10 сентября 2021

Что известно о реконструкции «Фрунзенской». Ее обсуждают больше 6 лет — текущий проект предлагает высокое здание в форме подковы и еще 4 года работ

Вестибюль станции метро «Фрунзенская» в ближайшие годы, вероятно, будут перестраивать. Власти больше шести лет хотят создать там транспортный диспетчерский центр.

В сентябре новый проект реконструкции представили на согласование в Смольный. План предполагает, что работы продлятся четыре года, а на месте вестибюля появится семиэтажное здание в форме подковы. Часть членов Градсовета раскритиковала проект, из-за чего он может отправиться на доработку.

«Бумага» рассказывает, что известно о реконструкции «Фрунзенской», строительстве диспетчерского центра и сроках работ.

Подписывайтесь на наш канал в телеграме, чтобы получать новости быстрее всех

В сентябре на Градсовете представили проект реконструкции «Фрунзенской». У здания — семь этажей, оно похоже на подкову

8 сентября архитектурное бюро «А.С.+» представило проект реконструкции вестибюля станции метро «Фрунзенская» на Градостроительном совете. Сейчас совет заседает онлайн — 8 сентября на заседании побывала «Бумага».

Согласно проекту, над существующим вестибюлем надстроят здание, в котором будет находиться Единый диспетчерский центр (ЕДЦ). Там появятся офисы транспортных ведомств. Всего в здании может появиться два подземных этажа и пять надземных.

Нижние ярусы и два первых надземных этажа займет сама станция — там разместят машинный зал, вестибюль, служебные и технические помещения.

Третий, четвертый и пятый этажи предназначены для ЕДЦ. Предполагается, что на третьем этаже будут сидеть диспетчеры, в атриуме четвертого этажа разместится ситуационный центр и помещение для проведения оперативных совещаний, на пятом этаже оборудуют серверные, технические комнаты и сопутствующие помещения. Как сообщала пресс-служба метрополитена, предполагается, что в ЕДЦ будет работать около 150 человек.

Высота нового здания составит 27,3 метра. По своей форме оно будет напоминать подкову, отмечалось на заседании Градсовета. Над этажами, согласно проекту, возвышается стеклянный купол, в облицовке фасада планируют использовать камень и гранит, у здания будут алюминиевые панели.

По мнению авторов проекта из бюро «А.С.+», здание вписывается в контекст застройки Московского проспекта 40–50-х годов ХХ века, а стилистические решения — это «симбиоз исторической архитектуры и эстетики нынешнего времени».

Согласно проекту, на «Фрунзенской» должны увеличить число эскалаторов и изменить интерьеры вестибюля

Предполагается, что в ходе строительства нынешняя станция не будет демонтирована — новое здание надстроят над ней.

Но вместе с тем в ходе строительства изменят интерьеры вестибюля, а также увеличат число эскалаторов: вместо трех их станет четыре. Как может выглядеть новый вестибюль внутри, пока не сообщается.

Реконструкция «Фрунзенской» займет около четырех лет. Но когда начнутся работы — пока неизвестно

Предполагается, что работы на станции будут проходить в два этапа.

Первый этап — это непосредственно реконструкция станции с гидроизоляцией наклонного хода, увеличением числа эскалаторов, оборудованием новой линейки турникетов и зоны транспортной безопасности. Параллельно с этим будут строить здание ЕДЦ.

Второй этап — обустройство рабочих мест для диспетчеров, прокладка инженерных и кабельных сетей, а также наладка оборудования.

На каждый из этапов планируется выделить по два года. Как сообщали в пресс-службе метрополитена, работы могут начать уже в середине 2022-го и закончить в 2026-м. Но «Бумаге» в пресс-службе предприятия уточнили: конкретные сроки пока неизвестны.

Некоторые члены Градсовета раскритиковали проект. Если большинство архитекторов проголосуют против, его могут отправить на доработку

На заседании, посвященном реконструкции «Фрунзенской», присутствовало около десяти экспертов, большинство из которых — известные архитекторы. Четыре из них критически отнеслись к некоторым частям проекта.

Например, руководитель архитектурного бюро «Студия 44» Никита Явейн говорил, что здание слишком высокое для Московского проспекта

Никита Явейн
руководитель архитектурного бюро «Студия 44»

— Если мы не можем заглубить [здание], то нужно как-то либо очень сильно заглубить этот дом, либо делать его пониже — в пределах 20–23 метров. Но вот если 28, мне кажется, он уже попадает выше даже габаритов жилых домов, а вместе с тем масштаб у него очень крупный.

