«Кампус» — это городской просветительский фестиваль, который проходит дважды в год, и одноименная рубрика на «Бумаге», где ученые и эксперты рассказывают, как устроен мир вокруг нас.
Партнеры рубрики:
Зачем нужны зубные татуировки и кто делает платья на 3D-принтере. Главное из лекции об одежде будущего

На городском фестивале «Кампус», который весной провела «Бумага», кандидат культурологии из Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Наталья Никифорова прочитала лекцию «Одежда как технология».

Что такое «умная» одежда, каким образом взаимодействуют мода, наука и технологии и как будет выглядеть обычная пробежка в 2055 году? «Бумага» публикует главное из лекции Никифоровой о новых технологиях в одежде.

Наталья Никифорова выступает с лекцией на фестивале «Кампус»

Технологии превращают одежду из защитной материальной оболочки в полноценный сложный интерфейс

Технологии с одеждой интегрируются уже сейчас. Это не будущее, а наше настоящее. В первую очередь речь идет об аксессуарах, достаточно большом спектре электроники, которую мы носим. Фитнес-трекеры, которые фиксируют биометрические показатели, шаги и потраченные калории. Или «умные» часы, которые позволяют получить дополнительную связь со смартфоном.

Гаджеты делают человека более самостоятельным

Технологии стремятся к автономности, к созданию вокруг человека определенного «кокона». Есть гаджеты, которые анализируют состояние воздуха вокруг носителя и могут его очищать (Wearable Clean Air). Существует концепт-проект под названием «Ручное дерево», который работает по принципу растения: впитывает загрязненный воздух, выделяет очищенный.

Некоторые вещи стремятся обеспечить человека энергией — это различные варианты одежды, которая заряжается от солнца или переводит кинетическую энергию в электричество.

Создаются «умные» материалы, обеспечивающие терморегуляцию. Nike выпустили AeroReact — одежду, в которой волокна ткани раскрываются и закрываются в зависимости от температуры тела человека.

Wearable Clean Air. Фото: yankodesign.com

Технологии, используемые при создании одежды, часто почти незаметны

Технологии, которые используются при создании одежды, становятся всё менее заметными.

Например, «умная» футболка от Ральфа Лорена (Ralph Lauren’s Polo Tech). В нее вплетены серебряные нити, которые позволяют мониторить биометрические показатели: глубину дыхания, сердцебиение. Эту информацию отправляют на смартфон тренирующемуся или его тренеру.

Компания Digitsole анонсировала «умную» обувь, которая может оценивать стиль и технику бега и давать какие-то рекомендации по корректировке этой техники.

Постоянно появляются новые идеи о том, как информационные технологии можно внедрить в одежду. Например, известный проект от Google Project Jacquard Google: вплетенные в ткань электронные нити. Google собирается сотрудничать с компанией Levi’s и из этого материала сделать джинсы или куртку.

Продукты станут дополнительным интерфейсом взаимодействия со смартфоном: себя можно будет как-то погладить или провести рукой в определенном месте — и это позволит управлять техникой.

За здоровьем можно следить с помощью электронных татуировок. Их делают даже на зубах

Создатели технологий пытаются расположить их как можно ближе к телу и даже уйти под кожу. Появляются различные варианты электронных татуировок (биосенсоров), которые с высокой точностью оценивают температуру тела, степень влияния ультрафиолетовых лучей на человека.

С помощью энзимных чернил можно измерить уровень глюкозы в крови. Зубная татуировка определяет наличие вредоносных бактерий в полости рта.

Компания PayPal инвестирует в создание «natural body identification» — идентификационных средств, которые монтируют прямо в тело.

Технологии всё больше приближаются к нам. Казалось бы, они направлены на то, чтобы улучшить предлагаемые сервисы, сделать их еще более заботливыми. Но у них есть и оборотная сторона.

Биочипы позволяют в деталях отслеживать информационный след человека

Биочипы заставляют задуматься, какое количество данных мы генерируем пассивно, когда гаджеты просто считывают наши биометрические показатели. Как эти показатели потом анализируются и используются, кому они принадлежат.

