В Мраморном дворце, филиале Русского музея, открылись две совершенно разные персональные выставки: «Отчий дом» Соломона Россина и «Русский Север» Вячеслава Михайлова. Оба художника — признанные мастера как в России, так и за рубежом, немало путешествовали и жили за границей, но «Я — русский» произносят уверенно и с гордостью.
— Я никоим образом не причисляю себя к инакомыслящим, я им сочувствую, — говорит художник.
Выставленные в Ротонде фотографии Эрве Дево и автопортреты Россина позволяют заглянуть внутрь мастерской художника и служат своеобразной остановкой перед следующим залом. «Реквием» — боль и безысходность, смерть и насилие, отголоски Второй мировой. Презрение художника к носителям зла и вместе с тем бесконечное сочувствие жертвам пронизывают полотна последнего зала экспозиции. Герои картин Соломона Россина — простые хрупкие люди, как и мир вокруг них, и, говоря о цыганах и бомжах, изображенных на некоторых их полотен, художник подчёркивает, что они не столько маргинальны, сколько беззащитны. Радость сложно переживается в искусстве Россина, она нечаянна и непостоянна: «В России не всегда светит солнце», — пишет художник, посвятивший своё творчество душе русского народа. Вячеслав Михайлов находит исконно русский дух в нетронутом «монголами и фашистами» Севере. Отвечая на вопрос, а почему именно север, он говорит: «Потому что это главное место в России. Там люди со своей наивностью, чистотой, верой в Бога». Сюжеты полотен автобиографичны — это остановки на пути духовного паломничества художника. Крайне абстрактные, насыщенные тёмные полотна — «самый трудный путь», но в них чувствуется человеческое участие, важное художнику. Он не раз отмечает, что современная культура теряет человеческий нерв, создающий искусство. Портрет Пастернака из живой графической серии «Лица» Вячеслав Михайлов отмечает, что «лицо такое искорёженное, потому что жизнь такая». Неудивительно, что такие «портреты с судьбой» сильно отличаются от привычных академических. Вышколенное новое искусство, лишённое человеческого участия, не интересует Михайлова. Бывая на самых разных «биеннале» и путешествуя по всему свету, художник ищет русский дух.— Идея человека мира ужасна! — восклицает он и нередко демонстративно заявляет: — Я из деревни и я — русский.
Комментируя современную ситуацию в России, художник вспоминает, что писал в начале 90-х портрет В.В.Путина. Михайлов считает, что в России нужна монархия и царю придётся всё перестраивать ближайшие 20 лет.