26 февраля 2014

Извольте объясниться: почему «Родина» отказалась показывать фильм о певце-гее

В Петербурге разгорелся скандал вокруг драмы «Зимний путь»: сразу после премьеры кинотеатр «Родина» отказался пускать фильм в прокат без объяснения причины. Теперь кинематографисты и зрители гадают, стал ли фильм об отношениях между студентом консерватории и уличным хулиганом очередной жертвой закона о запрете пропаганды гомосексуализма. «Бумага» выясняла, связан ли конфликт с цензурой или же дело в нюансах отношений киноцентра и правообладателей. Фильм «Зимний путь» — дебютная работа театральных артистов Сергея Тарамаева и Любови Львовой, учеников Петра Фоменко и его «Мастерской». Также над кино работал оператор фильмов Андрея Звягинцева Михаил Кричман. Картина, к удивлению критиков, прошла мимо крупнейших международных фестивалей. Однако ее высоко оценило жюри выборгского фестиваля «Окно в Европу»; на фестивале российского кино в Лондоне отозвался восторженно о работе режиссер фильмов «Иллюзионист» и «Девушка и смерть» Йос Стеллинг; а в Варшаве «Зимний путь» получил почетный приз «за попытку преодолеть табу, рассказывая о России». В центре сюжета — студент консерватории Эрик, готовящийся исполнить на конкурсе цикл Шуберта «Зимний путь», и его невозможная любовь к бездомному хулигану Лехе. «Оба они — романтические герои, которым нет места в современном мире, — комментирует фильм режиссер Любовь Львова. — Мы снимали картину о тотальной невозможности, которая окружает». Зрители хвалят актерскую игру театрального артиста Евгения Ткачука, критики — режиссерскую работу Тарамаева и Львовой, которым удалось сделать шаг в сторону европейского кино, введя в фильм драму романтизма, не свойственную отечественному кинематографу. Но за картиной также закрепился и штамп гей-драмы. Именно в этом многие видят причину, по которой «Зимний путь» сняли с проката в петербургском кинотеатре. «Подобный ярлык дезориентирует зрителя и загоняет картину в маргинальную нишу, — считает Ольга Паперная, арт-директор дистрибьюторской компании Kinoclub. — „Зимний путь“ лежит совсем в другой кинематографической плоскости».

Сергей Тарамаев
режиссер:

— Мы до сих пор не знаем точной причины отказа. Сначала стало известно, что в «Родину» пришло указание из департамента. Но Татьяне Троянской, журналисту «Эха Петербурга», сказали, что никаких указаний не поступало. Затем кинотеатр «Родина» заявил, что нет договоренности с продюсерами, что существуют какие-то финансовые несогласия. Продюсеры, наоборот, говорят, что договоренность есть. Потом руководство «Родины» объяснило просьбу снять картину тем, что у кинотеатра «семейная направленность». Хотя там идет «Волк с Уолл-стрит», сейчас выйдет «Далласский клуб», а когда была премьера «Зимнего пути» еще шла «Грязь». Отказ в прокате официально не мотивирован. Сейчас идут телефонные переговоры, но ответа на вопрос «Почему?» мы так и не получили. Мы ждем официальных заявлений.

В киноцентре объясняют, что фильм не может выйти, так как на момент начала проката не был подписан договор с правообладателями картины. Причина — неприемлемые для учреждения финансовые требования. «Как только будет достигнуто согласие с правообладателем фильма и будет подписан договор, фильм тут же выйдет в прокат», — заверила Анна Смирнова, методист по рекламе «Родины».
Михаил Карасев
продюсер

У работы есть и постоянное удостоверение национального фильма, и прокатное удостоверение. Договор был подписан. Мы отсылали „Родине“ жесткие диски, афиши и другую рекламную продукцию, вместе с ними мы отослали и договор. Он был подписан с нашей стороны. Но у нас нет экземпляра подписанного ими договора. А когда поднялась вся эта буча, естественно, они не выслали нам подписанную копию. Сейчас мы пытаемся узнать, на каком основании они нарушили договоренности, но пока ничего вразумительного не услышали. Что еще, кроме содержания фильма, могло стать причиной отказа в прокате?

