Петербургские историки, активисты и депутаты собирают деньги на восстановление барельефа Мефистофеля. Хотя лепнину сбили с фасада дома на Лахтинской улице уже два месяца назад, до сих пор неясно, кто и на какие средства будет ее восстанавливать. Смольный отказывается выделять деньги на ремонт, а виновников пока не обязали возместить ущерб.
«Бумага» проследила, кто и как борется за восстановление фигуры демона, и узнала, что для этого могут сделать жители дома.
Фото amiron71 / Instagram
Способ 1: пожертвования
Депутаты Законодательного собрания от «Яблока» начали собирать деньги на восстановление барельефа Мефистофеля, который сбили с дома № 24 на Лахтинской улице в августе этого года. Как рассказал в эфире радио «Балтика» Борис Вишневский, впоследствии эти деньги могут вернуть петербуржцам, когда их взыщут с виновного в разрушении.
— Я думаю, будут найдены скульпторы, реставраторы, которые согласятся сделать, может быть, даже не беря за это денег. В конце концов, если власть не хочет приближать восстановление этого объекта культурного наследия, значит, мы можем справиться без нее.
О сборе средств объявила также группа петербургских активистов, среди которых историки Лев Лурье и Даниил Коцюбинский, журналисты Диана Качалова и Сергей Балуев, художник Эд Якушин и заведующая выставочным отделом Музея Анны Ахматовой Жанна Телевицкая.
Реставрация Мефистофеля — наше общее дело.Коль скоро общественности уже было объявлено, что группа активистов-градозащ…
Posted by Даниил Коцюбинский on 25 октября 2015 г.
Способ 2: Смольный или вандалы
Ранее депутат Борис Вишневский говорил «Бумаге», что инициировать восстановление барельефа должны городские власти. При этом, по его мнению, деньги на работы необходимо взыскать с тех, кто разрушил барельеф. Сколько времени это займет, неизвестно, так как, по словам Вишневского, подобных прецедентов в Петербурге почти не было.
Однако в ответе на запрос, который Георгию Полтавченко направил депутат от «Яблока» Александра Кобринского, губернатор отказал в восстановлении барельефа за счет резервного фонда. Как говорилось в ответе, возместить ущерб должен тот, кто его причинил.
Несмотря на это, вопрос о том, как с виновников будут взыскивать деньги на ремонт и будут ли вообще, остается неопределенным. По сведениям «Фонтанки», обвинение в рамках уголовного дела об уничтожении памятника пока никому так и не предъявили, хотя ответственных за это полиция установила давно. Бездомный Василий Щедрин признался правоохранителям, что это он сбил фигуру Мефистофеля, еще в первой половине сентября.
Способ 3: жители дома
Восстановление барельефа Мефистофеля как части объекта культурного наследия невозможно без согласования городских властей, а именно — комитета госиспользования и охраны памятников (КГИОП). По словам архитектора Рафаэля Даянова, это известный механизм, который архитекторы проходят постоянно.
В КГИОП на запрос «Бумаги» не ответили в течение месяца, однако на словах заметили, что это жилой дом, содержание которого не относится к ведению комитета.
Фото: nandini_jay / Instagram
Ранее вице-губернатор Петербурга Игорь Албин заявил, что за восстановление барельефа должны взяться сами жители дома. В ответе на запрос Кобринского он сказал, что фасад, на котором была расположена фигура, является собственностью жильцов дома на Лахтинской, а значит, и его ремонт должен осуществляться за их счет. При этом работы по ремонту фасада дома запланированы на 2021–2023 годы. Кобринский затем просил перенести ремонт на 2016 год, однако в Заксе решили, что не будут просить губернатора о пересмотре сроков.
Как объясняет директор Жилкомсервиса № 2 Дмитрий Стригуненко, Мефистофель как один из элементов здания относится к общедомовому имуществу, которое должны содержать жители.
Чтобы жители сами могли запустить процесс восстановления дома, говорит Стригуненко, они должны провести общее собрание собственников, после чего управляющая компания или ТСЖ должна обратиться в КГИОП и получить задание на реставрационные работы. В КГИОП же оценят, во сколько они могут обойтись. Тогда жители дома могут выбрать компанию-подрядчика, у которой есть лицензия КГИОП, и решить, каким образом они будут финансировать работы: сколько денег нужно будет платить с квадратного метра, в течение какого срока, в рассрочку или нет.
— Жители обязаны делать это с управляющей компанией: без ее согласования они просто так не могут это сделать. Задание в КГИОП должна получать именно она, никому прочему там не ответит.
Несмотря на то, что Закс не поддержал идею ускорить восстановление фасада дома, накануне стало известно, что спикер петербургского парламента Вячеслав Макаров попросил депутатов помочь в сборе пожертвований на храм напротив здания. Приглашение поучаствовать в благотворительном аукционе в поддержку строительства храма Святой Блаженной Ксении Петербургской на Лахтинской улице опубликовал «Мой район». Ранее Макаров участвовал в освящении храма, которое происходило за день до разрушения Мефистофеля.