19 сентября 2017

Что делать, если вы опаздываете на самолет или поезд, и как вернуть деньги за билет?

Как попасть на рейс, если пропустили регистрацию, можно ли все-таки вернуть невозвратный билет, когда подавать заявление об обмене билета и что делать, если пропустили рейс из-за болезни или невыдачи визы? «Бумага» рассказывает, как и в каких случаях можно вернуть деньги за билеты российских перевозчиков.

Что делать, если вы опаздываете на самолет?

Пассажир считается опоздавшим на самолет, если он не прошел регистрацию в указанное время. Если вы пропустили регистрацию, рекомендуется пройти к стойке для опоздавших граждан, где за дополнительную плату — от 25 до 50 евро — можно зарегистрироваться. Это можно сделать не позднее чем за 30 минут до вылета международного рейса и за 25 минут до вылета внутреннего рейса.
Важно, что в Пулкове, как и в некоторых других аэропортах, стоек для опоздавших нет. Точного списка аэропортов с такими стойками тоже нет. Чтобы узнать, есть ли в определенном аэропорту подобная стойка, нужно позвонить в его службу помощи.
Операторы аэропорта Пулково советуют при опоздании на регистрацию печатать билеты на стойке самообслуживания вашей авиакомпании. Так, по словам представителей аэропорта, можно попасть на рейс, но максимум за 30 минут до вылета.
Многие аэропорты в своих блогах советуют опаздывающим обращаться и согласовывать свои действия с представителями авиакомпании: так можно узнать специфику вашего рейса и условия обмена билетов.

Как вернуть деньги за билет на самолет накануне вылета?

Если пассажир знает, что опоздает или не полетит, когда еще не началась регистрация, он может вернуть деньги за определенные типы билетов. Билет, который можно вернуть за сутки до вылета без финансовых потерь, называется возвратным. Тот, за который средства вернуть нельзя, — невозвратным. Информация о возвратности билета указывается при покупке.
Евгений Трофимчук
директор по отдыху OneTwoTrip

— За возврат билета [менее чем за сутки], как прописано в правилах тарифа, придется заплатить штраф. И чем ближе к вылету [производится возврат], тем выше может быть штраф: иногда он может составить до 50 % от стоимости билета. В основном крайним сроком возврата считается момент окончания регистрации на рейс, но в некоторых авиакомпаниях это может быть и время вылета.

Как вернуть деньги за авиабилет или обменять его, если вы все-таки опоздали?

Если пассажир опоздал на рейс, есть возможность обменять билет на ближайший рейс за дополнительную плату. Обмену подлежат только возвратные билеты.
Из блога Aviasales:

«Если вы летите бизнес-классом, то, скорее всего, вам предложат ближайший рейс. Если билет в простой эконом или покупался по акции, то вам тоже предложат место в другом самолете. Но из-за замены времени и даты вы должны будете выплатить штраф или вовсе купить новый билет. Если вы опоздали на рейс с пересадками, то дела будут обстоять сложнее. Скорее всего, ваш второй рейс аннулируют, и вам придется купить новый билет».

Чтобы вернуть деньги за билет в случае опоздания, необходимо обратиться в службу перевозчика с удостоверением личности и назвать причины опоздания.
Большинство авиабилетов не предусматривают выплат за опоздания, в которых виновен пассажир, однако всё решается в индивидуальном порядке. Вернуть можно лишь средства, которые должны были пойти на государственные налоги и сборы аэропорта. Причем получить их можно как по возвратному, так и невозвратному билету.

Что делать, если вы не успели на автобус дальнего следования или поезд?

При этом и вокзал, и автовокзал вычтет из цены билета стоимость пользования вагоном (по данным OneTwoTrip, сумма составляет около 25 % от цены билета — прим. «Бумаги») или дополнительным местом в автобусе, сервисный сбор посредника, с помощью которого покупался билет, сбора «РЖД» или автовокзала, а также комиссию при покупке билета онлайн.
Чтобы вернуть билет на поезд, необходимо в течение 12 часов после его отправления прийти в кассу вашей станции. Возврат билетов на автобусы дальнего следования происходит в течение трех часов. В обоих случаях при себе у пассажира должны быть паспорт (и свидетельство о рождении для детей при необходимости), распечатанный билет или посадочный купон.
При этом, как пишет в своем блоге сервис «Туту», часть стоимости билета «РЖД» можно быстро получить только в течение первых трех часов после отправления поезда. В последующие часы, по данным компании, необходимо писать заявление, которое перевозчик рассмотрит в течение 30 рабочих дней.
В России возврату не подлежат билеты на пригородные электрички и поезда, следующие в дальнее зарубежье. Билеты «РЖД» в страны бывшего СНГ и Прибалтики можно обменять только в течение часа после отправления поезда.

