5 октября 2012

Не «Амели» единой: Ян Тирсен
в «А2»

6 октября в клубе «А2» со своей группой выступит композитор Ян Тирсен. «Бумага» объясняет, почему Тирсена нельзя воспринимать только как автора саундтрека к «Амели».

Фото с сайта Colta.ru
Яна Тирсена постигла незавидная участь кинокомпозитора: его музыку слышали все, но немногие знают, что написана она им. Неприятность, конечно, не в этом — предположим, автору дорого внимание к его произведениям, а не к его персоне; и даже не в том, что каждый второй вынужден неоригинально представлять Тирсена как автора музыки к знаменитым кинокартинам. Проблема глубже, в самой причине, вынуждающей вновь и вновь повторять, что это «тот самый»: человек, написавший музыку к фильму настолько известному, как «Амели», навсегда остается человеком, написавшим музыку к «Амели», — от ярлыка не отделаться. Здесь, однако, вновь нужно уточнение, избавляющее слово «ярлык» от негативной коннотации: автор всемирно известного саундтрека — далеко не самая дурная характеристика. Дело лишь в том, что Тирсену — особенно тому Тирсену, что записал в последние пару лет пластинки Dust Lane и Skyline, — такая характеристика не вполне подходит. Композитор с профессиональным образованием, он избрал путь инди-музыканта: после консерватории играл в нескольких группах, а в середине девяностых заперся дома с кассетником на четыре дорожки и стал записывать первые альбомы. Найденному тогда стилю — проникновенным минималистичным зарисовкам — Тирсен был верен лет десять, меняя только инструменты, на которых сам же и играл: фортепьяно, виолончель, аккордеон (в самых «французских» композициях), клавесин, гитара. После третьей пластинки, Le Phare, его узнали во Франции, а когда добрая её половина (вместе с выдержками из нового альбома L’Absente) вошла в упомянутый саундтрек — и во всем мире.

О записанном в 2005 году Les Retrouveilles уже писал Rolling Stone

Казалось, что рельсы для поп-карьеры проложены: сделанный с оглядкой на экспорт альбом получился попроще и веселее предшественников и вполне подходил любителям, например, «Вальса Амели». Но тут инди-музыкант взял верх над поп-музыкантом. На вышедшем по следам альбома концертнике Тирсен и его музыканты предстают настоящими рок-артистами, играющими яростно и громко перед клубными танцполами, полными фанатов. Здесь он — фронтмен с гитарой наперевес и звучит жёстко и хлёстко — какая уж тут Амели. И всё-таки это та же музыка: меланхоличные фортепьянные пьесы, надрывные струнные, цепляющие, почти попсовые, мелодии. Откатавшись по миру, Тирсен взял паузу: следующий его студийный альбом вышел спустя пять лет, в 2010, и, пожалуй, обескуражил многих поклонников. Примерно в то же время он успел поучаствовать в трибьюте Coil — группе далеко не такой популярной, как он сам: английские индустриальные мистики, экспериментаторы, перепробовавшие с десяток жанров и вышедшие за их пределы, — к тому, что Тирсен делал на протяжении всей карьеры, это не имело почти никакого отношения, а вот на новую его пластинку чуточку повлияло.

Вместо традиционного минимализма — многослойные сложные композиции, вместо традиционных фортепьяно и виолончели — гитары и ударные, которых раньше и в помине не было

Это рок-песни: бас, гитара, вокал и барабаны, сдобренные, правда, капелькой размытых сэмплов, придающих мрачноватой отчужденности, — музыка в высшей степени экспериментальная для такого артиста, как Тирсен. Если вслушиваться в структуру некоторых песен (а почти все композиции стали песнями, причем на английском — весь французский колорит улетучился), его ещё можно узнать: вот, кажется, бодрая скрипка, совсем как раньше, но только забитая эмбиентными переливами или какими-нибудь щелчками. Примерно в таком же духе записана и следующая пластинка, Skyline, и обе выпущены на лейбле Mute, что уже само по себе говорит о многом. Для концертного исполнения новый материал подходит лучше: его без ущерба можно сыграть небольшой командой. Так что, идя на концерт, нужно осознавать, что под именем Yann Tiersen предстанет рок-группа, играющая музыку весьма далекую от саундтрека к «Амели». Клуб «А2», проспект Медиков, 3 Начало в 20:00 Входной билет — 1 500 рублей, в день концерта входной — 2 000 рублей

Читайте также:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.