В День города в Петербург привезут архив братьев Стругацких, хранившийся последние 20 лет в Донецке у крупнейшей исследовательницы творчества фантастов Светланы Бондаренко. Возвращение архива стало частью информационной войны вокруг событий на Юго-Востоке Украины. «Бумага» выяснила, как архив попал в Донецк, что в нем содержится и какую роль он сыграл в судьбе произведений писателей.
Фото из архива писателей
Архив, который едет в Петербург, содержит практически все черновики произведений Стругацких, за небольшим исключением тех, что хранятся в архиве Аркадия Стругацкого, — от «Страны багровых туч» до «Бессильных мира сего». Как рассказывает Светлана Бондаренко, в шестидесяти папках кроме черновиков есть и редкие чистовые рукописи, договоры с издательствами и рисунки.
Архив помог Светлане восстановить почти все произведения писателей. При этом правки, говорит Бондаренко, утверждал лично Борис Натанович. На основе восстановленных текстов в 2000–2001 году в донецком издательстве «Сталкер» вышло собрание сочинений Стругацких с восстановленными текстами. Позже Бондаренко написала четыре тома из серии «Неизвестные Стругацкие», куда вошли черновики, рукописи, варианты произведений. Сейчас эти книги есть в открытом доступе.
— Наша группа уже больше пяти лет готовит полное собрание сочинений Стругацких в 30 томах, которое будет включать в себя как художественное наследие авторов во всей его полноте, так и публицистические материалы: статьи, интервью, — рассказывает Бондаренко.
Когда ваш город обстреливают из пушек, трудно обещать, что архив переживет войну
Архив писателей 27 мая торжественно передадут в Дом писателей в Петербурге, после чего он вернется в квартиру Бориса Стругацкого, где сейчас живет его сын Андрей с семьей. Сам Андрей на передачу не придет: «Очень не люблю всяческий официоз и принудительное общение с незнакомыми людьми. По этой же причине никогда не даю интервью вживую, особенно для телевидения», — пишет он на своей странице во «ВКонтакте».
— Со Светланой мы на связи бываем очень часто, а про архивы речь зашла где-то в январе. Я, естественно, не возражал, поскольку хранить что-либо ценное на территориях с весьма сомнительными властями и статусом и впрямь опасно, — говорит Андрей Стругацкий.
Возвращением архива занялся Фонд Аркадия и Бориса Стругацких с помощью «Российской газеты». Сергей Арно, писатель и директор Фонда, говорит, что СМИ привлекали, для того чтобы перевозка прошла официально.
— Возвращение архива — это очень хорошее событие для Петербурга. Мы хотели, чтобы это все было официально, под присмотром средств массовой информации. Конечно, все можно было сделать тайно, обходными путями какими-то, но мы не ожидали даже, что нас правильно поймет украинская сторона. И так оно и случилось: было много разговоров, что архив украден и прочее.
Некоторые украинские СМИ, сайты и блогеры действительно подавали передачу архива как кражу и похищение, чем возмутили Андрея Стругацкого.
Сергей Арно рассказывает, что архив может стать основой для экспозиции будущего музея фантастической литературы в Петербурге.
— Насчет музея — пока все только на стадии задумок. Ни где он будет находиться, ни что там будет выставлено, пока совершенно не ясно. Но уж точно музея не будет в квартире, поскольку мне с семьей там время от времени приходится жить, — уточняет Андрей Стругацкий.
Депутат Закса и друг семьи Стругацких Борис Вишневский одобрил идею музея и предположил, что возможна помощь со стороны властей:
— Если бы Союз писателей за это взялся, я бы с радостью поддержал. Думаю, есть шанс, что и город поддержит такую инициативу. Было бы, конечно, очень хорошо, если бы город мог такое организовать, есть много экспонатов, которые могли бы там появиться. Я бы даже сам какие-нибудь предоставил с удовольствием, так сказать, из личной коллекции.
Депутат также сказал, что все сообщения о политическом характере возвращения архива — «шелуха», так как он никогда не принадлежал украинской стороне: «Архив принадлежит семье Бориса Натановича. Ничего преступного или героического в том, что его возвращают семье, нет. Это совершенно не политическое событие».