«Кампус» — это городской просветительский фестиваль, который проходит дважды в год, и одноименная рубрика на «Бумаге», где ученые и эксперты рассказывают, как устроен мир вокруг нас.
13 июля 2018
Чего нельзя делать даже после смерти? Археолог рассказывает о запретах в погребальных обрядах

На просветительском фестивале «Кампус», который провела «Бумага», археолог и аспирант СПбГУ Николай Севастьянов выступил с лекцией о погребальных обрядах и том, чего лучше не делать после смерти.

Почему в загробном мире нельзя здороваться за руку и есть, где нашли первые на планете обрядовые захоронения и какие правила перехода в загробный мир можно проследить в русских народных сказках? «Бумага» публикует выдержки из выступления Севастьянова.

Какими были первые в истории человечества погребальные захоронения

[В Испании есть] пещера Сима-де-лос-Уэсос — такой очень длинный грот высотой с пятиэтажный дом с небольшой площадкой в конце. Кто смотрел фильм «Спуск», представляет, о чем я говорю. Туда не спуститься без специального снаряжения.

С испанского «Сима-де-лос-Уэсос» переводится как «яма с костями». В пещере нашли порядка 7 тысяч фрагментов костей, принадлежавших нашим предкам — гейдельбергскому человеку (он даже старше неандертальцев). Здесь мы впервые видим уникальное для нашей планеты явление: кости людей сброшены в эту яму намеренно. Это не стоянка первобытного человека: там нет каменных орудий и останков животных, которых могли употреблять в пищу. Есть несколько костей пещерного медведя и гиены, но это и не логово какого-то пещерного хищника: видовой состав останков наверняка был бы больше. А вот пещера-ловушка, куда на запах гниения один зверь пришел и упал вниз, а за ним и другой, — это логичный вариант, такие в природе есть.

Я сказал, что не было найдено никаких орудий, но это не совсем так. Было одно: каменное орудие, изготовленное из красного кремня; в округе пещеры такого не найти. Кроме того, на нем не было следов износа или сколов. Но их и не могло быть, так как оно предназначалось не живым, а мертвым. [Сима-де-лос-Уэсос] — это первый в истории человечества пример погребального обряда, причем сложного, с орудием.

Погребение было открыто в 1957 году, археологи тогда уже брали сложные анализы — в частности, палинологический: анализировали пыльцу. По ней можно выяснить, какие растения росли в данной местности: пыльца прекрасно сохраняется в грунте. Следуя анализу, там было больше семи видов разных растений. И грот сразу реконструировали как погребение, обложенное цветами.

Эти два примера — первые, в которых были соблюдены некие правила.

Пещера Шанидар. Фото: wikipedia.com

Почему погребение отличает человека от животного

Погребение — это первые свидетельства отличия человека от животных. Если вдуматься, то многие шимпанзе прекрасно учатся и умеют изготавливать орудия. Они не умеют разговаривать голосом, но вполне овладевают языком жестов, спокойно могут выучить несколько тысяч знаков. Но при этом у животных никогда не было погребений.

По отношению к трупам у животных два инстинкта. Первый — инстинкт опрятности: желание избавиться от мертвого тела, устранить его из своего места обитания. Это делают пчелы, муравьи, даже львы. Второй, более сложный и присущий высшим животным, — инстинкт социальной привязанности, когда животное не хочет расставаться с телом члена своей стаи. Он свойственен собакам, бабуинам. Но погребение — это в корне другая вещь.

В примитивных обществах испокон веков переход человека из одного состояния в другое сопровождался серией обрядов. Каждый раз, когда человек меняется и в его жизни происходит некий виток, проводится обряд, помогающий ему перейти в новое качество.

Самое первое и важное — рождение; до сих пор с этим сопряжено множество обрядов. Далее — инициация. В наше время это уже не так важно, но для всех обществ, которые находятся не на такой высокой ступени развития, обряд инициации имеет колоссальное значение. Как говорили древние греки, когда мужчина принимает форму клинка, а женщина — форму сосуда, происходит этот самый обряд инициации. Вы получаете нормальное имя — настоящее, а не дурацкое, которым вас называли в детстве. Вы допускаетесь к голосованию, можете носить оружие, участвовать в плясках; можете использовать в языке те слова, которые раньше не могли.

