3 августа 2020

Что известно о будущем Речного яхт-клуба и Петровской косы. Яхтсменов выселили в разгар сезона, им негде швартоваться

В начале августа Речной яхт-клуб профсоюзов приостановил работу, объяснив это решением суда от 2011 года. Спортсменам негде швартоваться — они разъехались по разным частям города и ждут объяснений от руководства.

Яхт-клуб может остаться в акватории, заключив договор с школой высшего спортивного мастерства, но тогда потеряет Детскую парусную школу, где дети занимаются любительским яхтингом. Решение должны принять 4 августа.

Яхтсмены опасаются, что их окончательно выселят с Петровской косы — ходят слухи о создании здесь межвузовского центра парусного спорта, а также о возможной застройке. При этом формально строительство на участке запрещено. «Бумага» рассказывает, что известно о конфликте вокруг яхт-клуба.

Судна в Речном яхт-клубе профсоюзов. Фото: Егор Цветков / «Бумага»

Речной яхт-клуб выселяют с Петровской косы. Это объяснили решением суда от 2011 года

Днем 31 июля яхтсменам, суда которых пришвартованы на Петровской косе, разослали сообщение о прекращении работы Речного яхт-клуба профсоюзов. Спустя три дня, в воскресенье, рабочие срезали там понтоны, ведущие к катерам и яхтам.

Как объяснил «Бумаге» Владимир Дербин — глава Ленинградской федерации профсоюзов, которой частично принадлежит яхт-клуб, — организация вынуждена приостановить работу по решению арбитражного суда от 2011 года. Тогда суд признал недействительным договор водопользования с комитетом по природопользованию, так как его заключили без проведения торгов.

Яхт-клуб несколько лет судился за право использовать акваторию. Как рассказала «Бумаге» юрист и замдиректора Речного яхт-клуба профсоюзов Юлия Масленникова, сначала суд дал отсрочку по исполнению решения, затем изменилось законодательство. В учреждении считали, что имеют право стоять в акватории без договора водопользования, однако позиция чиновников оказалась противоположной.

Что юрист яхт-клуба говорит о решении Арбитражного суда и попытках его оспорить?

Юрист и замдиректора Речного яхт-клуба профсоюзов Юлия Масленникова объяснила «Бумаге», что учреждение заключило два договора о водопользовании с комитетом по природопользованию в 2008 году без аукциона. Эти договоры распространялись на две акватории: гостевую (Западную гавань) и парадную (Северную гавань).
В 2011 году заместитель прокурора Петербурга обратился в арбитражный суд с целью признания договоров недействительными, так как они заключены с нарушением. Суд удовлетворил требования в двух инстанциях. В 2013-м яхт-клуб обратился в арбитражный суд за предоставлением отсрочки по исполнению решения — просьбу удовлетворили, дав учреждению время до декабря 2016 года.
К 2016 году комитет по природопользованию снова начал готовить аукцион на договор о водопользовании. Однако тогда выяснилось, что эти акватории попадают в федеральные воды, то есть входят в границы Большого порта Петербурга.
В результате в августе 2017 года изменилось законодательство — и в части 2 статьи 47 Водного кодекса указали, что предоставление воды в пользование не требуется, если там стоят суда в границах портов. Соответственно, объясняет Масленникова, аукцион отменили, а вода перешла из подчинения комитета по природопользованию в Невско-Ладожское Бассейновое водное управление.
Тогда ШВСМ и Речной яхт-клуб профсоюзов обратились в управление для заключения договора водопользования для рекреации и спорта (а не только стоянки). Однако договор заключили лишь с ШВСМ, только по цели рекреации. Яхт-клуб пытался обжаловать это в суде, но проиграл — однако остался в акватории, так как имеет право на стоянку судов. В яхт-клубе проходили проверки, которые не выявили нарушений.
В феврале 2020 года границы Большого порта изменились. Как объясняет Масленникова, их акватория перестала входить в федеральные воды, но на баланс к кому-либо не поступила. Распоряжение Минтранса об этом до сих пор нет.
В Речном яхт-клубе считали, что имеют право стоять в акватории (не только на территории порта) без договора водопользования. Однако, по словам Масленниковой, комитет по природопользованию и другие «распорядители воды» стали вырабатывать судебную практику, согласно которой понтоны не являются объектами внутренних водных путей. Соответственно, по мнению комитета, теперь для стоянки в акватории необходим договор о водопользовании — и Речной яхт-клуб якобы не имеет права оставаться в акватории.

