24 мая 2013

«Кого из поэтов вы вспоминаете? Одну назначенную фигуру. Нобелевский лауреат, Бродский»

В день рождения Иосифа Бродского петербургский поэт Алексей Машевcкий рассказывает о значении его фигуры для российского общества. Почему именно Бродский стал символом современности и отчего молодежь никак не начнет читать других поэтов? Бродский замечательно попал в сознание поколения 60-х — начала 70-х годов. Это сознание советского интеллигента-технаря, для которого, с одной стороны, важны общечеловеческие ценности: дружба, любовь, верность, с другой стороны, он культурно искушен и при этом стесняется быть патетичным и скрывает это. В то же время нарочитая грубость, которая свойственная Бродскому, и даже нецензурщина, которая есть в его стихах, придает некое ощущение крутости: дескать, эх, вот чего мы можем! Представители этого поколения интеллигентных технарей исключительно ценили профессионализм. Он был для них ключевым понятием. Поэтому они очень ценили изощренные стихи Бродского, как виртуозно он написал, как сказал, как сделал стихотворение.

Молодой человек всегда пытается соотнести себя с социально значимой величиной. И это работает особенно в России, где молодой человек хочет быть актуальным мировому уровню, а не местечковому
В «Письмах римскому другу», замечательных стихах, тоже есть пошлые моменты — «у наместника сестрица, худощавая, но с полными ногами», «протекать на покрывало». Это в некотором смысле покушение на то, о чем в определенном обществе неприлично говорить. Здесь это уместно и вполне проходит: это стихотворение — замечательная аккумуляция жизни человека. При этом мне кажутся сомнительными его заунывно-длинные ранние поэмы, из которых литературоведы извлекают сумасшедшие смыслы и философию, но, простите, их же просто невозможно читать! «Большую элегию Джону Донну» можно прочесть только при очень большой любви к Джону Донну и мировой культуре. Но нужно понимать, что поэзия Бродского — это лаборатория, в которой очень много сделано и опробовано. В этом особенность и своеобычность Бродского. Не просто техническое совершенство — мне вообще кажется, что в ранних поэмах он технически несовершенен — но сложный тезаурус, сложный словарь. Бродский клонится в сторону барочного искусства, с его захлебывающейся риторикой, со сложносочиненными метафорами, распространенными предложениями с инверсиями. Но, что важно, Бродский обновляет этот язык сугубо современной лексикой, и за его поэзией стоит современная идеология человека, который хочет верить во все хорошее, но носит маску циника. Он романтик в чистом виде, и именно этим он советским романтикам, которые обожали бардовские песни и турпоходы, страшно нравился. Бродский — тот редкий случай поэта, когда действительно большой дар совпал с общественным запросом и следующей из него популярностью. Кроме того, Ахматова совершенно правильно говорила: «Какую биографию делают нашему рыжему», — ведь техническая интеллигенция всегда была немножко оппозиционной и к тому же очень ценила профессиональный успех. Здесь Бродский достиг самой высокой вершины, получив Нобелевскую премию. И все это работало на опознавание Бродского этим достаточно обширным срезом общества как сверхзначимой фигуры в русской литературе конца ХХ века.
Это сознание советского интеллигента-технаря, для которого, с одной стороны, важны общечеловеческие ценности: дружба, любовь, верность, с другой стороны, он культурно искушен и при этом стесняется быть патетичным и скрывает это
Бродский и Кушнер отличаются тем, что Бродский пытается иноязычную традицию привить русской, а Кушнер актуализирует все ресурсы русской поэзии. В высших своих достижениях это поэт Бродскому не уступающий, а где-то и превосходящий его. У Бродского — эпигоны, а у Кушнера — ученики, преемство той традиции, которую он организовал и передал дальше, имеет исключительное значение, а те изумительные открытия, которые делает Бродский, пытаются повторять дальше, хотя смысла в этом нет. Если Бродский — романтик, то Кушнер антиромантик, хотя с какого-то момента индивидуального мастерства оппозиция романтизма и антиромантизма теряет свою актуальность. Но они замечательно друг друга дополняют, и я убежден, что их появление в русской культуре удивительно гармонично. Когда в культурной традиции возникает большой поэт, выражающий одну позицию, с неизбежностью возникает другой. Я думаю, в дальнейшем русская поэзия будет развиваться на сложном скрещении этих вершинных достижений русской поэзии 80-х годов ХХ века. Эстафета передается и трансформируется дальше во что-то совсем иное. Бродский, с моей точки зрения, завершитель некоторых традиций, хотя есть одно неочевидное и очень важное обстоятельство: он впервые попытался найти точки пересечения русской поэзии с англоязычной. И это важно, потому что русская поэзия получила кое-что от поэзии итальянской, французской, отчасти поэзии немецкой — во времена Державина в XVIII веке, а с английской поэзией таких пересечений не было и в этом смысле Бродский с его уклоном в метафизику был очень значим. Другое дело, насколько может иметь продолжение то, что он сделал. Его приемы просто заимствовать, потому что они явны, а глубинную экзистенциальную тоску, которую там таится — нет; глубокую сентиментальность, которая свойственна Бродскому, и которой он стыдится и которую пытается всячески зашутить — все это не подделать. Привлекательным это кажется, потому что здесь налицо разительное сочетание необходимых для успеха вещей: Нобелевской премии, профессионализма и того, что «круто написано». Всем же хочется быть крутыми. Пушкин же не кажется крутым — поди выясни, почему он крутой. Хотя сам Бродский, конечно, понимал, что Пушкин крут.
Существует определенная традиция восприятия: кто-то раскручен. Кого из поэтов вы вспоминаете? Одну назначенную фигуру. Нобелевский лауреат, Бродский. Молодой человек всегда пытается соотнести себя с социально значимой величиной. И это работает — особенно в России, где молодые люди хотят быть актуальными мировому уровню, а не местечковому. И при этом поэзия всегда будет оставаться местной, потому что язык — это явление местного характера.
Бумага
Авторы: Бумага
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.