25 августа 2022

Бум глэмпингов, повышение цен и купели вместо саун. Исследовательница локального туризма — о том, как изменился загородный отдых за последние годы

Весной 2022 года — на фоне проблем с зарубежными поездками и ухода с российского рынка Airbnb — петербурженка Евгения Голега запустила телеграм-канал «Котик, выдохни!», посвященный загородному отдыху. «Бумага» спросила у нее, как изменился локальный туризм после двух лет пандемии и ограничений на границе, какое жилье сегодня пользуется популярностью и как его лучше выбирать.

Читайте, насколько выросли цены за последний год, почему под Петербургом активно строят глэмпинги и где смотреть отзывы на отели и коттеджи.

Евгения Голега

создательница телеграм-канала о путешествиях «Котик, выдохни!»

Как изменился локальный туризм за последний год

— Глубоко погружаться в вопрос [путешествий из Петербурга] я стала после появления канала «Котик, выдохни!» в марте 2022 года. Но как обычный турист я, конечно, путешествовала и раньше и искала информацию в соцсетях.

Точно могу сказать: предложений стало в разы больше. Просто потому, что локальный туризм стал более востребованным, особенно среди жителей мегаполисов — Москвы и Петербурга. Уверена, что это последствия пандемии, именно она дала сильный импульс к развитию. Появились альтернативы классическим турбазам, спрос вырос, это произошло очень резко.

Также, на мой взгляд, стало больше туристов среди молодежи: до пандемии эти путешественники ездили на выходные в Финляндию или Таллин, где и привыкли к европейскому формату отдыха. В этом году они тоже отдыхают в России, хотя границы с европейскими странами вновь открыты — даже сейчас.

Благодаря повышенному спросу цены не стали ниже даже с учетом появления новых загородных проектов. Напротив, цены выросли. Здесь я не могу дать полную аналитику, но приведу пример. В прошлом году я отдыхала в одном из глэмпингов Ленобласти, стоимость проживания составляла 9 тысяч рублей за ночь. В этом году тот же глэмпинг в эти же даты стоил уже 11 тысяч — выводы делайте сами.

Еще я обратила внимание вот на какую штуку: на сайте опубликован общий прайс на размещение, но когда начинаешь бронирование — цены могут быть в полтора-два раза выше. Всё это объясняется «динамическим» формированием цен на бронирование, то есть стоимость формируется от количества запросов и бронирований. Это очень неприятно, и на это невозможно повлиять. Много раз сталкивалась с тем, что выкладывала обзор в телеграм-канале с одними ценами, а через несколько часов стоимость была другой.

Каковы последние тенденции в локальном туризме

— Сейчас происходит расцвет, точнее бум, глэмпингов. Причем есть разные их вариации: геокуполы, сафари-тенты, типи и прочие виды шатров. В категорию глэмпингов также включают очень маленькие панорамные модульные дома. Еще один важный момент классификации — санузел. Где-то его размещают в отдельно стоящем здании, некоторые глэмпинги ставят биотуалеты в местах размещения, в других местах делают пристройки к геокуполу с душем и туалетом. Короче говоря, кто во что горазд.

Тенденцию подхватили и некоторые турбазы, которые в этом году начали ставить шатры на своей территории. Стоимость проживания в них варьируется от 5–6 тысяч рублей в сутки, несмотря на то, что удобства, по сути, «на улице». На мой взгляд, тренд с глэмпингами легко объясним: это дешевле и быстрее в реализации, чем строить турбазу или загородный клуб. А если земля в аренде, глэмпинги снижают риски для владельцев: шатры можно перевезти на новые места.

Еще один тренд — a-frame, треугольные дома. Их популярность началась даже раньше глэмпингов. Как правило, на первом этаже находятся кухня и гостиная, на втором — кровать. Распространены и другие варианты модульного строительства — это формат, когда дом полностью собирают на производстве, а потом привозят в нужную локацию, подводят туда все коммуникации и собирают сооружение как конструктор. В России модульное строительство популяризирует компания «Дубльдом», сейчас для проживания всё чаще предлагают подобные дома. Они круглогодичные, санузел находится внутри дома, да и в целом здания выглядят симпатично — например, обычно в них делают панорамные окна.

Также отмечу купели фурако — чаны или купели, нагревающиеся с помощью дров. Они заменяют классические баню или сауну и размещаются у дома, шатра или купола. Купели всё чаще ставят в глэмпингах и на участках при загородных домах, ими можно пользоваться круглый год.

