23 мая 2019

Насколько несвободен интернет в 2019-м? Главные выводы международных исследований о блокировках и защите персональных данных

В начале мая Владимир Путин подписал закон об изоляции рунета. Что следует из этого документа и как он будет работать можно прочитать здесь. Human Rights Watch совместно с девятью другими организациями по защите прав человека, медиа и свободы интернета высказались против закона, отмечая, что он нарушает пакт ООН о гражданских и политических правах и Европейскую конвенцию по правам человека.

Отдел исследований «Бумаги» подготовил обзор мнений профильных исследователей о том, что происходит сегодня с интернетом. Какое государство называют «главным абьюзером свободы интернета», как блокировки связаны с политической ситуацией в стране и какой контент чаще всего запрещают в России — пересказываем выводы Freedom on the Net, Internet Monitor и Internet Health Report.

Freedom on the Net: каждый год интернет всё менее свободен

Эксперты одного из крупных исследовательских проектов свободы интернета Freedom on the Net пишут, что интернет по всему миру становится всё менее свободным. Существенный вклад в эту ситуацию, по их мнению, вносит Китай — в отчете его называют «главным абьюзером свободы интернета».

По данным FOTN на 2018 год, семинары китайского правительства «о новых медиа и информационном менеджменте» посетили представители 36 стран, включая Россию. За последний год в 17 странах, среди которых, например, Египет и Иран, правительства ввели ограничения в работу новых медиа под предлогом борьбы с fake news. 18 стран усилили инструменты наблюдения за пользователями.

Согласно индексу проекта, в 2018 году интернет стал менее свободным в 26 странах мира. Самый большой спад исследователи отметили в Египте, Шри-Ланке, Камбодже, Нигерии, Кении, Филиппинах и Венесуэле. Почти в половине стран, в которых ухудшилось положение интернета, это совпало с выборами.

При этом у 19 стран оценки улучшились. Среди них, например, Бразилия, Индонезия, Узбекистан и Эфиопия. Так, оценка интернете Армении изменилась с «частично свободного» до «свободного» после того, как жители активно использовали социальные медиа, коммуникационные приложения и стриминговые сервисы, чтобы вызвать политические изменения в стране во время Бархатной революции в апреле.

Сверху вниз: препятствия к доступу, ограничение контента, нарушение прав пользователей. Источник: freedomhouse.org

Freedom on the Net — это ежегодное исследование, по итогам которого формируется рейтинг стран по степени свободы интернета. Проект существует с 2011 года на базе Freedom house — независимой организации, которая занимается исследованиями свободы и демократии по всему миру.

Исследование покрывает 65 стран, для каждой из которых рассчитывается количественная оценка. В каждой стране проект сотрудничает с локальными исследователями, которые отслеживают изменения на своей территории по методологии FOTN по трем основным категориям: препятствия к доступу (инфраструктурные и экономические); ограничение контента (анализ цензурирования, фильтрации и регулирования контента); нарушение прав пользователей (приватность, возможность и последствия онлайн активизма). Список вопросов можно посмотреть здесь.

Согласно методологии, чем меньше количество баллов — тем более «свободная» цифровая среда в стране. От 0 до 30 — свободная, от 31 до 60 — частично свободная, а выше 61 — несвободная. В последнем отчете у России набралось 67 баллов.


Internet Monitor: всё больше стран ограничивают доступ к контенту в интернете

Исследователи центра Internet Monitor пришли к выводу, что цензурирование контента в интернете растет по всему миру. Один из проектов центра — The Shifting Landscape of Global Internet Censorship — изучает фильтрацию интернет-контента в 45 странах.

Исследование проходит раз в несколько лет, последнее опубликовали в 2017 году. Результаты упакованы вот в такую таблицу: чем больше точек — тем больше контролируется контент по этой теме.

Слева направо: политический контент, социальный контент, конфликты и безопасность, интернет-инструменты. Источник: thenetmonitor.org

По таблице видно, что лидеры по ограничению контента — Иран, ОАЭ и Йемен. По наблюдениям исследователей, рост блокировки контента часто связан с напряженной политической ситуацией в стране.

В России чаще всего блокируют контент, связанный с сексуальными вопросами (порнография, дейтинг, ЛГБТ, секс-образование) и вопросами безопасности (экстремизм, международные отношения, военные вопросы). Темы, блокируемые в России, во многом пересекаются с контентом, который блокируют в Казахстане и Узбекистане. Если у любых двух стран из списка пересечение обычно около 50 %, то между этими тремя — 80 %.


