хотели привести в «первобытное состояние», то есть в первоначальный вид. Однако в итоге решились на перестройку.

Новый проект составил Карл Росси, главная петербургская звезда эпохи классицизма. Теперь грот стал Кофейным домиком, а в пару ему в парке был построен Чайный.

Причем таковыми они были не только по названию. Сад перестал быть царской резиденцией и превратился в парк для публики. Павильоны в нем сдавались в аренду. «Здесь лет тридцать содержал кафе итальянец Пияцци, известный тогда в Петербурге своими кондитерскими изделиями. Вслед за тем стали строиться и другие киоски, будки, эстрады и разные выгодные предприятия», — писала о Кофейном домике искусствоведка Жанетта Мацулевич в книге «Скульптура Летнего сада». Кстати о скульптуре: статуи с карниза грота никуда не делись. Их просто расставили по аллеям парка.

В ХХ и XXI веках реставраторы внимательно обследовали домик и обнаружили, что он не построен на месте грота, а, собственно, и есть грот, просто переменивший облик. Кладка стен сохранилась с петровского времени, а под павильоном уцелел глубокий подвал — скорее всего, в нем были скрыты хитрые механизмы, с помощью которых в павильоне звучала музыка и соловьиные трели.

Фото: Андрей Бок

Что здесь делать

  • Выпить кофе. Сейчас в здании работает «Арт-кафе „Кофейный домик“». Заодно можно осмотреть отреставрированные интерьеры времен Росси, в том числе эффектные изразцовые печи. Иногда в домике проходят бесплатные джазовые концерты. Кофейный домик рекомендует Наталья Карасева, соосновательница проекта Big City Art. Она предлагает отвергнуть стереотипы, что кафе рассчитано на туристов и называет его тайным местом, которое позволяет по-настоящему насладиться Петербургом, особенно если сесть в хорошую погоду за столик на улице. По словам Натальи, в Кофейном домике неплохой кофе и очень приличная шарлотка с шариком мороженого, которую здесь пекут сами.
  • Прогуляться по Летнему саду! Нынешний вид исторического парка относится к эпохе не Петра или Николая I, а Валентины Матвиенко. Масштабная реконструкция была проведена в 2008–2012 годах, после нее сад принял облик, которого не имел никогда за всю историю. В нем перемешаны воссозданные затеи XVIII века, уцелевшие элементы XIX–ХХ столетий и современные решения.
  • Посетить Летний дворец Петра I. Небольшой особняк в голландском вкусе — одно из самых хорошо сохранившихся зданий петровской эпохи. Строил его тот же коллектив авторов, что и первоначальный петровский грот. Особенно рекомендую музей ценителям архитектурной керамики (голландские плитки!) и старинных кухонь.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.