11 апреля 2012

Бизнес на энтузиазме: почему быть галеристом невыгодно?

Владельцы петербургских галерей рассказали «Бумаге» о тонкостях бизнеса на искусстве и объяснили, почему в России не существует арт-рынка. Зачем открывать галерею, если она все равно не принесет дохода, выяснила Виктория Мокрецова.

Фото: Виктория Мокрецова / «Бумага»
— В краткосрочной перспективе галерейный бизнес действительно убыточный, потому что в стране нет арт-рынка, — объясняет Павел Ульянов, владелец галереи «Модернариат». — Это не популярно. Интерьер у нас строится по принципу декларации экономического статуса, а не собственной индивидуальности. На улице «Porsche» больше, чем, допустим, «жигулей» первой модели. Человеку не хочется автомобиль, который отражает его личные предпочтения, а хочется, чтобы он говорил, в первую очередь, о его статусе. Сейчас такой период, когда люди свалились до уровня животных и забыли, что они интеллектуалы. По словам Павла, галереи чаще всего содержат женщины, и, как правило, это супруги состоятельных людей. Таким образом, у них появляется интересное занятие, которое создаёт имидж всей семье. Изначальной цели извлечь прибыль у галеристов нет — обычно, основной доход им приносят другие проекты, поэтому галерею сложно назвать бизнесом. Это, скорее, дорогое увлечение. Алексей Сергиенко, бизнесмен и владелец галереи «Квартира Алексея Сергиенко», признаётся в её убыточности без досады: — Я занимаюсь этим не только потому, что хочу продавать картины. Хотя продажи — условия идеальные, потому что деньги — это эквивалент того, нравится картина или нет. Когда тебе человек говорит «да, хорошая картина!» — что это? Да ничего. А вот когда человек достал копеечку и отдал за неё, значит, ему действительно эта картина нравится. Но и деньги для меня не главное. Я зарабатываю на других проектах, а галерея расширяет круг моего общения. Расходы на галерею зависят от того, какими проектами занимается галерист. Самых больших затрат требует транспортировка произведений искусства из-за границы, включающая оплату страховки и таможенных пошлин. Но многие петербургские галереи работают исключительно с местными художниками. Одна из таких — «Модернариат». На её открытие ушло около 1,5 миллионов рублей. Эта сумма включает ремонт помещения, покупку оборудования и выставочных предметов. Расходы Павла Ульянова колеблются в пределах от 10 000 до 100 000 рублей на каждый проект. Стоит отметить, что через галерею была совершена всего лишь одна покупка. Зарабатывает Павел на своих дизайнерских проектах и винтажном искусстве. Галереи вообще редко приносят прибыль, в подавляющем большинстве случаев они держатся только на энтузиазме их владельцев. Но полностью утверждать, что галерею может открыть только состоятельный человек, неправильно. Отличный пример — «Дверь» в арт-центре «Пушкинская 10». Эта галерея представляет собой не что иное, как дверь на стене, открыв которую вы видите одну или несколько работ. Галеристы отмечают, что главное — это не деньги, а все-таки талант и художественная ценность произведений. С этим соглашается и Диана Брат, управляющая галереи «ART re.FLEX». — Есть такие некоммерческие проекты, как «Кухня», где художники часть пространства своих мастерских сделали выставочным. Его они бесплатно отдают молодым художникам, которые хотят впервые себя показать. Но всё-таки я считаю, что, где деньги, там и искусство. Каждая галерея отличается собственным уникальным форматом, который продиктован личными предпочтениями галериста. При выборе картин он не полагается на чужие вкусы. Именно такой персональный подход и независимость отличает галерею от магазина. — Нет бесформатных галерей, — утверждает Павел. — Всё, что без формата — это уже ларьки. У нас в городе больше ста галерей, и большинство из них именно такие. Они продают арт-продукцию сомнительного содержания, сувениры. Это предметы ремесленного производства. А искусство — это вещи, обладающие определённой метафизикой, которая возникает вследствие переживаний автора.

Арт-рынок — это не заработок на искусстве, а оборот искусства. Оно должно идти от художника через галерею к конечному потребителю. Сколько заработал художник или галерея — не важно. Важен сам процесс.

По убеждению Павла, настоящее искусство продать трудно, ведь оно, особенно современное, наполнено далеко не позитивной энергетикой. Жить с такой картиной захочется не каждому, даже самому искушённому ценителю. Почему же люди платят за картины такие большие суммы? — Если художник берёт краски и рисует — это так или иначе работа, — объясняет Диана. — Но самое главное — он вкладывает свою идею. С давних пор художник уже не столько ремесленник, сколько философ. И люди, главным образом, платят такие огромные деньги именно за это. Оценить идею, вложенную художником в свою работу, под силу не каждому, поэтому аудитория галерей, в основном, профессиональная. Это коллекционеры, художники, галеристы и увлечённые люди. За широкой аудиторией галереи не гонятся, арт-бизнес — сфера ограниченного общения. Однако и в этой профессиональной среде находятся те, кто хочет обойти услуги галерей стороной и купить искусство непосредственно из рук художника. — Это неправильно, потому что галерея ведёт просветительскую работу. Очень часто коллекционеры узнают о существовании художника благодаря выставке. Поэтому, когда вы покупаете искусство через галерею, вы компенсируете её расходы. Если галерея будет только отдавать, то она прекратит своё существование. Художники это хорошо понимают и заключают контракты с галереями. Вообще, арт-рынок — это не заработок на искусстве, а  оборот искусства. Оно должно идти от художника через галерею к конечному потребителю. Сколько заработал художник или галерея — не важно. Важен сам процесс.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.