В Петербурге разгорелся скандал вокруг драмы «Зимний путь»: сразу после премьеры кинотеатр «Родина» отказался пускать фильм в прокат без объяснения причины. Теперь кинематографисты и зрители гадают, стал ли фильм об отношениях между студентом консерватории и уличным хулиганом очередной жертвой закона о запрете пропаганды гомосексуализма. «Бумага» выясняла, связан ли конфликт с цензурой или же дело в нюансах отношений киноцентра и правообладателей. Фильм «Зимний путь» — дебютная работа театральных артистов Сергея Тарамаева и Любови Львовой, учеников Петра Фоменко и его «Мастерской». Также над кино работал оператор фильмов Андрея Звягинцева Михаил Кричман. Картина, к удивлению критиков, прошла мимо крупнейших международных фестивалей. Однако ее высоко оценило жюри выборгского фестиваля «Окно в Европу»; на фестивале российского кино в Лондоне отозвался восторженно о работе режиссер фильмов «Иллюзионист» и «Девушка и смерть» Йос Стеллинг; а в Варшаве «Зимний путь» получил почетный приз «за попытку преодолеть табу, рассказывая о России». В центре сюжета — студент консерватории Эрик, готовящийся исполнить на конкурсе цикл Шуберта «Зимний путь», и его невозможная любовь к бездомному хулигану Лехе. «Оба они — романтические герои, которым нет места в современном мире, — комментирует фильм режиссер Любовь Львова. — Мы снимали картину о тотальной невозможности, которая окружает». Зрители хвалят актерскую игру театрального артиста Евгения Ткачука, критики — режиссерскую работу Тарамаева и Львовой, которым удалось сделать шаг в сторону европейского кино, введя в фильм драму романтизма, не свойственную отечественному кинематографу. Но за картиной также закрепился и штамп гей-драмы. Именно в этом многие видят причину, по которой «Зимний путь» сняли с проката в петербургском кинотеатре. «Подобный ярлык дезориентирует зрителя и загоняет картину в маргинальную нишу, — считает Ольга Паперная, арт-директор дистрибьюторской компании Kinoclub. — „Зимний путь“ лежит совсем в другой кинематографической плоскости».
В киноцентре объясняют, что фильм не может выйти, так как на момент начала проката не был подписан договор с правообладателями картины. Причина — неприемлемые для учреждения финансовые требования. «Как только будет достигнуто согласие с правообладателем фильма и будет подписан договор, фильм тут же выйдет в прокат», — заверила Анна Смирнова, методист по рекламе «Родины».
По словам кинокритика Андрея Плахова, одна из кинопрокатчиц еще на стадии обсуждения картины обратилась к создателям «Зимнего пути» с вопросом, есть ли в нем постельные сцены и «какая основная концепция фильма: против гомосексуализма или как бы его преподнесение как что-то хорошее».
Из-за того, что официальная позиция кинотеатра так и не была озвучена, и прокатчикам, и представителям киноиндустрии, и зрителям, и СМИ остается только гадать, по каким причинам «Зимнему пути» было отказано в прокате. Сказать однозначно, что причина в сексуальной ориентации главного героя, невозможно, хотя команда фильма и ее сторонники не видят иных причин, кроме идеологических.
Еще один важный момент в сложившейся ситуации — поведение правообладателей. Продакшном картины занималась компания Mika Film и продюсер Михаил Карасев, главным продюсером и инвестором выступил Дмитрий Глухов. В случае, если бы продюсеры картины обратились к дистрибьютерской компании, им пришлось бы заплатить ей проценты. «Мы сами занимались прокатом, — рассказывает Карасев. — За него отвечает букер Анна Гладилина». «Зимний путь» — это первая картина, которую прокатывает Mika Film. Продюсеры предпочли показывать картину «самокатом». «Другой вопрос, что господин Глухов, которому принадлежат все права на картину, безграмотно и безответственно распоряжается судьбой этого шедеврального фильма, — рассуждает Ольга Паперная. — И Михаил Карасев, при всем моем к нему уважении, как продюсер-дебютант, к сожалению, не справился с обстоятельствами. Фильм снят — и мы все благодарны за это его инвесторам, но дальше картину следовало отдать в профессиональные руки. Что говорить, не было организовано даже грамотного пресс-показа, с фильмом работал очень слабый букер, трейлер был готов слишком поздно — лишь за неделю до старта, и он, конечно, просто не успел отработать. Это все-таки авторский продукт, а они относятся к нему как к вещи, которую купили и могут делать с ней все, что им заблагорассудится. У фильма есть авторы, но никто об этом даже не подумал. А когда продюсеры решили выпускать фильм «самокатом», то объяснили это тем, что картину нужно окупить: они искренне считали, что такой способ принесет им больше денег. Мы очень рады, что заработал «сарафан», в «Пяти звездах» в Москве фильм идет на аншлагах. О фильме сейчас говорит все киносообщество как о серьезном событии. Сейчас фильм «Зимний путь» показывают в порядка тридцати кинотеатрах России. Московский «Киноцентр», как и «Родина», отказался демонстрировать фильм. В Петербурге на данный момент картина идет только в кинотеатре «Художественный», в Малом зале на 20 зрителей. В день фильм показывают дважды: первый сеанс — дневной и начинается в 15:50, второй идет ночью, в 00:15.