20 февраля 2015

Где и как слушать классическую музыку: площадки, репертуар и советы новичкам

Ежедневно в городе проходит около десяти концертов, на которых исполняют классическую музыку. Петербуржец может выбрать между бесплатным концертом в музее-квартире и выступлением звезды мирового масштаба на исторической сцене Мариинского театра, между торжественными интерьерами капеллы и залом католической церкви. Однако заполненность залов не всегда показатель, большинство все равно относится к концертам классической музыки с опаской.
Что пугает людей в классике, как избежать конфуза на симфоническом концерте и где послушать современных композиторов и церковные органы — ведущие площадки, организаторы концертов и композитор рассказали «Бумаге», на что и куда ходить, как готовиться и во что одеваться.

Академическая филармония имени Д. Д. Шостаковича

Фото: Мария Слепкова

Мария Слепкова
Куратор спецпроектов

Евгений Петровский
Заместитель художественного руководителя

— Почему молодые люди не слушают классическую музыку? Не потому, что она им не нравится, а потому, что у них нет опыта.
У всех, кто по тем или иным причинам еще не был в филармонии, есть ряд страхов. Прийти в филармонию страшно, потому что люди боятся почувствовать себя полными идиотами. Они думают: нужно что-то знать про музыку, а я ничего никогда не слушал, а вдруг мне не понравится? А если мне не понравится, то я не пойму: не понравилось, потому что я дурак или потому что играли плохо? Этот комплекс страхов страшно мешает переступить порог зала.
Но от страха избавляет информация. Филармония, например, сделала новый информативный сайт, где можно обо всем почитать. Аннотации мы стараемся писать чуть менее академично, чем сто лет назад. Есть арт-подвал, где проходят лекции перед концертами: мы снабжаем музыку вступительным словом. Объясняем, например, что гениальную Первую симфонию Шостакович написал всего в 19 лет и что это, в общем-то, была его домашняя работа по композиции, которая вышла так хорошо, что ее исполнили в Большом зале Петроградской филармонии. Наши музыковеды умеют обо всем этом классно рассказывать, а человеческий контакт помогает информацию усвоить.
Главное — доверие. Люди приходят в филармонию, потому что доверяют ее выбору музыкантов и, как следствие, доверяют и самим музыкантам. Все это помогает слушать музыку, не напрягаясь умственно.
— Филармония — достаточно консервативная организация в силу своей природы. Поэтому, с одной стороны, мы должны держать марку, с другой — игнорировать запросы аудитории мы не можем. В репертуаре сохраняется классическо-академическая основа, но в программах появилась, например, киномузыка.
У молодой аудитории, например, наибольшей популярностью пользуются концерты абонемента «Во фраках и в джинсах»: в первом отделении звучит музыка, которую оркестру приличествует исполнять во фраках, во втором — музыка из кинофильмов или хорошая современная музыка, которую можно и исполнять, и слушать в джинсах. Долгое время оркестр даже переодевался в антракте.
К сожалению, в широкой своей массе посетители хотят слушать то, что хорошо знают. Первый концерт Чайковского, Второй концерт Рахманинова или «Времена года» Вивальди — это беспроигрышные варианты.
Но задачи филармонии шире, чем исполнение какого-то узкого набора популярных произведений. Перед нами стоит и просветительская задача, поэтому мы, к примеру, включаем в программу ежемесячных общедоступных концертов недавно написанную музыку или редко звучащую музыку. Мы прилагаем также усилия, чтобы в репертуаре появлялась и самая современная музыка: по заказу филармонии молодые композиторы пишут сочинения, которые потом исполняют наши оркестры.

Об этикете на концерте

Мария Слепкова

— Сейчас я не вижу в филармонии дресс-кода: как хочешь, так и приходи. Но, с другой стороны, не филармония определяет, как должен выглядеть человек, а сам зал: как на тебя посмотрят другие? Понятно, что концерт — это повод одеться прилично.
На одном концерте можно встретить и сногсшибательных девушек в вечерних платьях с нитками жемчуга на шеях, и потрясающе стильных молодых людей в очках с массивной оправой, и какого-нибудь студента консерватории в клетчатой рубашке и джинсах.
Главное, что раздражает музыковедов и знатоков в новой публике, — это то, что они не знают о правиле не хлопать между частями сочинения. Но, в общем-то, это молодая традиция, ей всего сто лет, — раньше себя никто не сдерживал. Теперь же это негласное правило хорошего тона: тишина — такой же важный элемент, как и звук. Она помогает сохранить целостность восприятия. Если ты ходишь в филармонию, то ты в конце концов научаешься: не такое это и сильное унижение — захлопать один раз не в том месте, а потом узнать, где это следует делать.
АДРЕС
Большой зал — Михайловская улица, 2, Малый зал — Невский проспект, 30
БИЛЕТЫ
От 200 рублей