Internet monitor — исследовательский проект на базе Berkman Klein Center for Internet & Society в Гарварде. Основная цель центра — оценить и описать, как происходит контроль интернета и к каким последствиям это может привести.

Чтобы проанализировать контент, подвергающийся блокировке, для каждой страны исследователи составляли два списка URL-ссылок по темам, связанным с политикой, активизмом, международными отношениями, порнографией, дейтингом и так далее. Первый список содержал общие для всех стран ссылки, а второй — актуальные только для конкретной страны. Далее исследователи тестировали ссылки, чтобы понять, в каких странах они попадают под фильтрацию. Полный список тем и категорий ссылок можно посмотреть здесь.


Internet Health Report: защита персональных данных поможет сделать интернет более «здоровым»

Проект Internet Health Report существует сравнительно недавно — первый отчет вышел в 2018 году. В отчете 2019 года исследователи отвечают на пять основных вопросов об интернете сегодня: насколько он безопасен, открыт, доступен, децентрализован и что происходит с его пользователями.

Раздел с каждым вопросом состоит из семи-девяти материалов по теме, которые не дают каких-то четких и системных выводов, но формируют пространство для дискуссии. Тем менее общая подборка текстов и вопросов довольно ясно отражает позицию исследователей: интернет становится менее «здоровым» и чаще всего от этого страдают пользователи.

В отчете 2019 года много внимания уделяют вопросу приватности персональных данных. Эксперты пишут о том, что компании сегодня чрезмерно увлеклись таргетированной рекламой, стремясь вытащить из пользователей столько данных, сколько возможно. Они вторгаются на территорию приватности в интернете, когда люди даже не понимают, какие из их данных могут быть использованы. Это сказывается и на качестве рекламы.

Чрезмерное использование таргетинга, во-первых, приводит к сужению круга потенциальных покупателей, об этом говорит вице-председатель Огилви, Рори Сазерлэнд. Он отмечает, что в этом случае компания поощряет способность механизма выявлять клиентов по уже заданному шаблону. В долгосрочной перспективе это мешает расширению аудитории.

Во-вторых, согласно данным отчета, большую долю трафика, направленного на рекламу, составляют боты, а не реальные люди. Это вносит беспорядок в данные и мешает принимать взвешенные решения. За 2017 год рекламная индустрия потеряла около 6,5 млрд долларов из-за сайтов, которые использовали ботов для накрутки цифр продаж.

В отчете также пишут о многослойном цифровом профиле: разнице между предоставляемыми данными и тем, что о вас в итоге знают компании. Самый первый слой состоит из того, что вы сами рассказываете о себе: имя, друзья, заблокированные контакты, подписки и группы, пол, фотографии и т. д. Второй слой — ваше поведение. На этом слое отражаются сайты, которые вы посещаете, количество опечаток, которое вы делаете, клики на рекламу, проигнорированные страницы, количество онлайн-активностей за день и т. д. Третий слой — что о вас думают механизмы. К нему относятся выводы, которые механизмы сделали на основе первых двух слоев и их корреляции с поведением других пользователей. Это могут быть ваши политические и религиозные взгляды, наличие или отсутствие детей, самооценка, наличие зависимостей и многие другие вещи.

Сверху: три слоя нашего цифрового профиля. Что механизмы думают о вас. Что ваше поведение говорит им. Чем вы делитесь. Источник: internethealthreport.org

Internet Health Report — это исследовательская инициатива, которую курируют специалисты компании Mozilla. С помощью экспертов и обычных пользователей они стремятся понять, что может сделать интернет более здоровым.

На сайте проекта, как и в самом отчете, нет подробного раздела с методологией исследования. Тем не менее во вводной части отчета 2019 исследователи пишут, что в разработке программы, анализе и интервью приняли участие более 200 экспертов, а также сотни интернет-пользователей. В целом, Internet Health Report скорее просто предоставляет обширную информацию о разных аспектах состояния cети сегодня, чем дает какие-то конкретные системные выводы.


За помощь в подготовке материала отдел исследований «Бумаги» благодарит Полину Колозариди, координатора Клуба любителей интернета и общества, социолога и научного сотрудника НИУ «Высшая школа экономики».

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.