22 мая 2015

«Трудно обещать, что архив переживет войну»: что будет с архивом Стругацких, вывезенным из Донецка в Петербург

В День города в Петербург привезут архив братьев Стругацких, хранившийся последние 20 лет в Донецке у крупнейшей исследовательницы творчества фантастов Светланы Бондаренко. Возвращение архива стало частью информационной войны вокруг событий на Юго-Востоке Украины. «Бумага» выяснила, как архив попал в Донецк, что в нем содержится и какую роль он сыграл в судьбе произведений писателей.
Фото из архива писателей
Архив, который едет в Петербург, содержит практически все черновики произведений Стругацких, за небольшим исключением тех, что хранятся в архиве Аркадия Стругацкого, — от «Страны багровых туч» до «Бессильных мира сего». Как рассказывает Светлана Бондаренко, в шестидесяти папках кроме черновиков есть и редкие чистовые рукописи, договоры с издательствами и рисунки.
Светлана Бондаренко
исследовательница творчества Стругацких:

— С 1990 года я состою в группе «Людены», изучающей творчество Стругацких. С 1993 года брала у Бориса Натановича по несколько папок в год и сверяла их с нынешними текстами, в основном искаженными неумелыми редакторами, цензурой или даже самоцензурой Стругацких. Когда было ясно, что какой-то отрывок цензор не пропустит, авторы убирали его сами, готовя чистовик. В процессе этой работы Борис Натанович попросил папки пока подержать у себя, а потом назначил меня «хранительницей архива». После его смерти я сообщила наследникам о том, что часть архива у меня, они приняли это к сведению. Собственно, вся эта эпопея с архивом — вынужденная мера ради его сохранности. Когда ваш город обстреливают из пушек, трудно обещать, что архив переживет войну.

Архив помог Светлане восстановить почти все произведения писателей. При этом правки, говорит Бондаренко, утверждал лично Борис Натанович. На основе восстановленных текстов в 2000–2001 году в донецком издательстве «Сталкер» вышло собрание сочинений Стругацких с восстановленными текстами. Позже Бондаренко написала четыре тома из серии «Неизвестные Стругацкие», куда вошли черновики, рукописи, варианты произведений. Сейчас эти книги есть в открытом доступе.
— Наша группа уже больше пяти лет готовит полное собрание сочинений Стругацких в 30 томах, которое будет включать в себя как художественное наследие авторов во всей его полноте, так и публицистические материалы: статьи, интервью, — рассказывает Бондаренко.
Когда ваш город обстреливают из пушек, трудно обещать, что архив переживет войну
Архив писателей 27 мая торжественно передадут в Дом писателей в Петербурге, после чего он вернется в квартиру Бориса Стругацкого, где сейчас живет его сын Андрей с семьей. Сам Андрей на передачу не придет: «Очень не люблю всяческий официоз и принудительное общение с незнакомыми людьми. По этой же причине никогда не даю интервью вживую, особенно для телевидения», — пишет он на своей странице во «ВКонтакте».
— Со Светланой мы на связи бываем очень часто, а про архивы речь зашла где-то в январе. Я, естественно, не возражал, поскольку хранить что-либо ценное на территориях с весьма сомнительными властями и статусом и впрямь опасно, — говорит Андрей Стругацкий.
Возвращением архива занялся Фонд Аркадия и Бориса Стругацких с помощью «Российской газеты». Сергей Арно, писатель и директор Фонда, говорит, что СМИ привлекали, для того чтобы перевозка прошла официально.
— Возвращение архива — это очень хорошее событие для Петербурга. Мы хотели, чтобы это все было официально, под присмотром средств массовой информации. Конечно, все можно было сделать тайно, обходными путями какими-то, но мы не ожидали даже, что нас правильно поймет украинская сторона. И так оно и случилось: было много разговоров, что архив украден и прочее.
Некоторые украинские СМИ, сайты и блогеры действительно подавали передачу архива как кражу и похищение, чем возмутили Андрея Стругацкого.
Сергей Арно рассказывает, что архив может стать основой для экспозиции будущего музея фантастической литературы в Петербурге.
Сергей Арно
директор «АБС-фонда»:

— Мы действительно планируем организовать музей. Есть идея и концепция, но для нас сейчас самое главное — вернуть архив. Когда он дойдет, тогда и будем дальше рассуждать. Предметов для экспозиции очень много: и первая печатная машинка Стругацких, и трон Бориса Натановича, на котором он вел свой семинар. Таких вещей — фантастически интересных — действительно масса.

— Насчет музея — пока все только на стадии задумок. Ни где он будет находиться, ни что там будет выставлено, пока совершенно не ясно. Но уж точно музея не будет в квартире, поскольку мне с семьей там время от времени приходится жить, — уточняет Андрей Стругацкий.
Депутат Закса и друг семьи Стругацких Борис Вишневский одобрил идею музея и предположил, что возможна помощь со стороны властей:
— Если бы Союз писателей за это взялся, я бы с радостью поддержал. Думаю, есть шанс, что и город поддержит такую инициативу. Было бы, конечно, очень хорошо, если бы город мог такое организовать, есть много экспонатов, которые могли бы там появиться. Я бы даже сам какие-нибудь предоставил с удовольствием, так сказать, из личной коллекции.
Депутат также сказал, что все сообщения о политическом характере возвращения архива — «шелуха», так как он никогда не принадлежал украинской стороне: «Архив принадлежит семье Бориса Натановича. Ничего преступного или героического в том, что его возвращают семье, нет. Это совершенно не политическое событие».
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.