По словам кинокритика Андрея Плахова, одна из кинопрокатчиц еще на стадии обсуждения картины обратилась к создателям «Зимнего пути» с вопросом, есть ли в нем постельные сцены и «какая основная концепция фильма: против гомосексуализма или как бы его преподнесение как что-то хорошее».
Ольга Паперная
арт-директор дистрибьюторской компании Kinoclub:

— Коллеги из кинотеатра «Родина» ведут себя как партработники в советские времена, но не как участники цивилизованного кинорынка: могли ведь хотя бы объясниться по-партнерски. А они просто так резко, по-варварски разрывают отношения в одностороннем порядке. Они уже вступили в конкретные партнерские взаимоотношения, и тогда это уже вопрос деловой этики и их профессиональной надежности. Что в данном случае грубо нарушается. Да, де-юре «Родина» еще не успела подписать договор, но им уже были отправлены оба экземпляра, подписанные со стороны продюсеров фильма. А де-факто обе стороны договорились о сотрудничестве, о том, что «Родина» берет фильм в свою репертуарную сетку, кинотеатр заявил уже после выборгского фестиваля. Так что не в документах дело.

Из-за того, что официальная позиция кинотеатра так и не была озвучена, и прокатчикам, и представителям киноиндустрии, и зрителям, и СМИ остается только гадать, по каким причинам «Зимнему пути» было отказано в прокате. Сказать однозначно, что причина в сексуальной ориентации главного героя, невозможно, хотя команда фильма и ее сторонники не видят иных причин, кроме идеологических.
Ольга Паперная

Понятно, что голливудский блокбастер Скорсезе с Ди Каприо — это внушительный бокс-офис. Но кинотеатры ведь не берут фильмы вслепую: в „Родине“ знали, что собой представляет „Зимний путь“ и каков его коммерческий потенциал. Да и чтобы они могли ссылаться на экономический фактор, фильм должен бы был отработать хотя бы первый уикэнд. Так что я не вижу здесь никаких экономических причин

Еще один важный момент в сложившейся ситуации — поведение правообладателей. Продакшном картины занималась компания Mika Film и продюсер Михаил Карасев, главным продюсером и инвестором выступил Дмитрий Глухов. В случае, если бы продюсеры картины обратились к дистрибьютерской компании, им пришлось бы заплатить ей проценты. «Мы сами занимались прокатом, — рассказывает Карасев. — За него отвечает букер Анна Гладилина». «Зимний путь» — это первая картина, которую прокатывает Mika Film. Продюсеры предпочли показывать картину «самокатом». «Другой вопрос, что господин Глухов, которому принадлежат все права на картину, безграмотно и безответственно распоряжается судьбой этого шедеврального фильма, — рассуждает Ольга Паперная. — И Михаил Карасев, при всем моем к нему уважении, как продюсер-дебютант, к сожалению, не справился с обстоятельствами. Фильм снят — и мы все благодарны за это его инвесторам, но дальше картину следовало отдать в профессиональные руки. Что говорить, не было организовано даже грамотного пресс-показа, с фильмом работал очень слабый букер, трейлер был готов слишком поздно — лишь за неделю до старта, и он, конечно, просто не успел отработать. Это все-таки авторский продукт, а они относятся к нему как к вещи, которую купили и могут делать с ней все, что им заблагорассудится. У фильма есть авторы, но никто об этом даже не подумал. А когда продюсеры решили выпускать фильм «самокатом», то объяснили это тем, что картину нужно окупить: они искренне считали, что такой способ принесет им больше денег. Мы очень рады, что заработал «сарафан», в «Пяти звездах» в Москве фильм идет на аншлагах. О фильме сейчас говорит все киносообщество как о серьезном событии. Сейчас фильм «Зимний путь» показывают в порядка тридцати кинотеатрах России. Московский «Киноцентр», как и «Родина», отказался демонстрировать фильм. В Петербурге на данный момент картина идет только в кинотеатре «Художественный», в Малом зале на 20 зрителей. В день фильм показывают дважды: первый сеанс — дневной и начинается в 15:50, второй идет ночью, в 00:15.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.