Через Неву собираются построить новый разводной мост. Он соединит два берега Невского и Красногвардейского районов и должен решить давний транспортный кризис. Проект переправы одобрил совет по культурному наследию Петербурга.
Власти города обсуждали строительство этого моста минимум с 2011 года, но деньги на реализацию нашли лишь недавно. Однако проект беспокоит градозащитников: он предполагает снос восьми исторических зданий, защищенных законом.
«Бумага» рассказывает, что известно о новой магистрали, и показывает первые визуализации проекта.
Новый разводной мост через Неву впервые представили в 2015 году. Тогда проект поддержали горожане
Первые упоминания Большого Смоленского моста можно найти в публикациях СМИ от 2011 года. Тогда названия у переправы еще не было — речь шла о возможном строительстве магистрали от проспекта Стачек до Энергетиков с мостом через Неву в створе Большого Смоленского проспекта и улицы Коллонтай. На бумаге замысел оформился в 2014 году, когда объявили конкурс на предпроектные работы. Тогда же назвали и сроки сдачи: строительство должны были закончить к 2018 году.
В 2015 году институт «Гипростроймост Санкт-Петербург» завершил предпроектные работы и впервые представил три варианта того, как может выглядеть будущий мост: его предлагали сделать вантовым, разводным или подводным (то есть тоннелем).
Впрочем, сами специалисты «Гипростроймоста» склонялись к разводному варианту, так как высокий вантовый мост, по их оценке, мог нарушить исторические пейзажи города, а тоннель под рекой вышел бы слишком дорогим. В комитете по развитию транспортной инфраструктуры (который курирует проект с самого начала и до сих пор) наиболее приемлемым называли вариант шестиполосного разводного моста.
КРТИ организовал общественное голосование по судьбе переправы: можно было выбрать один из трех вариантов или проголосовать против строительства. В опросе приняли участие более 9 тысяч человек. Против строительства тогда высказались менее 7 % участников опроса, треть опрошенных выступила за тоннель под рекой, а большинство (42,5 %) проголосовало за разводной мост.
К Большому Смоленскому мосту вернулись после переезда «Газпрома» в Петербург
Уже в 2015 году вокруг проекта была неопределенность: в КРТИ не называли сроков начала работ и говорили, что всё зависит от экономической ситуации и механизмов финансирования. Осенью 2016 года в КРТИ сообщили, что строительство откладывается, так как властям города не удалось найти инвестора.
В последующие годы о проекте не забывали полностью, он то и дело упоминался в прессе и планах Смольного. В 2017 году власти говорили, что строительство начнется в 2017−2022 годах, в 2020 году речь шла о сдаче моста в 2023−2028 году. Но конкретики по проекту в Смольном почти не давали до 2021 года.
В августе 2021 года «Газпром» официально сменил место регистрации с Москвы на Петербург, что должно увеличить бюджет города за счет налога на прибыль. В сентябре на онлайн-встрече с Владимиром Путиным губернатор Петербурга Александр Беглов рассказал, что переезд «Газпрома» в Петербург принесет в бюджет города 17 миллиардов рублей дополнительного дохода только в 2021 году, а каждый последующий год будет приносить по 40 миллиардов рублей.
Именно эти деньги власти города решили направить на проекты транспортной инфраструктуры, и в Смольном снова заговорили о строительстве Большого Смоленского моста — и о новых станциях метро.
Совет по сохранению культурного наследия поддержал новый проект. Но для строительства придется снести исторические здания
23 ноября в Смольном сообщили, что проект строительства разводного моста через Неву поддержал совет по сохранению культурного наследия. Но в то же время озабоченность проектом выразили градозащитники ВООПИиК. Они обратили внимание, что нынешний проект предполагает снос восьми исторических зданий, защищенных законом.
К сносу предлагают здания по проспекту Обуховской Обороны: пять 1917 года постройки, одно — 1901 года, еще два — 1871 и 1851 годов. При этом сейчас снос этих зданий запрещен региональным законом № 820–7 об объединенных охранных зонах. Во время заседания совета 23 ноября было предложено внести изменения в закон, чтобы сделать снос зданий возможным.
Кроме того, может быть демонтировано здание заброшенного Невского рынка, сообщали в сентябре «Деловой Петербург» и «РБК». В комитете имущественных отношений заявляли, что участок, на котором расположен рынок, уже внесен в Генплан под строительство магистрали, — но уточняли, что окончательное решение еще не принято, а градостроительная и проектная документация еще не разработана. Без этих документов нельзя определить, действительно ли потребуется изымать участок под работы.
В Смольном снос исторических зданий не комментировали. Беглов упоминал лишь, что при строительстве есть возможность не затрагивать зеленые насаждения.
В КРТИ «Бумаге» сообщили, что одобрен только проект строительства, но в деталях «проектные решения» еще находятся на стадии проработки. В комитете сказали, что проектирование ведет компания Setl City, которая уже занимается развитием и строительством жилого квартала на этой же территории.
Большой Смоленский мост свяжет два берега Невского и Красногвардейского районов, на нем будут трамвайные пути и велодорожки
Новый мост свяжет два берега Невского и Красногвардейского районов — а конкретно Большой Смоленский проспект и проспект Обуховской Обороны с улицей Коллонтай и Октябрьской набережной.
Проект предполагает строительство шестиполосного разводного моста с трамвайными путями, тротуарами и велодорожками. У моста будет три развязки: на пересечении с проспектом Обуховской Обороны, с Октябрьской набережной и с Дальневосточным проспектом и улицей Коллонтай. В Смольном добавляют, что Большой Смоленский мост «будет иметь легкие арочные пролеты, которые продолжат традиции исторических переправ города».
В Setl Group «Бумаге» предоставили ранние концепты того, как может выглядеть мост и территория рядом с ним. Эти изображения презентовали на совете по сохранению культурного наследия.
Власти считают, что строительство моста необходимо. Возведение запланировано на 2023−2028 годы
Губернатор Петербурга Александр Беглов настаивает, что почти 800 тысяч жителей обоих районов остро нуждаются в этой переправе, причем еще с 1980-х годов. Строящаяся Широтная магистраль не решит проблемы с инфраструктурой полностью, так как не будет доступна, например, для общественного транспорта.
— Между Заневским проспектом и Народной улицей находится самый протяженный участок Невы без переправы — девять километров. Ближайшие мосты исчерпали свою пропускную способность, а мост в составе строящейся Широтной магистрали решит вопрос только частично.
Точные сроки строительства не называются, но работы запланированы на период с 2023 по 2028 год. Проект станет частью внутреннего полукольца — со временем планируется сформировать единую магистраль, которая соединит северные и южные районы Петербурга в обход центра.
Что еще почитать:
- В ночь на 9 октября более чем на год закрылся Биржевой мост, соединяющий Петроградский и Васильевский острова. Читайте, что изменится для автомобилистов и общественного транспорта
- Намывы — это зло или благо? Эксперты рассуждают, стоит ли дешевое жилье проблем с экологией и инфраструктурой.
- На Охтинском мысу создадут общественные пространства — какими они будут? Показываем прогулочную тропу, кафе и зимний сад
Изначально в тексте использовалась формулировка «мост свяжет Невский и Красногвардейский районы». Мы заменили ее на более корректную — «мост свяжет два берега Невского и Красногвардейского районов».