25 ноября 2019

Как древние алхимики искали рецепт бессмертия и пытались левитировать и какой была алхимия в СССР? Рассказывает соавтор книги «Страдающее Средневековье»

В Петербурге 1 декабря пройдет просветительский фестиваль Science Bar Hopping, на котором ученые и эксперты выступят с лекциями в барах. Там расскажут, зачем нужна «карта Google» времен динозавров, как российские геологи научились делать цифровой рентген строения Земли и повлияли ли данные из социальной сети Facebook на выборы президента США.

Организаторы мероприятия — Фонд инфраструктурных и образовательных программ (группа РОСНАНО) и «Бумага». Инновационный партнер — «Газпром нефть». Все лекции бесплатные, необходимо предварительно зарегистрироваться.

«Бумага» поговорила с одним из участников фестиваля, культурным антропологом и соавтором книги «Страдающее Средневековье» Сергеем Зотовым о том, какой была алхимия в Китае, Индии и России, что связывает ее с йогой и как рецепт универсального растворителя оказался в советском учебнике по химии.

Сергей Зотов

Культурный антрополог, соавтор книги «Страдающее Средневековье»

Что такое алхимия и как она появилась

— Алхимия — наука о трансмутации, то есть о том, как превратить неблагородный металл в золото. При этом на начальном этапе она занималась и тем, как обращать недрагоценные камни в драгоценные, как красить поддельным пурпуром ткани.

Единого времени возникновения алхимии нет — в разных странах она появилась в разное время. Самая древняя алхимия — китайская, зародившаяся в IV–III веках до нашей эры. Чуть позже, незадолго до I века нашей эры, она появилась и в эллинистическом Египте. В других регионах златоделие возникает в Средние века: например, в Западной Европе — в VIII–XII веках.

Есть разные подходы к пониманию сущности алхимии. Долгие годы ученые рассматривали ее как протохимию, зачаточную стадию химического знания, и как псевдонауку, потому что алхимия не основывается на постулатах современной химии, а утверждает, что свинец или ртуть можно превратить в золото.

Гравюра Питера Брейгеля Старшего «Алхимик», 1560-е годы

В конце XX — начале XXI веков ученые сошлись во мнении, что алхимию не стоит называть псевдонаукой или недонаукой, скорее это был определенный этап развития химии, а в некотором смысле и социокультурное явление. Ведь алхимия — не только руководство о том, как изменять металлы, но и натурфилософия, учение о природе, ее устройстве, месте человека в мире. Также в нее входят явления, которые в научную парадигму вписать просто нельзя — лечебная алхимия, магия, астрология, учение о том, как возвеличить свою душу и прийти к богу.

Как ислам и христианство влияют на алхимию и как с ней связана йога

— Алхимия находится на стыке ремесла, искусства и науки. Это объемное явление, которое в разных регионах проявлялось по-разному. Алхимия была и христианская, и исламская, и индийская (тесно связанная с индуизмом, джайнизмом и буддизмом), и китайская (ориентирующаяся на даосизм, но иногда и на конфуцианство или буддизм). Другими словами, она была тесно связана с религиями, господствовавшими в регионах.

Первоначально европейская алхимия была рецептурной и повторяла греческие постулаты без какого-либо духовного переосмысления. Но в XIV–XV веках она становится всё более христианизированной — алхимические реагенты, посуда символически связывались с какими-либо событиями христианской истории, с евангельскими эпизодами. Например, философский камень сравнивался с Иисусом Христом, а четыре стихии — с четырьмя евангелистами. В XVII–XVIII веках европейская алхимия начинает заниматься не только способами изготовления философского камня, но и непосредственно духовными поисками.

Своя специфическая алхимия сложилась и в Индии. Например, такие хорошо известные нам практики, как хатха-йога, тантра, аюрведа, были бы немыслимы без алхимии. Индийская алхимия разделялась на огромное количество практик, которые были связаны и с златоделием, и с выздоровлением, и с продлением жизни, и с бессмертием, и с изготовлением различных пилюль для обретения сверхспособностей — например, левитации или невидимости.

Индийская миниатюра на алхимический сюжет, около 1770 года

В исламской алхимии тоже была своя специфика. К примеру, очень распространенный в ней мотив — поиск сокровищ, которые можно обрести с помощью специальных зелий. Исламская алхимия была в меньшей степени мистической, но более направленной на производство каких-то конкретных веществ. Китайская же алхимия была преимущественно внутренней — с ее помощью пытались, например, гармонизировать энергию ци, обессмертить себя.