С какими проблемами могут столкнуться туристы и как изменить индустрию

— Многие владельцы турбаз и глэмпингов не заботятся о туристах без личного автомобиля — попросту не пишут как добраться до локации без машины. Бывало, что я сама звонила в крупные загородные клубы Подмосковья и спрашивала у администраторов, как добраться туда на общественном транспорте.

Есть и вопрос ценообразования: получаемый туристами сервис не всегда соответствует стоимости проживания. Например, в России крайне низкая конкуренция в части пляжного туризма, отсюда ужасно высокие цены. Конечно, в этих условиях многие туристы предпочитают Турцию тому же Сочи.

В целом до пандемии локальный туризм существовал в основном за счет классических туристических баз. Они совершенно не менялись по 10–20 лет, но других вариантов не было, поэтому все ездили туда. Владельцы таких объектов живут себе прекрасно, у них уже есть поток туристов и вроде бы делать больше ничего не надо.

Но сейчас пришло молодое поколение классных ребят-энтузиастов, которые начали создавать глэмпинги, делать это стильно и по-европейски с точки зрения внешнего вида, комфорта, сервиса. Они выдумывают новые варианты досуга и популяризируют выезды на природу на уик-энд как норму, а не раз в год в день рождения. Такие места стали свежим ветерком в затхлом мире турбаз с их старыми сайтами, грустными соцсетями и таким же отношением.

Глэмпинги привлекают молодежь, людей от 20 лет, у их владельцев даже есть конференции, где они формируют общую повестку, стандарты сервиса и прочее. Да, всё это только зарождается, но в эту историю хочется верить. Уверена, стимулировать отрасль могло бы и государство — например, нормальными кредитами под минимальный процент и субсидиями для тех, кто делает классные проекты.

И дело здесь не в том, что локальный туризм должен заменить зарубежные поездки, — на мой взгляд, это узкое мышление. Люди должны узнавать мир за пределами страны, чтобы анализировать и набирать опыт. Но думаю, нужно интересоваться и внутренними путешествиями, позволяющими лучше познакомиться со своей страной. Это очень важно, ведь путешествия и локальный туризм — это часть образования и формирования личности. Такой урок географии и социологии вживую. Как мы можем менять что-то в стране, если мы ее не знаем? А ведь проблем достаточно: в экологии, охране природы.

Как выбрать достойные варианты по разумным ценам

— Лайфхаки про конкретные места ищите в моем телеграм-канале, но могу поделиться некоторыми общими рекомендациями.

Обязательно смотрите отзывы и отметки в поисковиках и соцсетях: в «Яндекс.Картах» выбирайте места с рейтингом выше четырех баллов (а еще я всегда читаю там отзывы и смотрю фото от постояльцев). Также я смотрю фото и видео локаций в отметках инстаграма, читаю комментарии к постам и оцениваю, как проект общается с подписчиками. Много хороших коттеджей представлено на «Авито» — если вы пользуетесь этим сервисом, рекомендую читать отзывы. А вот Tripadvisor в России, на мой взгляд, не актуален.

Также не бойтесь искать места проживания по запросам и ключевым словам в соцсетях. Например, если в поиске инстаграма вбить «глэмпинг» — по этому слову вам покажут множество вариантов. Кстати, в сентябре я планирую запустить телеграм-бота, который поможет искать локации как раз по ключевым запросам: удаленности от города, типу поездки и прочему.

Летние поездки лучше бронировать заранее — владельцы многих проектов делают скидки на такие бронирования. Но не бойтесь и спонтанности: зачастую накануне поездки появляется куча хороших вариантов. Это происходит потому, что люди очень часто бронируют жилье заранее, а отменяют поездки незадолго до даты заселения. В некоторых случаях получить информацию о свободных домах, номерах или куполах можно только в социальных сетях.

🏠 Для нашего приложения PaperApp Евгения посоветовала шесть классных мест в Ленобласти и Карелии: от экокомплеса на озере до глэмпинга под Гатчиной

Скачать PaperApp можно здесь

Фото: Евгения Голега

Что еще почитать:

Так называют кемпинги, в которых гостям предлагают комфортное проживание на природе: например, в сафари-тентах, шатрах или юртах. Название образовалось в результате слияния слов «гламурный» и «кемпинг».

Авторы: Бумага
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Гиды
Военное положение
Мобилизация
Визовые ограничения
Давление на свободу слова
Свободу Саше Скочиленко
Экономический кризис — 2022
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.