20 марта 2014

Дельные люди: Боб Дорф — о жизни и смерти американских стартапов

В Петербург приехал Боб Дорф, один из авторов книги «Стартап: настольная книга основателя» и ментор двух десятков проектов в Кремниевой долине. Американский инвестор, выведший на IPO семь компаний, рассказал «Бумаге» о трех главных ролях в любой команде, мотивации хорошего стартапера, а также о том, как изменилось предпринимательское мышление за последние двадцать лет.

 

Боб Дорф

инвестор, предприниматель, ментор

 

Вывел на IPO семь компаний, инвестировал в 25 стартапов, соавтор книги «Стартап: настольная книга основателя»

 
Фото: Егор Цветков

Об обучении в бизнесе

Людям можно предложить эффективные инструменты и показать, как выстраивать процессы. Можно объяснить, как развивать и совершенствовать идею. Естественно, можно научить и прикладным навыкам: как создать хороший дизайн самолета, например, или как писать код. Это все составные части предпринимательского успеха. Но научить страсти, энергии, умению рисковать и принимать решения невозможно — это либо есть, либо нет. Все уроки на эту тему — полная чушь. Если ты потерял трех крупнейших клиентов, ты обязан утром встать и с тем же энтузиазмом продолжить работу. Мне кажется, такому не научит ни один гуру или ментор.

О трех главных ролях в компании

Я всегда говорю, что для хорошей команды нужен «хакер», «делец» и «художник». Но придумал это не я или Стив Бланк (соавтор книги «Стартап: настольная книга основателя» — прим. «Бумаги»), это типичный подход для большинства компаний в Кремниевой долине. Он строится на трех ключевых факторах: продукт, потребитель и то, как именно они взаимодействуют. «Хакер» ­— это инженер, который выстраивает продукт. Он сосредоточен только на процессе его создания, лишний раз не общается с людьми и не поднимает головы от компьютера и кода. «Делец» может даже не знать толком, что такое код. Ему достаточно умения недолго поддержать о нем разговор. Но этот человек должен очень любить продажи и хорошо разбираться в маркетинге, разговаривать с людьми и анализировать их отзывы. «Художник» отвечает за то, как продукт выглядит, чтобы быть привлекательным для покупателя. Само собой компании нужен еще и пиарщик, юрист, бухгалтер и уборщик, но без этой троицы успешная компания существовать не может.
Создавать компанию нужно тогда, когда тобой движет яркая идея и страсть, стремление изменить существующий порядок

О том, когда стоит задуматься о потребителях

В 1990-х, когда был первый бум на стартапы, вся аналитика сводилась к убеждению: «Ой, у меня клевая идея, сейчас я запрусь в гараже, создам нечто и тут же разбогатею». Даже десять лет назад все в мире задумывались только о том, каким должен быть продукт. Тогда все верили, что если придумать что-то эдакое, предложить хорошую идею, то итог непременно купят. Никто и никогда не прислушивался к тому, чего же хотят покупатели до тех пор, пока продукт не выходил на рынок. Стив Бланк донес до бизнес-сообщества идею о том, что думать о своем потенциальном клиенте нужно задолго до того, как ты закончишь работу над продуктом. В этом его гениальность и колоссальный вклад. Создание любой разработки нужно начинать с того, кто твой покупатель, чего он хочет и за что он готов платить.

О том, когда в России появится своя Кремниевая долина

Все мировое сообщество технологических предпринимателей ориентируется на Кремниевую долину и пытается создать нечто подобное. На деле же у Долины были специфические предпосылки для появления: катализатором послужила Вторая мировая война. Надеюсь, никому больше не придется столкнуться с подобным. Наука и производство поженились только благодаря тому, что нужно было развивать военный комплекс. Этот шаг США сделали на 65 лет раньше остальных, и весь сегодняшний опыт был накоплен за несколько десятилетий. Россия вряд ли может проделать такой же путь за двадцать с лишним лет рыночной экономики. Я много работал в Латинской Америке. Лучшие университеты там готовят инженеров, которые способны работать в техподдержке или IT-департаменте какой-нибудь компании. В Долине и частично в России учат видеть широкую картину, изучают технологии, которыми будут пользоваться завтрашние стартапы.

О том, почему большинство предпринимателей ждет разочарование

Все то время, что я работаю со стартапами, меня мучает одна и та же проблема. Талантливые молодые люди, затевая собственный проект, руководствуются тем, что это сделает их богатыми, успешными и знаменитыми. Это ужасно неверный подход. Создавать компанию нужно тогда, когда тобой движет яркая идея и страсть, стремление изменить существующий порядок. Тогда тебя не волнует, что ты работаешь по сто часов в неделю. Если ты делаешь все только ради денег, скорее всего, ты будешь быстро разочарован.
Быть предпринимателем наполовину невозможно
90 % стартапов открываются, чтобы умереть в поту, крови и муках. Это кровь и пот предпринимателей, которые могут честно работать, а компания не продвинется и на дюйм. Так что лучше любить не прибыли, а то, что ты делаешь. Только так можно вытаскивать себя из кровати и каждое утро начинать все заново.

О том, чего стоит ждать от работы на себя

Наверное, в силу возраста я стараюсь сохранять баланс в жизни. Когда росла моя дочь, я не видел этого. И тогда я решил, что как минимум один выходной не буду проводить в офисе, чтобы быть с ней. Сейчас уже у нее двое детей, и я смотрю, как они растут каждый день. Но повторюсь, я уже немолод. Если же ты хочешь добиться успеха, ты должен фокусироваться только на деле. Быть предпринимателем наполовину невозможно. Для работы, например, в «Газпроме» можно прикладывать столько усилий, сколько ты готов. Конечно, так не становятся президентами, но, обладая умом и талантом, ты будешь востребован и успешен. Но если ты готов вкладывать только часть своих умений и энергии в собственный бизнес, ничего не получится. Тебе это просто не нужно, парень, иди-ка домой.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.