Следующая важная веха — свадьба. На ней нет смысла останавливаться, все прекрасно знают, а многие даже проходили. И последнее: переход в новое состояние — смерть. Все погребальные обряды, как и свадебные, служат для того, чтобы переправить человека в новое ему состояние. Собственно, отсюда и греческое название Некрополь — город мертвых, место, где они «живут».

Как в сказках отражаются погребальные обряды

Если рассматривать сказки с точки зрения отражения в них обрядов инициаций и погребальных, всё очень быстро становится на свои места. Этим давно уже занимаются этнографы и филологи.

В сказках отражены самые важные и древние элементы обрядов перехода и, в частности, погребальных обрядов. Возьмем простую сказку. Идет Иван-царевич по дороге. А он сколько идет? Обычно 40 дней. Это как раз то время, которое проходит покойник. А там его ждет Баба-яга. Казалось бы, логичный вопрос: а что ты сюда приперся-то? Он отвечает какой-то идиотской заготовленной формулой: «Ты меня сначала умой, натопи баньку, накорми, а потом я тебе буду и говорить уже». Внезапно она меняется в лице и начинает всё это делать. Кажется жуткой бессмыслицей, если не рассматривать это как отражение именно погребального обряда. Всё бы это вызывало некоторое недоверие, но было полностью подтверждено этнографическими и археологическими данными.

Каким бывает транспорт в загробный мир

Чтобы переправиться в загробный мир, нужно какое-то средство перехода. Не важно, переправляетесь вы туда, потому что умерли и вас пора хоронить, или вы полезли в загробный мир за какой-нибудь красоткой, как, например, Тесей.

Средством перехода может быть колесница, как у скифов, но обязательно разобранная; она также должна быть мертвой; могут быть забитые лошади. Это может быть ладья или погребение с какими-нибудь животными. Например, в Австралии аборигены на всякий случай забивают и козу, и курицу, и свинью — и каждый может провести вас лучше другого.

Это может быть и монетка во рту, как обол Харона (монета под языком, которая служит платой Харону, перевозчику душ через Стикс — прим. «Бумаги»), который специально изготавливался с пчелкой. Таких погребений с монеткой во рту полно. А что, отличное средство перехода: плати — и ничего с собой брать не надо.

Раскопки в пещере Шанидар

Пять препятствий для живых в загробном мире

1. Вода

В мифах река всегда служит некой границей между миром мертвых и живых, либо неким средством, по которому до этого мира можно доплыть. В этих целях рабов, скот — да что угодно часто наваливали в ладью и поджигали. Тогда погребенный вождь точно достигал мира, который ему был уготован. Эти же лодки — лодки мертвых — изображали совсем древние люди на камнях. Водные погребения до сих пор актуальны в частности в Индии.

Если вы смотрели седьмого «Гарри Поттера», то помните сказку про трех волшебников, которые не могли пересечь реку. Почему? Это была не простая река, и на обратной стороне их ждала смерть. Они построили волшебный мост, нарушив запрет, вот почему смерть так страшно им мстила. Роулинг, получив филологическое образование, с чем в Великобритании строго, прекрасно знала все эти теории. Ей было интересно вставлять такие вещи в свое произведение.

2. Страж на границе между мирами

Как мы знаем, у Бабы-яги одна нога обычная, а другая костяная: она стоит одной ногой в одном мире, а другой — в другом. Она страж между нашим миром и миром мертвых. Такая же есть у скандинавов — это Хель, такой же есть у индейцев — Мудрый Пеликан.

У всех персонажей прослеживаются элементы, которые есть у Бабы-яги. Обязательное условие: она охраняет вход в потусторонний мир и после произнесения определенной формулы снабжает человека неким средством, с помощью которого он может переправиться.

Так, вы подходите к избушке и произносите магическую формулу: «Повернись ко мне передом, к лесу задом». Очевидно, что без специального слова избушку просто так не обойти. Часто она стоит у какого-то леса, иногда моря или обрыва — то есть на границе. Вы заходите в избушку, а там Баба-яга. Первым делом она омывает вас, дальше вы требуете, чтобы она вас накормила. После этого, окончательно добившись расположения, она дарит вам всё, что нужно для перехода.