На осмысление этих проблем направлен недавний социотехнический эксперимент Евгения Черешнева, бывшего вице-президента по маркетингу компании Касперского. Он по своему желанию вживил в руку биочип и проходил с ним два года: хотел почувствовать себя частью технологий, ощутить себя в этом потоке. По его собственным комментариям, он ужаснулся.

Мы часто даже не представляем, насколько детальный информационный след о себе оставляем. Кроме истории поиска в интернете, круга контактов в социальных сетях, мероприятий, которые мы посещаем, можно отслеживать буквально всё, даже силу нажатия на клавишу и траектории движения глазами по монитору.

Данные, полученные благодаря технологиям, принадлежат корпорациям

Вся эта информация считывается и, что больше всего пугает Евгения Черешнева, ее используют корпорации. Чем подробнее можно оценить человека и более точно спрогнозировать его поведение, тем сильнее можно на него влиять.

По мнению Черешнева, самое страшное, что данные принадлежат корпорациям, а не людям. Компания, которую он основал после ухода из «Касперского», как раз занимается тем, чтобы эту ситуацию поменять. Ему кажется, что данные должны принадлежать людям, они должны быть закодированы, защищены, эту защиту должно обеспечивать государство.

Большие данные сегодня создают обновленную форму контроля за счет тотального наблюдения и детального статистического анализа. Создатели гаджетов реагируют на эти проблемы. Например, проект, предложенный на Kickstarter — eko Glasses: Protect Your Privacy — очки, которые борются с системой распознавания лиц.

Биотехнологии применяют в производстве одежды и обуви

Дизайнеры обращаются к биотехнологиям, чтобы потом делать одежду и обувь. Например, обувь из синтетического биологического материала, проект английского дизайнера, — «биобувь». Он пытается выращивать искусственные бактерии, которые позволят создать обувь, максимально облегающую стопу. К тому же она будет адаптироваться к условиям окружающей среды. Например, если в ней начать бежать, она будет утолщаться, надуваться в необходимых местах, реагируя на давление. Для того чтобы обувь не потеряла своих свойств, ее необходимо будет хранить в специальном растворе.

Перспективен и проект Biocouture английского дизайнера Сьюзен Ли. Она выращивает материал из бактерий, которых помещает в среду из дрожжей и зеленого чая. Эти бактерии размножаются, и из них получаются «лоскуты», которые можно сращивать друг с другом, не используя нити и крепления. Она уже сделала несколько коллекций одежды и обуви.

Конечно, у этого материала есть определенные проблемы, с которыми нужно работать. Например, он реагирует на влагу. Но тем не менее уже намечен путь, каким образом может производиться биоразлагаемая экологичная одежда. Можно будет вырастить себе куртку дома, вечером растворить ее, если она разонравилась или больше не нужна, а на следующий день вырастить новую.

Несмотря на экологичность, к биоодежде есть этические вопросы

Возникает вопрос, можно ли назвать эту одежду живой? Применим ли вообще эпитет «живая» к одежде? Каким образом эти объекты интерпретировать и нужно ли менять с ними повседневные практики взаимодействия?

Существует экстравагантный проект художницы-дизайнера Тины Горянк из лондонского колледжа Central Saint Martins. В 2016 году она создавала коллекцию изделий из кожи, выращенной с использованием ДНК Александра МакКуина. 

Наталья Никифорова, кандидат культурологии:

— Александр МакКуин в 90-е годы сделал коллекцию одежды, к которой были прикреплены его волосы. Горянк взяла эти волосы и сейчас, уже после его смерти, вырастила кожу и сделала из нее сумку, брюки и куртку. Теперь на вопрос «Что у тебя за сумка?» вы отвечаете: «Александр МакКуин». Буквально имея в виду, что этот аксессуар — Александр МакКуинн.

В производстве одежды широко используются 3D-технологии

Флагманскими среди новых технологий в производстве одежды являются аддитивные технологии — 3D-печать. Перед разработчиками сейчас стоит вопрос того, что вещи, напечатанные на 3D-принтере, довольно трудно представить себе в повседневной жизни. Они жесткие, хрупкие, дискомфортные. Дизайнеры пытаются сделать вещь, напечатанную на 3D-принтере, но напоминающую по «поведению», динамичности и гибкости натуральные, традиционные материалы.