Яхтсменам негде швартоваться: они разъехались по разным частям города. В поддержку спортсменов запустили петицию

2 августа десятки спортсменов участвовали в благотворительной регате в поддержку фонда «Свет», помогающего детям с онкологическими заболеваниями. Пришвартоваться на прежнем месте они не смогли: к моменту их возвращения на берегу срезали боны.

Как рассказал «Бумаге» яхтсмен Евгений Китаев, некоторые спортсмены ушли в яхт-клуб «Крестовский», находящийся под арестом: «Эти причалы имеют непонятный статус. Вроде как — на два месяца. То есть нас и оттуда могут турнуть, теоретически. [Если это произойдет], „большим“ придется туго: смогут на якорь вставать там, где раньше были причалы, но это небезопасно».

Спортсмены также ушли на стоянку в яхт-клубы ВМФ, «Санкт-Петербург» и в Ломоносов, говорит «Бумаге» президент Ассоциации яхт класса Л-6 Михаил Лепешкин. Кто-то всё же вернулся на Петровскую косу, встав на якорь.

Дальнейших планов у яхтсменов нет. Они ждут окончательного решения о судьбе Речного яхт-клуба и надеются на возвращение туда.

В поддержку спортсменов создали петицию, которую к вечеру 3 августа подписало почти 500 человек. Некоторые профильные организации ругают руководство учреждения, а Санкт-Петербургский парусный союз пообещал организовать обсуждение ситуации с губернатором Александром Бегловым.

У яхтсменов и профсоюзной организации был конфликт. Они по-разному видели развитие территории

У яхтсменов много лет был конфликт с администрацией Ленинградской федерации профсоюзов, которая пришла в середине 2010-х годов, рассказали «Бумаге» двое спортсменов. Администрация ЛФР планировала капитализировать территорию с помощью дополнительных построек (в частности, гостиницы), яхтсмены опасались, что ее застроят элитной недвижимостью, как произошло с территорией вокруг, и предлагали вместо этого благоустроить набережную и обновить стоянки для яхт и эллинги.

Глава ЛФР Владимир Дербин заявил «Бумаге», что «интересанты на [этот] участок были и есть всегда». По его словам, еще в ноябре 2004 года администрация предлагала им «согласовать совместный проект о разделении территории яхт-клуба» для строительства там жилых домов, но ЛФР отказалась.

Зимой 2020-го власти запретили здесь капитальное строительство, включив территорию в перечень зеленых насаждений (ЗНОП). В июне директор Речного яхт-клуба Вадим Епишин — он же совладелец группы компаний «Экохолдинг» — говорил «Бумаге», что на территории должны построить полноценный яхтенный порт с причалами и эллингами, а также гостиницей.

«Фонтанка» со ссылкой на источник в Заксе писала, что ситуация с выселением яхт-клуба может быть вызвана конфликтом между спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко и главой Федерации независимых профсоюзов России Михаилом Шмаковым. Издание писало, что, несмотря на включение в ЗНОП, «борьба за обновление этой территории еще не закончена».

Яхт-клуб сможет остаться в акватории, если подпишет договор с ШВСМ. Из-за этого может прекратить работу Детская парусная школа

4 августа Речной яхт-клуб профсоюзов должен подписать договор о совместном водопользовании с петербургским государственным бюджетным учреждением «Школа высшего спортивного мастерства» (ШВСМ), рассказал «Бумаге» Владимир Дербин.