Можно ли вернуть деньги, если вы опоздали на рейс из-за болезни, ДТП или невыдачи визы?

Билеты подлежат возврату, если пассажир опоздал на рейс по уважительной причине. Такой причиной считается болезнь, травма, увольнение по сокращению, смерть близкого родственника, который должен был следовать с пассажиром на данном рейсе, или отказ в визе. В таких случаях пассажиру возвращают полную стоимость билета, если он доказал причину.
Чтобы вернуть деньги, в компанию перевозчика необходимо в ближайшее после опоздания время подать заявление о вынужденном возврате билета. Каждый такой случай рассматривается в индивидуальном порядке. Для подтверждения необходимо предоставить подтверждающие важность причины документы — это может быть справка из больницы, заключение ГИБДД, документ о родстве с умершим, уведомление об отказе в выдаче визы или другое.
Перевозчики отмечают, что сложнее всего получить деньги из-за невыдачи визы. Если в посольстве пассажиру отказали в визе, то при предъявлении загранпаспорта или справки об отказе он может получить деньги обратно. Однако если визу ему выдали с задержкой, просрочив день вылета, авиакомпания зачастую не возвращает деньги за билет.

Как вернуть деньги, если в опоздании виноват перевозчик?

Если пассажир опоздал на рейс из-за задержки первого рейса при пересадке или из-за неоперативной работы пограничной службы, это также повод для подачи прошения о возврате билета.
Евгений Трофимчук
директор по отдыху OneTwoTrip

— Если человек опоздал на рейс по вине авиакомпании, то перевозчик должен сделать всё, чтобы пассажир смог улететь. Так, компания может помочь приобрести билет на другой рейс и/или выплатить компенсацию.

Если в опоздании пассажира виноват кто-либо другой (такси попало в пробку, бастует персонал гостиницы, террористическая угроза), перевозчик не обязан возвращать стоимость билета. Подобные случаи снова решаются индивидуально через суд.

Как быстро возвращают деньги за билеты?

Если заявление пассажира о возврате одобрят, авиакомпания, ЖД-компания или автоперевозчик обязаны выплатить пассажиру деньги в течение одного месяца.
Если билет покупался онлайн, то деньги придут на карту, которой расплачивались при покупке. Если же билет приобретался за наличные, пассажир имеет право получить деньги в офисе компании или на карту.
В России деньги за возврат билета могут быть перечислены только на карты Visa, Euro/MasterCard, JCB или на электронный кошелек.

Куда обращаться, если перевозчик не возвращает деньги за билет или не хочет его менять?

Если вы уверены, что основания для обмена или возврата билета обоснованы, но перевозчик отказывается возвращать или менять его, можно обратиться в суд. При этом стоит понимать, что возврат или обмен билета зависит от постановления перевозчика в конкретной ситуации, а четких правил, регламентирующих решения авиакомпаний, нет.

Как обезопасить себя от опозданий? Простые правила, о которых не стоит забывать

Нужно приезжать в аэропорт за три часа до вылета самолета, на вокзал — за час до отправления поезда, а на автовокзал — за 40 минут до отъезда автобуса дальнего следования. В случае если вы едете с багажом, рекомендуется добавлять к указанному времени еще один час.
Чтобы сэкономить время в очереди на регистрацию, за сутки до вылета можно пройти регистрацию онлайн на сайте перевозчика. Если изначально есть шанс опоздать на первый стыковочный рейс, лучше приобретать возвратные билеты.
Не лишним будет еще раз проверить место отправления: какой именно вокзал или терминал аэропорта вам нужен.

Текст написан по материалам Туту.ру, Aviasales, Skyscanner
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.