Чем восточная алхимия отличается от западной и как он попала из Египта в Европу

— Как алхимия попала в европейские страны, можно сказать однозначно. После того как арабы захватили Египет и обнаружили там огромное количество трактатов на древнегреческом языке, они начали их переводить и осваивать новые знания, в том числе и алхимию. Они перевели много трудов, которые затем, в основном через испанских мавров, и попали в Европу. Первый известный нам перевод арабской алхимической книги — перевод труда Роберта Честерского, вышедший в 1144 году. Конечно, это не отменяет того факта, что европейцы переводили и древнегреческие труды — они появлялись в том числе из-за контактов с Византией. А также [переводили] собственно византийские труды, наследовавшие древней традиции.

Есть теории о том, что алхимия попала в Египет из Китая, но тут прямых доказательств нет. Существует несколько странных исследований, которые ссылаются на какие-то глиняные таблички с рецептами на китайском, которые якобы были найдены на Лемносе. Но в действительности серьезные ученые никак не продвинулись в изучении этого вопроса и всё это очень сомнительно — даже само устройство алхимии китайской и алхимии эллинистической показывает, что они кардинально отличаются друг от друга. В Китае алхимия направлена на обретение бессмертия или на лечение болезней, а в Египте — на обогащение или же на совершенствование души и постижение сущности Бога.

Кто такой Николя Фламель и почему современники называли его алхимиком

— История Николя Фламеля очень интересна. В массовой культуре сегодня его помнят, конечно же, из-за Джоан Роулинг — писательница упомянула его в «Гарри Поттере». Однако представления о том, что он был алхимиком, возникли после его смерти: они были связаны с тем, что Фламель нашел способ быстрого обогащения. Николя Фламель заработал огромные деньги на продаже и перепродаже недвижимости, и уже его современники задавались вопросом, как у него это получилось. Выдвигались различные версии, в том числе и о том, что Фламель изобрел рецепт философского камня — красного порошка, обладающего возможностью превращать металлы в золото.

Николя Фламель

Имя Николя Фламеля начинает активно появляться в алхимических трактатах уже после его смерти — в XVII–XVIII веках. Дело в том, что алхимики очень часто подписывались чужими именами (это явление ученые называют псевдоэпиграфами). Мы знаем много алхимиков, которые выпускали труды под именами Сократа, Аристотеля, Платона или Моисея, Адама, Авраама. Так и автор знаменитой книги «Иероглифические фигуры» подписался известным именем Николя Фламеля. Труд стал очень популярным и влиятельным, и в какой-то мере благодаря ему имя алхимика дожило до наших дней.

Какой была алхимия в России и чем европейские алхимики занимались при царском дворе

— В России алхимия из-за сильного технологического отставания и малого количества рудников появилась поздно — уже после монгольского ига — и была полностью переводной. Добывать металлы начали при Иване III, а при Иване IV Грозном стали приглашать алхимиков из-за рубежа. Например, тогда приехал Елисей Бомелий — известный алхимик, отравитель и, как считают многие, психопат. При дворе он был то ли аптекарем, то ли палачом.

В конце XVI века в Россию приглашали английского алхимика Джона Ди, в основном занимавшегося другими оккультными науками — магией и астрономией. Однако он решил не приезжать. Зато вместо него в XVII веке в Россию прибыл его сын — Артур Ди, которого здесь называли Артемием Ивановичем. Он работал аптекарем царя Михаила Федоровича и занимался в том числе алхимией. По возвращении в Англию Артемий Иванович написал очень известный алхимический трактат.

При Петре I и позднее появилось большое количество последователей Парацельса, людей, которые увлекались натурфилософией и спагирией (медицинской алхимией). Тогда же в России возникают огромные алхимические библиотеки. В середине XVIII века появляется огромный интерес к алхимии со стороны таких людей, как Николай Новиков и Семен Гамалея, активно участвовавших в создании русских сообществ масонов и розенкрейцеров. В те годы тайные общества в России налаживали связи с аналогичными организациями Германии и других стран, получали оттуда литературу и переводили ее.

