11 апреля 2012

Бизнес на энтузиазме: почему быть галеристом невыгодно?

Владельцы петербургских галерей рассказали «Бумаге» о тонкостях бизнеса на искусстве и объяснили, почему в России не существует арт-рынка. Зачем открывать галерею, если она все равно не принесет дохода, выяснила Виктория Мокрецова.

Фото: Виктория Мокрецова / «Бумага»
— В краткосрочной перспективе галерейный бизнес действительно убыточный, потому что в стране нет арт-рынка, — объясняет Павел Ульянов, владелец галереи «Модернариат». — Это не популярно. Интерьер у нас строится по принципу декларации экономического статуса, а не собственной индивидуальности. На улице «Porsche» больше, чем, допустим, «жигулей» первой модели. Человеку не хочется автомобиль, который отражает его личные предпочтения, а хочется, чтобы он говорил, в первую очередь, о его статусе. Сейчас такой период, когда люди свалились до уровня животных и забыли, что они интеллектуалы. По словам Павла, галереи чаще всего содержат женщины, и, как правило, это супруги состоятельных людей. Таким образом, у них появляется интересное занятие, которое создаёт имидж всей семье. Изначальной цели извлечь прибыль у галеристов нет — обычно, основной доход им приносят другие проекты, поэтому галерею сложно назвать бизнесом. Это, скорее, дорогое увлечение. Алексей Сергиенко, бизнесмен и владелец галереи «Квартира Алексея Сергиенко», признаётся в её убыточности без досады: — Я занимаюсь этим не только потому, что хочу продавать картины. Хотя продажи — условия идеальные, потому что деньги — это эквивалент того, нравится картина или нет. Когда тебе человек говорит «да, хорошая картина!» — что это? Да ничего. А вот когда человек достал копеечку и отдал за неё, значит, ему действительно эта картина нравится. Но и деньги для меня не главное. Я зарабатываю на других проектах, а галерея расширяет круг моего общения. Расходы на галерею зависят от того, какими проектами занимается галерист. Самых больших затрат требует транспортировка произведений искусства из-за границы, включающая оплату страховки и таможенных пошлин. Но многие петербургские галереи работают исключительно с местными художниками. Одна из таких — «Модернариат». На её открытие ушло около 1,5 миллионов рублей. Эта сумма включает ремонт помещения, покупку оборудования и выставочных предметов. Расходы Павла Ульянова колеблются в пределах от 10 000 до 100 000 рублей на каждый проект. Стоит отметить, что через галерею была совершена всего лишь одна покупка. Зарабатывает Павел на своих дизайнерских проектах и винтажном искусстве. Галереи вообще редко приносят прибыль, в подавляющем большинстве случаев они держатся только на энтузиазме их владельцев. Но полностью утверждать, что галерею может открыть только состоятельный человек, неправильно. Отличный пример — «Дверь» в арт-центре «Пушкинская 10». Эта галерея представляет собой не что иное, как дверь на стене, открыв которую вы видите одну или несколько работ. Галеристы отмечают, что главное — это не деньги, а все-таки талант и художественная ценность произведений. С этим соглашается и Диана Брат, управляющая галереи «ART re.FLEX». — Есть такие некоммерческие проекты, как «Кухня», где художники часть пространства своих мастерских сделали выставочным. Его они бесплатно отдают молодым художникам, которые хотят впервые себя показать. Но всё-таки я считаю, что, где деньги, там и искусство. Каждая галерея отличается собственным уникальным форматом, который продиктован личными предпочтениями галериста. При выборе картин он не полагается на чужие вкусы. Именно такой персональный подход и независимость отличает галерею от магазина. — Нет бесформатных галерей, — утверждает Павел. — Всё, что без формата — это уже ларьки. У нас в городе больше ста галерей, и большинство из них именно такие. Они продают арт-продукцию сомнительного содержания, сувениры. Это предметы ремесленного производства. А искусство — это вещи, обладающие определённой метафизикой, которая возникает вследствие переживаний автора.

Арт-рынок — это не заработок на искусстве, а оборот искусства. Оно должно идти от художника через галерею к конечному потребителю. Сколько заработал художник или галерея — не важно. Важен сам процесс.