По мнению руководителя архитектурного бюро «А.Лен» Сергея Орешкина, зданию не хватает детализации, у него грубые формы. «Не петербургская совершенно стилистика и подход. Меня много смущает в этой работе. <…> Если мы продвинулись, то не в ту сторону, в которую надо бы городу», — отметил эксперт.

Глава комитета по градостроительству и архитектуре Владимир Григорьев согласился с членами Градсовета, которые высказались против.

Итоги Градостроительного совета пока не подведены, подтвердили «Бумаге» в пресс-службе КГА 10 сентября. Есть вероятность, что проект отправят на доработку: если за это проголосует большинство из присутствовавших на заседании 8 сентября членов совета.

Власти обсуждают размещение диспетчерского центра на месте «Фрунзенской» минимум шесть лет. Сначала форму здания хотели сделать похожей на паука

На месте вестибюля станции метро «Фрунзенская» уже давно хотят построить единый диспетчерский центр. Об этих планах было известно еще в 2015 году.

Предполагается, что в ЕДЦ разместят различные центры, которые следят за работой всего петербургского метрополитена. Власти также разрабатывали проект объединения там всех диспетчерских служб: наземного транспорта, ГИБДД, Дирекции по организации дорожного движения, ЗСД и КАД.

Власти Петербурга планировали, что в здании диспетчерского центра, которое возведут на месте вестибюля «Фрунзенской», будет несколько этажей. В изначальном эскизе здание напоминало паука: у него был стеклянный фасад в виде овала и несколько исходящих в стороны конструкций, похожих на лапы.

Первым проектировщиком здания была петербургская компания Suart: та же, которая проектировала вестибюль «Горьковской» и торговый комплекс «Адмирал» со встроенным вестибюлем «Адмиралтейской».

Нереализованный проект реконструкции станции метро «Фрунзенская» от компании Suart, 2015 год

Метрополитен несколько раз объявлял конкурсы на проектирование центра. В итоге им занялась московская компания

Начиная с 2015 года метрополитен несколько раз объявлял конкурсы на проектирование нового вестибюля «Фрунзенской». В 2015 году в нем победила компания Suart — которая до этого разработала проект станции, напоминающей паука. Но оказалось, что у фирмы нет лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

УФАС предписало метрополитену отменить итоги конкурса. В 2016-м ГУП заново начало искать подрядчиков. Победило ОАО «Ленметрогипротранс», которое также проводило инженерно-геологические изыскания.

В 2019 году метрополитен объявил новый конкурс. На этот раз начальная цена контракта заметно выросла: с 105 миллионов рублей до 208. Новый подрядчик должен был разработать проектную документацию для реконструкции вестибюля с полной заменой эскалаторов и созданием единого диспетчерского центра — и при работе учитывать проект, который подготовили в «Ленметрогипротрансе».

В новом конкурсе победила московская компания «Единые системные технологии». Она привлекла для проектирования московское архитектурное бюро «А.С.+» — его сотрудники разработали текущий проект реконструкции. Отправят ли его на доработку, пока неизвестно.


Сравните, как быстро строят метро в России, ОАЭ и Китае: петербуржец показал это с помощью анимации. Посмотрите на инфографике, как власти Петербурга всё время сдвигают сроки открытия станций метро.

Каждый день мы сообщаем вам главные новости Петербурга

Поддержите нашу работу — вступите в клуб друзей «Бумаги»

