10 июня 2015

Как велосипедисты, активисты и депутаты отреагировали на предложение ввести велоправа

Виталий Милонов предложил ввести водительские права для велосипедистов. С соответствующей инициативой он обратился к главе МВД Владимиру Колокольцеву. По словам депутата, речь идет о Москве, Петербурге и, возможно, городах-миллионниках. В меньших населенных пунктах, где проблема дорожного движения не стоит так остро, со сдачей «велосипедных экзаменов» можно будет повременить.
«Бумага» поговорила с активистами движения «Велосипедизация Санкт-Петербурга», узнала, как на инициативу Милонова отреагировали его коллеги по Заксу, и выяснила, что о введении велоправ думают в социальных сетях.
На инициативу депутата сразу же отреагировали в «Твиттере»: большей части комментаторов предложение обязать велосипедистов сдавать на права показалось неуместным.
Организаторы общественного движения «Велосипедизация Санкт-Петербурга» подготовили официальный ответ Милонову. Представители сообщества отметили, что получение водительских прав для управления велосипедом окажется неэффективным методом повышения грамотности. В качестве действенных способов снижения ДТП с участием велосипедистов активисты назвали развитие велосипедной инфраструктуры в городах и введение специальных уроков в общеобразовательных школах.
Активисты также предложили Милонову изучить международное право, а также обсудить свою инициативу с экспертами и горожанами.
С похожим мнением выступила и член Закса Ольга Галкина. Она отметила, что в Петербурге на общественных началах работает несколько школ, где велосипедисты могут изучать ПДД, однако заставлять их принудительно сдавать водительские экзамены окажется неэффективным.
В 2013 году Галкина принимала активное участие в популяризации велотранспорта. Депутат, в частности, сама пересела на велосипед, добираясь таким образом на работу.
Максим Соболевский
активист «Велосипедизации»:

— Велосипедные права кардинально не решат задачу уменьшения аварийности на дорогах, зато значительно уменьшат число велосипедистов. Задача властей, желающих сделать город удобным для всех, — развивать велосипедное движение и мотивировать людей пользоваться экологически чистым видом транспорта, который занимает мало площади и бережно эксплуатирует дорожное покрытие (а не добавлять препятствий к его использованию). Ни в одной стране мира нет обязательного наличия прав для управления велосипедом.

Даже если думать об инициативе всерьез, очевидно, что иметь права обяжут только тех, кто едет по проезжей части, — не будут же бабушки для катания в парках экзамены сдавать. Так власти переместят велосипедистов на тротуары, что создаст еще больше неудобств пешеходам, которым в нашем городе и без того не очень удобно.

Я думаю, что известный депутат просто устраивает мозговой штурм среди своих помощников на придумывание самой спорной и скандальной инициативы и затем ее озвучивает. Думаю, на серьезном уровне этот вопрос рассматриваться не будет.

Были среди петербургских велосипедистов и те, кто поддержал инициативу введения велоправ. При этом велосипедисты с многолетним стажем сходились во мнении, что выдача водительской лицензии не должна превратиться в новый институт бюрократии и коррупции, образовательные программы должны быть бесплатными, а сам процесс обучения — максимально прикладным.
Павел Биргер
велосипедист:

— К сожалению, многие велосипедисты сейчас представляют опасность как для самих себя, так и для других. Знание минимальных требований к участникам дорожного движения просто необходимо для велосипедистов, ездящих в автомобильном потоке.

Разумеется, требования к сдаче прав должны быть менее суровыми, чем для автомобилистов. Главное, чтобы это не превратилось в очередной механизм для выкачивания денег из честных граждан. Я бы включил как минимум знание основных знаков дорожного движения, правила пересечения нерегулируемых перекрестков, правила поворота налево и специальные требования для велосипедистов (фонарики в темное время суток, например, про которые многие забывают). Будем надеяться, что разрабатывать новые законы будут при участии велодвижения — тогда, возможно, все получится.

Инна Поночевная
велосипедистка:

— Инициатива интересная: многие велосипедисты действительно не знают правил движения и тем самым рискуют своим и чужим здоровьем. Но возникает несколько вопросов.

Первый, как всегда, связан с определениями: кого считать велосипедистами? Обладателей велосипедов? Но ими могут быть и малыши на трехколесных. Тех, кто ездит по проезжей части? Но на пешеходных зонах также можно нанести вред. Как велосипедисту с семилетним стажем мне представляется более разумным создание бесплатных образовательных программ (онлайн и офлайн), где рассказывалось бы о ПДД и давались бы практические рекомендации поведения на дороге. Подобным уже занимаются представители «Велосипедизации». Если город будет действовать в схожем популяризационном ключе, это поможет избежать лишних проблем с выдачей прав и коррупционными спекуляциями, почти всегда возникающими при решении вопросов лицензирования.

Официальной реакции от МВД на инициативу Милонова пока не последовало.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.