По убеждению Павла, настоящее искусство продать трудно, ведь оно, особенно современное, наполнено далеко не позитивной энергетикой. Жить с такой картиной захочется не каждому, даже самому искушённому ценителю. Почему же люди платят за картины такие большие суммы? — Если художник берёт краски и рисует — это так или иначе работа, — объясняет Диана. — Но самое главное — он вкладывает свою идею. С давних пор художник уже не столько ремесленник, сколько философ. И люди, главным образом, платят такие огромные деньги именно за это. Оценить идею, вложенную художником в свою работу, под силу не каждому, поэтому аудитория галерей, в основном, профессиональная. Это коллекционеры, художники, галеристы и увлечённые люди. За широкой аудиторией галереи не гонятся, арт-бизнес — сфера ограниченного общения. Однако и в этой профессиональной среде находятся те, кто хочет обойти услуги галерей стороной и купить искусство непосредственно из рук художника. — Это неправильно, потому что галерея ведёт просветительскую работу. Очень часто коллекционеры узнают о существовании художника благодаря выставке. Поэтому, когда вы покупаете искусство через галерею, вы компенсируете её расходы. Если галерея будет только отдавать, то она прекратит своё существование. Художники это хорошо понимают и заключают контракты с галереями. Вообще, арт-рынок — это не заработок на искусстве, а  оборот искусства. Оно должно идти от художника через галерею к конечному потребителю. Сколько заработал художник или галерея — не важно. Важен сам процесс.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
Свободу Саше Скочиленко
Сашу Скочиленко, арестованную по делу о «фейках» про ВС РФ, перевели в новую камеру и обеспечили безглютеновым питанием
Что известно о травле Саши Скочиленко в СИЗО. Ее девушка узнала о запрете открывать холодильник и требованиях ежедневно стирать одежду
«У меня уже отняли семью. Что мне теперь терять?». Девушка Саши Скочиленко — о жизни после ее задержания и проблемах с передачами
Лауреатка «Золотой маски» передаст премию петербургской художнице Саше Скочиленко
Саше Скочиленко не предоставили обещанную диету в ИВС. У нее случился приступ, рассказала адвокатка
Военные действия России в Украине
Заявления Финляндии и Швеции о вступлении в НАТО и попытки поджога российских военкоматов. Главное к 15 мая
Что произошло в Украине 14 мая? Возможное отступление России из Харьковской области и продолжающийся штурм «Азовстали»
Власти Петербурга говорят про возможный завоз холеры беженцами из Украины. Этому стоит верить? Разбираемся с инфекционистом
Что произошло в Украине 11 мая? Планы по присоединению Херсонской области к России и запрет Instagram в ДНР
Провластное движение «Поколение Z» сменило название. Его лидер назвал военные действия в Украине катастрофой
Экономический кризис — 2022
Bloomberg: ВВП России снизится на 12% в 2022 году. Это будет самый большой спад с 1994 года
Минпромторг утвердил список товаров для параллельного импорта в Россию. Что это значит?
«А остальным что?». В комздраве заявили о завозе в аптеки дефицитного лекарства «Эутирокс» — но не для всех. Обновлено
Власти подготовили список товаров для ввоза в Россию без согласия правообладателей. Что об этом известно?
Российским авиакомпаниям рекомендовали подготовиться к полетам без GPS. Рогозин предложил заменить эту систему на ГЛОНАСС
Давление на свободу слова
Как писать письма в СИЗО? Рассказывает адвокат задержанной по делу о фейках об армии России Ольги Смирновой
Как силовики изобрели и опробовали новый метод давления на активистов — подозрение в лжеминировании. Истории 7 петербуржцев
Ходят слухи, что «Алые паруса» проведут без Ивана Урганта впервые за десятилетие. Это правда?
Илья Красильщик запускает новое медиа «Служба поддержки». Его частью станет анонимный чат для тех, кто пострадал от российских властей
Петербургских активистов массово преследуют перед 9 Мая. Главное о делах против «Весны», феминисток и людей с антивоенной позицией
Хорошие новости
Памятник конке на Васильевском острове превратили в арт-кафе. Показываем фото
В Петербурге запустили портал с информацией обо всех водных маршрутах 🚢
На Васильевском острове откроется кафе «Добродомик». Там будет работать «кабинет решения проблем»
В DiDi Gallery откроют выставку Саши Браулова «Архитектура уходящего». Зрителям покажут его вышивки с авангардной архитектурой
В Петербурге в 2022 году обустроят более девяти километров велодорожек
Подкасты «Бумаги»
Откуда берутся страхи и как перестать бояться неопределенности? Психотерапевтический выпуск
Как работают дата-центры: придумываем надежный и экологичный механизм обработки данных
Идеальная система рекомендаций: придумываем алгоритмы, которые помогут нам жить без конфликтов и ненужной рекламы
Придумываем профессии будущего: от облачного блогера до экскурсовода по космосу
Цифровое равенство: придумываем международный язык, развиваем медиаграмотность и делаем интернет бесплатным
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Mozilla Firefox или Chrome.