Узнать подробности
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь на «Бумагу» там, где вам удобно
Все тексты
Петербургский метрополитен
Власти Петербурга анонсировали капремонт в метро. Когда и какие станции полностью или частично закроют — в одной картинке
Один из вестибюлей станции метро «Площадь Ленина» будут закрывать по будням до конца 2021 года
В Петербурге окончательно отказались от идеи строительства выхода из станции метро на Театральную площадь
«Метрострой Северной столицы» будет в одиночку проектировать, строить и реконструировать метро Петербурга. Хотя Беглов говорил о необходимости конкуренции
Краткая (и грустная) история петербургской станции метро «Зенит», на которую потратили минимум 14 млрд рублей. Теперь станция не работает в будни
Как меняется Петербург
Намывы — это зло или благо? Эксперты рассуждают, стоит ли дешевое жилье проблем с экологией и инфраструктурой
В Петербурге закрылось Bio My Bio — заведение со здоровой едой от Матильды Шнуровой
«Благотворительность уже прорастает отовсюду». Директор «Ночлежки» — о кафе в центре Петербурга, где бывшие бездомные будут обучаться новым профессиям
Рядом с «Лахта Центром» появится оздоровительный термальный комплекс за 450 млн рублей
На Охтинском мысу создадут общественные пространства — какими они будут? Показываем прогулочную тропу, кафе и зимний сад
Четвертая волна коронавируса
❗️«Фонтанка»: в Петербурге с 30 октября хотят ввести «жесткий локдаун», как в Москве
В петербургском комздраве ожидают, что очередное плато заболеваемости коронавирусом наступит к ноябрю
В Александровской больнице рассказали о недостаточной мощности кислородной станции. В комздраве говорят, что дефицита кислорода в стационаре нет
В Петербурге — рекорд четвертой волны по госпитализациям. Ситуация похожа на ту, что была в середине июня 2021-го
❗️ В России ввели нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября. Регионы могут увеличить их продолжительность
Научпоп
Рецепторы, глобальное потепление и экономика труда. Главное о научных исследованиях нобелевских лауреатов — 2021
Космический туризм, астрономия и облачные технологии. Присоединяйтесь к нашему фестивалю Science Bar Hopping в Москве!
Петербургские археологи нашли геоглиф в виде быка в Тыве. Рассказываем, что это и почему находку называют уникальной
Откуда берутся слухи про чипирование, как фейки о бесплатных лекарствах рекламируют БАДы и можно ли зарабатывать на фактчекинге в России? Рассказывает сооснователь Fakecheck
Мы проводим научный фестиваль «Кампус» — офлайн! Приходите на лекции о том, как устроен интернет 💻 И поспешите, билетов не очень много
Вакцинация от коронавируса
Власти Петербурга расширят сеть пунктов вакцинации. Привиться можно будет еще в двух ТЦ
Нужно ли проверять наличие антител перед ревакцинацией? Отвечает инфекционист из СПбГУ
«Очень тревожно». Что о введении QR-кодов в Петербурге говорят представители общепита, театра и выставочного пространства
Без QR-кода не будут пускать в кафе, музеи и бассейны Петербурга. Зачем нужны такие меры, как будут проверять сертификаты и что грозит нарушителям?
В Петербурге выросло число желающих сделать прививки от COVID-19. Вот с чем это может быть связано
Коллеги «Бумаги»
Кто реально победил на выборах в Госдуму? В чем не правы противники «Умного голосования»? Как были устроены фальсификации?
Как протест против ввоза мусора из Москвы пробудил в ярославцах интерес к экологическим проблемам
Как «Независимая ассоциация врачей» отговаривает россиян прививаться
Гид по пригородам Петербурга
Прогулки с видом на реку, 100-летняя ГЭС и краеведческий музей в доме инженера — приезжайте в Волхов
В Петяярви — маршрут для долгой бодрой прогулки и идеальные места для пикников. Осмотрите заброшенную финскую ГЭС с водопадом и лесные озера
В Гатчине — не только дворец и парки. Осмотрите замок мальтийских рыцарей, деревянную дачу с башней и старинную слободу, где жили егеря
В Орехове — самая высокая точка Карельского перешейка, заказник с дикими зверьми и озера. Летом в полях цветет рапс и пасутся лошади
В Лебяжьем — «кладбище поездов», столетние дома и военные форты. Прогуляйтесь по местам писателя Бианки и останьтесь до вечера, чтобы увидеть закат над заливом
Подкасты «Бумаги»
Зачем мы участвуем в онлайн-флешмобах и к чему они могут привести? В подкасте «Все мы медиа» обсуждаем #MeToo, флаги на аватарках и солидарность в соцсетях
Как спасти планету от мусора? Придумываем варианты во время мозгового штурма: от геймификации до новой экономики
«Нахрен все эти деньги, открываем бар!». Каково запустить бизнес своей мечты — и закрыть его
Вместе со школы❤️ Выпуск про первые отношения и неловкие романы
«Твой умный кореш»: слушайте подкаст «Бумаги» — с историями про безумный автостоп, жизнь с пятью детьми и отказ от алкоголя
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.