«Платье из лепестков» показало, что здесь есть прогресс. Дизайнеры, которые его создавали, вдохновлялись перьями, чешуей, лепестками. Это платье струится, оно подвижно, достаточно комфортно. Печать осуществляется за один раз. Платье создается в проекции, сворачивается и потом после печати разворачивается, его не нужно собирать из различных фрагментов.

Поворотным проектом в том, как воспринимать 3D-печать и что от нее ожидать в контексте моды, стала недавняя коллекция израильского дизайнера Данит Пелег. Коллекция состоит из нескольких предметов одежды и обуви, полностью сделанных на домашнем 3D-принтере. Это заняло довольно много времени, но маркирует изменение производственных и потребительских практик.

Уже сейчас 3D-печать используется для производства обуви в таком более или менее массовом формате. Nike делает обувь для спортсменов — проект пока что для не совсем обычного потребителя. Очень детально анализируя стопу и характеристики бега, создаются подошвы, напечатанные на 3D-принтере.

Нас ждет массовое производство, но уже индивидуализированных продуктов

Если индустриальное общество подарило нам массовое производство стандартизированных продуктов, то теперь мы можем ждать массовое производство индивидуализированных продуктов. Очевидно, что к середине века эти вещи будут производить дома.

Наталья Никифорова, кандидат культурологии:

— Можно представить себе зарисовку из 2055 года, когда мы надеваем на себя какой-то «умный» костюм, выходим на пробежку, а ткань натягивается, чтобы держать наши мышцы в тонусе. Мы бежим, а обувь раздувается в нужных местах, чтобы сделать бег более комфортным. Текстура ткани меняется в зависимости от музыки в наушниках или от испытываемых эмоций. При этом вещи мы утром напечатали на 3D-принтере, а вечером растворили и переплавили в новое платье.

Россия делает ставку на развитие модной индустрии с учетом технологий

Судя по реализуемым проектам и заявлениям в правительстве, Россия делает ставку на развитие легкой промышленности именно в контексте информационных технологий. Есть надежда, что мы можем оказаться на гребне этих тенденций.

Россия реализует программу «Национальная технологическая инициатива». Это программа создания институтов развития для ориентации промышленности на рынки будущего. Внутри нее есть программа создания «фабрик будущего» — роботизированных и построенных на киберфизических системах с соответствующими программными и цифровыми продуктами. Это направление называется TechNet. В рамках этого направления недавно решили создать дополнительное поднаправление — FashionNet. Оно подразумевает создание фабрик будущего, «умных» фабрик для производства одежды.

Обсуждается создание онлайн-платформы, которой могли бы пользоваться начинающие дизайнеры, малый и средний бизнес. Такая платформа и фабрики позволят сократить цикл производства. Поменяется баланс взаимодействия на рынке, больше возможностей появится у молодых дизайнеров. Роль пользователей также станет гораздо выше: каждый будет и дизайнером, и конструктором, и швеей.

В России сейчас существуют различные проекты по поиску талантов, по выявлению интересных инициатив. Стартап-акселераторы, хакатоны для фэшн-индустрии, в рамках которых программные продукты выделяют и развивают.

Появляются программы конструирования одежды, создания электронных манекенов, приложения, связанные с продажами. Новый проект SuitApp подразумевает построение аватара человека по биометрическим параметрам и размерам тела. На аватар можно примерить одежду из обычных интернет-магазинов и дальше выбрать себе что-то понравившееся.

С развитием новых технологий в модном пространстве изменилась система ценностей

В значительной степени в связи с развитием новых технологий в модном и эстетическом пространстве начинают нормально восприниматься тела, которые считались маргинальными. Авангардная мода направлена на открытость, на переосмысление телесности. Даже протез становится эстетичным «аксессуаром».

Модель Эйми Маллинз, у которой с детства нет ног ниже голени, ведет активную жизнь: она спортсменка, актриса, дизайнер, у нее огромное количество протезов для разных видов деятельности. Она говорит о себе как об идеальном человеке, так как может менять свой рост.

Возникает вопрос, насколько мы в перспективе сможем считать части тела или органы съемными носителями. Чем будут отличаться от браслета селезенка или коленные суставы, которые можно менять массово и повседневно.

ТЕГИ: 
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.
Партнеры Кампуса

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.