Новая сцена Александринского театра

Das Konzert 2015. Фото из архивов Новой сцены Александринского театра

Дмитрий Ренанский
Заместитель главного режиссера

— Да, Новая сцена Александринки — это прежде всего театр. Официальная аббревиатура (ТКК «Александринский») расшифровывается как «театрально-культурный комплекс», то есть кроме театра должны быть и другие активности. Но в крупных федеральных учреждениях трудно сделать что-то кроме театра. Для начала нужно расчистить поляну, создать условия для того, чтобы могло что-то происходить. У нас есть лекторий, мы подключили кинопоказы, сейчас запускаем мастер-классы для детей. Музыка, концерты — самый сложносочиненный участок пути.
Что касается музыки, то с первых месяцев работы в 2013 году мы старались делать один концерт в один-полтора месяца. В силу разного рода причин иногда паузы были дольше. С лета этого года, надеюсь, мы будем проводить по одному концерту новой академической музыки и электронной в месяц. Что касается репертуара, то Новая сцена является базой для двух ансамблей — для Московского ансамбля современной музыки (МАСМ) и петербургского ансамбля eNsemble. Относительно электронной музыки мы собираемся ориентироваться на то, что играют «СБПЧ» и «Четыре позиции Бруно», например.
У нас есть лекторий, мы подключили кинопоказы, сейчас запускаем мастер-классы для детей. Музыка, концерты — самый сложносочиненный участок пути
В этом сезоне мы ориентируемся на детей. У нас есть абонемент, который называется «Школа новой музыки». Программа рассчитана на детей от 6 до 12 лет. Их учат входить в мир музыки не на материале «Детского альбома» Чайковского, а на произведениях современных русских композиторов.
Амбиция Новой сцены заключается в том, чтобы создать уникальное на петербургском рынке предложение — место, куда люди могли бы ходить за театром, музыкой, лекциями, за кино и дискуссиями. Ориентиром для нас является замечательная берлинская площадка Radialsystem, на которой сегодня, допустим, свой новый альбом представляет Дэвид Боуи, завтра виолончелист играет Баха и труппа Пины Бауш показывает спектакль, а еще там проходит презентация романа Уэльбека. Наша цель — создать супермаркет, в котором с полки можно взять все, что нужно современному городскому человеку.

О новой академической музыке

Настасья Хрущева
Композитор

— Обычно человек, говорящий «я понимаю Бетховена, но не понимаю Веберна», на самом деле по-настоящему не воспринимает и Бетховена. Для слушателя венский классик может быть проще нововенского разве что на физиологическом уровне — по количеству диссонансов. Я глубоко убеждена, что любой музыке (а отнюдь не только современной) необходим вербальный комментарий, хотя музыкальные тексты ХХ века намного больше, чем сонаты Бетховена, нуждаются в своем Венделе Кречмаре.
Самая коммуникабельная форма современной музыки — это минимализм, по своей популярности превосходящий все остальные академические направления. Минималисты первыми возвели в фундаментальный принцип идею повтора. Ее истоки можно найти и в статике возрожденческих бесконечных канонов, и в навязчивых повторениях Вивальди, но только у минималистов она обретает свою победительную силу. Райли говорил, что «некоторые музыкальные фрагменты звучат по-другому, если вы слышите их больше одного раза. И чем дольше вы их слышите, тем больше они отличаются». Помните, как в одном из романов Набоков замечает, что при многократном повторении любое слово или имя полностью обессмысливается? Здесь же наоборот, репетитивность придает фрагменту новый смысл.
Простота минимализма, однако, кажущаяся: у Райха или Адамса ритмическая сложность работы с паттернами запредельна. Но такой род сложности нисколько не мешает восприятию: кто же не любит следить за изменениями цветных узоров в калейдоскопе?

Концерты классической музыки в церквях

Фото из архивов фонда AdVita

Анна Косарева
Директор по развитию фонда AdVita

— Уже пятый год мы проводим в Петрикирхе ежегодные благотворительные концерты. Нам кажется, что классика очень созвучна Питеру, созвучна месту и хорошему тону.
Нам бы не хотелось делать концерт с участием эстрадных звезд. Хочется, чтобы все было гармонично и естественно. Нам важно, чтобы люди, идя на этот концерт, осознавали, в пользу кого этот концерт сделан, и понимали, что устроители надеются на какую-то помощь с их стороны для подопечных фонда.
На последнем февральском концерте собралось около тысячи человек (для сравнения — мы начинали с двухсот). К нам приходят люди, которые посещают такие концерты из года в год и приходят послушать именно эти произведения и этих композиторов. Чаще всего для наших гостей такие концерты привычны. Но мы понимаем, что приходят разные люди, поэтому по такой негласной договоренности с устроителями выбираем популярную классическую музыку, несложный для неподготовленной публики формат. Плюс каждый раз мы придумываем что-то дополнительное: в этот раз, например, под музыку Вивальди молодые актрисы БДТ читали стихи поэтов Серебряного века.
Сама атмосфера церкви добавляет музыке глубины, это очень красивое сочетание — церковно-концертный зал и удивительная классическая музыка. Наши зрители согласны, что место очень сильно влияет на восприятие.

В каких церквях Петербурга можно послушать классическую музыку

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.