Вы прошли, дальше — запретный лес. Он также всегда присутствует, и это некая сеть, которая останавливает нежелательных гостей: такой лес не пройти, не проехать; он нигде конкретно не описывается, он таинственный, абстрактный — и от этого еще страшнее. Вы можете пройти сквозь этот лес с помощью средства, которое дала вам Баба-яга. Клубок, который может вывести, или конь, на котором вы можете прыгнуть. Кроме того, вы можете превратиться в зверя.

Как вы помните, в «Гарри Поттере» тоже есть запретный лес. В конце, когда Гарри идет сквозь лес и видит призраков, есть слова о том, что эти призраки казались ему реальнее, чем его друзья, которые остались в замке. Да и сам он чувствовал себя мертвым. Этот поход через лес был очень символичным, если вспомнить, для чего он туда шел.

3. Пища

Пища тоже непростая — это пища мертвых. Традиции меняются, но во всех культурах на всех континентах вы найдете какую-то керамику и горшочки, в которых, если взять анализ, будут нагар и фрагменты еды. Это могут быть каши, какие-то кости.

Когда археология еще не была так сильно привязана к сказкам, археологи недоумевали по поводу той пищи. Там были какие-то несъедобные семена ромашек, части тел животных, которые приличные люди в пищу не употребляют. Но они и не для людей. Как нам нужна наша пища, так и мертвым нужна их особая пища, которая наделяет особыми магическими свойствами, помогает перейти в новое качество.

Отсюда и запрет для живых: ни в коем случае не есть пищу мертвых. Если вы попали в Некрополь и отведали там пищи, то вполне можете приобщиться к этому миру навсегда. Это можно проследить и в греческих мифах: когда Аид похищал Персефону, он дал ей попробовать гранат. Она откусила его и пошла вслед за ним — съела запретную для нее пищу. Кроме того, с мертвыми нельзя контактировать: есть большая опасность к ним приобщиться и стать частью их социума.

4. Сон

Во многих сказках, идя по Тридевятому царству или какому-то запретному лесу, вы не должны спать. Не спать вам помогают гусли-самодувы или что-то еще.

Есть много версий, почему спать нельзя. Например, мертвые вообще не спят: себя выдавать-то не нужно, поэтому нельзя ни спать, ни даже зевать. Так как сон всегда был переходным состоянием между мирами, в нем вы наиболее уязвимы и можете навсегда там остаться. Во многих мифах — к примеру, египетских — человек засыпал и оставался в мире мертвых.

5. Гендерные и социальные различия

Разумеется, вы хотите нормально приобщиться к загробному социуму, чтобы вас встретили, как и у нас на земле. И вы должны себя обозначить, чтобы вас можно было идентифицировать. В погребениях обязательно есть определенный инвентарь. Например, у мужчины обязательно должна быть бритва: важно показать вашу гендерную и социальную принадлежность, профессию.

В Онежском озере (которое, к слову, настоящий остров мертвых, а не придуманный) есть островок, целиком покрытый погребениями. Это некрополь, ему до 9 тысяч лет. Письменности не было, и мы не знали, как те люди себя называли, но они приплывали на этот остров, чтобы похоронить близких.

По инвентарю для погребений можно понять, женщина перед вами или мужчина. Тут важно ничего не напутать, иначе в мертвом социуме вы можете оказаться в крайне неудобном положении. Это одно из самых древних проявлений, иллюстрирующих гендерные различия.

Если вы отправились в загробный мир и хотите вернуться обратно, то важно помнить следующие правила:

— вы не должны пахнуть как человек;

— вы не должны пробовать пищу мертвых, вредную для живых;

— вы не должны улыбаться и оказывать какие-либо знаки внимания (мертвые не улыбаются, они вас раскусят);

— вы не должны спать, смотреть в глаза и оборачиваться: мертвые так не делают;

— вы не должны садиться;

— вы ни в коем случае не должны обнимать людей и здороваться за руку, иначе останетесь в том мире навсегда.

Если всё это будет соблюдено, то, возможно, вы доберетесь до дома.

Партнеры фестиваля «Кампус»: Новая сцена Александринского театра, Представительство Европейского Союза в России и вузы Петербурга

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.