Чем в СССР занимались эзотерические общества и как алхимия оказалась в советском учебнике по химии

— В раннем СССР было много мистических обществ, например Орден Восточных тамплиеров, масоны, розенкрейцеры. Все они обсуждали различные оккультные темы. В 1930-е годы их репрессировали, и, казалось бы, эзотерики в России не осталось.

Но алхимия дожила в Советском Союзе до конца 1930-х годов в одной очень интересной книге — «Занимательной химии» за авторством Владимира Рюмина. В ней он рассказывает про различные опыты, которые можно сделать дома из подручных ингредиентов. Неожиданно, но на страницах этой, в сущности, развлекательной книги, он приводит рецепт изготовления «зеленого льва» — в алхимии этим словосочетанием обозначался универсальный растворитель. Обычному читателю было абсолютно непонятно, что этот образ был взят из средневековых трактатов. Рюмин никак не комментирует свой рецепт: таким образом, в книжке про химию «для чайников» появилась сложная аллюзия, рассчитанная на тех немногих, кто посвящен в секреты алхимии. Возможно, автор и сам занимался ее изучением?

Во вступительной части Рюмин излагает стандартную для советских ученых позицию — критикует алхимиков, пишет, что они были невеждами, занимались ерундой, хотя в какой-то степени и содействовали развитию химической науки. При этом в конце книги он предлагает добывать из воды золото, что, в сущности, тоже недалеко от алхимии, и отмечает, что таким образом химическая наука сможет обогатить СССР. Если из воды можно будет делать золото, оно обесценится, и капиталистический порядок рухнет. Восторжествует коммунизм, и каждый пролетарий будет есть золотой ложкой! Это достаточно любопытное преломление алхимических идей.

Коллаж с миниатюрой из «Розария философов» (Чехия, 1578 год) и иллюстрацией из «Занимательной химии» Владимира Рюмина (Ленинград, 1936 год)

В 1960–1980-е годы в СССР возникают различные законспирированные эзотерические сообщества. Самое известное из них — Южинский кружок. В него входили такие люди, как Юрий Мамлеев, Евгений Головин, Гейдар Джемаль, Александр Дугин. Посещая библиотеки, исследуя там оккультные науки в закрытых отделах, они обсуждали свои успехи дома у Мамлеева. В итоге многие из них написали свои — пусть и противоречивые — труды по алхимии. Многие из них сегодня можно рассматривать исключительно как источники — то есть как что-то близкое по смыслу к средневековым алхимическим трактатам.

Существует ли алхимия сейчас и чем занимаются эзотерические объединения

— Безусловно, алхимия существует и сегодня. Благодаря интернету и другим медиа доступ к информации стал проще, теперь люди легко находят друг друга и объединяются. В сети можно найти огромное количество сообществ по интересам, в которых их участники пытаются повторить алхимические эксперименты. Причем это не только эзотерические объединения, но и группы ученых и энтузиастов. Они проводят эксперименты, которые записаны в алхимических книгах, например, Исаака Ньютона, в оборудованных по последнему слову техники лабораториях — с научными целями. Я знаком с такими специалистами и несколько раз посещал подобные собрания.

Эзотерические объединения вокруг алхимии тоже есть, и их большинство. Люди собираются вместе и пытаются постичь какое-то древнее знание или создать философский камень, спагирическое лекарство. Кроме того, есть люди, которые считают, что алхимия — это просто метафора. Прежде всего это юнгианцы, последователи психоаналитика Карла Юнга, который придумал учение, основанное на алхимической образности. По его мнению, аллегории в алхимических трактатах — это отражение человеческой психики, которая выплескивала свое внутреннее устройство, со всеми архетипами и прочим, в сюжеты трактатов о златоделии. И поэтому они на самом деле не о химических операциях, а о том, как устроен человек, о структуре его разума.

Алхимия в практически изначальном смысле есть в странах, где распространен традиционный уклад жизни. В Китае или Индии вы запросто сможете найти школы или сообщества, практикующие алхимию. Кроме того, во всех индийских аптеках продают аюрведические лекарства, которые являются прямыми наследниками алхимических. Йога тоже в каком-то смысле алхимия — йоги изначально стояли на голове не для оздоровления, а для мистического процесса обессмерчивания. Так что алхимию можно найти в самых неожиданных местах, об этом я пишу в своей новой книге «Алхимия: священное искусство», которая выйдет в следующем году. Поверьте, чем бы вы ни занимались в современном мире — скорее всего, это как-нибудь связано или было связано с алхимией.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.