Уход с петербургского рынка Opel и массовых моделей Chevrolet, а также сокращения производства на заводах Ford, Scania и Man поставили вопрос о том, как изменится обслуживание иномарок в городе. «Бумага» выяснила, что станет с техобслуживанием и где лучше покупать запчасти в кризис.
Фото: Petty Officer 2nd Class John Hetherington, U.S. Navy. (Released) [Public domain], via Wikimedia Commons
В середине марта стало известно, что концерн General Motors решил к декабрю 2015 года полностью вывести с российского рынка марку Opel, а из модельного ряда Chevrolet изъять все доступные машины, ограничив его премиум-классом, спрос на который не падает. Это спорткары Corvette, Camaro и джип Tahoe. Также GM сохранит в России продажи марки Cadillac.
В тот же день объявили, что завод концерна в Петербурге остановят и законсервируют к июлю 2015 года. Однако, как позже пояснял Минпромторг, GM может вернуться, почувствовав улучшение рыночной ситуации. Российское представительство марки в свою очередь никак не комментирует планов по возвращению.
Сокращение производства коснулось и завода Ford в Петербурге, который осенью 2013 года отменил третью рабочую смену, а весной 2014 года — вторую. В начале 2015 года завод ввел простой примерно для 10 % работников. Рабочие бастуют с 16 марта и требуют индексации зарплат с учетом инфляции и увеличения выходного пособия до 18 окладов при увольнении. Всего производство авто в Петербурге упало к февралю 2015 года на 26 % и составило четверть от всех выпускаемых машин в России.
Все автопроизводители связывают сокращения производства с резким падением спроса: с начала года продажи машин упали в среднем на треть по сравнению с тем же периодом 2013 года. А спрос на некоторые марки обвалился на 46–76 %. Такое падение заставило бренды снижать цены, подскочившие в конце 2014 года на фоне валютного кризиса.
Подорожает ли обслуживание
По словам генерального директора аналитического агентства «Auto-Dealer-СПб» Михаила Чаплыгина, вслед за машинами подорожали и автозапчасти, в среднем на 20–25 %. Однако, по его мнению, рост цен и сокращение производства официальных заводов в Петербурге не повлияет на клиентский сервис.
Руководитель региональной общественной организации автомобилистов «СПБ.АВТО» Святослав Данилов считает, что обслуживание иномарок в авторизованных сервисах станет дороже. «Конечно, сейчас будут дорожать и автозапчасти, и сервисное обслуживание, вряд ли сервисы захотят компенсировать ценовую разницу за свой счет. Разумеется, платить за все придется клиентам», — уверен Данилов.
Пресс-секретарь концерна General Motors в Москве Алексей Куприн подтвердил рост цен на комплектующие, обусловленный финансовым кризисом, но конкретных цифр не назвал. Он уточнил, что дилеры по большей части получают запчасти из-за границы, поэтому падение производства никак не повлияет на количество и стоимость их в России. Закрывающийся завод в Петербурге запчастей не производил, напомнил Куприн.
Где покупать детали
Рост цен на запчасти, по мнению Данилова, может привести не только к подорожанию сервисного обслуживания, но и увеличению числа поддельных деталей и даже угонов.
— С ростом цен будет расти и количество контрафакта на прилавках. Вырастет и количество угонов — преступники понимают, что запчасти начинают стоить дороже и угоняют машины на детали чаще. Поэтому можно наткнуться не просто на подделку, но и на запчасть с угнанной машины.
Чтобы сэкономить на ремонте и не купить подделку, Данилов советует приобретать детали в интернете. «Сейчас в сети много различных сервисов. Закупать детали у официального дилера — самый дорогой вариант. На барахолке — неудобно и есть шанс наткнуться на плохое качество», — рассказывает он.
Эксперты уверяют, что дальнейшего падения автопроизводства в Петербурге ждать не стоит. Уже известно, что после заявлений об уходе GM на их место на рынке претендует Toyota, объявившая набор 800 сотрудников на петербургский завод. Японский концерн хочет удвоить производство в Петербурге к концу 2015 года.
— Перспективы, что кто-то еще закроет завод, нет. Nissan и Toyota готовятся к запуску новых моделей и уже подошли к стадии выпуска тестовых образцов, завод Hyundai и так загружен, а в планах на 2016 год у них новая модель, — рассказывает Михаил Чаплыгин. — В зоне риска Ford, но концерн за последнее время предпринял ряд шагов, показывающих, что у него есть видение своего бизнеса в России.
Святослав Данилов поддерживает это мнение, считая, что автобренды могут воспользоваться кризисом и извлечь из него выгоду после.
— Сейчас для крупных автопроизводителей то время, когда есть возможность ужаться в цене, но сохранить своих покупателей: когда кризис кончится, именно эти марки окажутся на коне и лояльные клиенты с деньгами вернутся именно к ним.