По словам Дербина, решение по сделке остается за ШВСМ. «Если они будут благосклонны, подпишем. Но закон их не обязывает быть благосклонными. Они могут подписать, а могут сказать — пошли вон. Если не подпишем, всё равно будем бороться», — говорит глава ЛФР.

«Бумага» уже рассказывала, что Детскую парусную школу на Петровской косе решили объединить с ШВСМ. После этого ШВСМ достанется школа с матчастью, лодками, помещением, тренерами и спортсменами.

В случае объединения Детской парусной школы и ШВСМ дети лишатся возможности заниматься любительским спортом, считают родители и яхтсмены. Это объясняют тем, что ШВСМ необходимы высокие спортивные результаты и тех, кто не будет их показывать, перестанут допускать к занятиям. В ШВСМ же говорят, что у них есть группы и начальной подготовки, и оздоровительные, где детям не обязательно показывать спортивные результаты.

Демонтаж в яхт-клубе профсоюзов. Фото: Виктория Цвиренева / «Бумага»
Демонтаж в яхт-клубе профсоюзов. Фото: Виктория Цвиренева / «Бумага»

На Петровской косе хотят организовать межвузовский центр парусного спорта. Часть территории просят передать городу

В начале лета 2020 года яхтсмены рассказали «Бумаге», что узнали о неком документе, подписанном Владимиром Путиным 12 декабря 2019 года, согласно которому на Петровской косе собираются организовать межвузовский центр парусного спорта. Эти планы подтвердились в письме главе ЛФР от врио председателя комитета имущественных отношений Александра Германа. Документ опубликовали в конце июля в группе яхтсменов.

В обращении сказано, что по поручению президента Путина и губернатора Беглова в городе прорабатывается вопрос создания межвузовского студенческого яхтенного клуба на участке, который занимает Речной яхт-клуб. Часть территории просят передать городу. Необходимость занять именно эту зону объясняют тем, что участок включен в ЗНОП и на нем нельзя вести строительство.

В руководстве Речного яхт-клуба профсоюзов не смогли прояснить подробности создания межвузовского центра. По словам Дербина, этот проект не видел ни он, ни руководство яхт-клуба, ни руководство ШВСМ, хотя для его создания там необходимо согласование с ЛФР: Петровская коса находится у нее в бессрочном пользовании.

У яхт-клуба уже были проблемы с приставами. Глава ЛФР надеется, что ситуацию удастся разрешить

В июне приставы уже требовали от яхт-клуба освободить территорию. Директор организации Вадим Епишин говорил, что ему «непонятно, как можно акваторию освободить от имущества, которое нам не принадлежит». Де-юре там были лишь частные лодки, причалы и понтоны. В итоге приставы срезали трапы, ведущие к судам, из-за чего у яхтсменов и персонала не было доступа к лодкам и яхтам, но недавно их вернули на место.

В конце июля требование покинуть территорию выдвинула уже прокуратура. По словам Дербина, сейчас они «не видят другого пути, кроме как выполнить решение Арбитражного суда». Руководство ожидает, что в будущем ситуация всё же разрешится — и они возобновят работу.

Владимир Дербин
глава ЛФР

— Сейчас мы, как говорится, зажаты со всех сторон. Мы уже понесли большие материальные потери: всё это убирать [с территории] — стоит денег. А если мы обратно получим договор, то нужно обратно всё это ставить на место. Но, раз этого требует жизнь, мы пошли на это. Не верим плохим слухам, надеемся на понимание администрации города. Ведь если нам не давать воду, то кому? У нас у единственных парусно-яхтенный спорт есть.

Речной яхт-клуб профсоюзов — один из старейших в России и единственный в Петербурге, способный принимать яхты. В яхт-клубе Санкт-Петербурга идет ремонт, яхт-клуб на Крестовском арестован, а в яхт-клубе «Балтиец» почти все места заняты.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Конфликт на Петровской косе
Exit mobile version
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.