19 марта 2015

Как в здании для кабаре открыли читальный зал с швейцарами и холлом из черного мрамора

В «Ленинград Центре» в Таврическом саду открывается временный читальный зал под названием «Все свои»: почти полторы тысячи книг в свободном доступе, рекомендации знаменитых петербуржцев от Льва Лурье до Михаила Германа, доступное кафе, отборное современное искусство и кино.
«Бумага» побывала в новом общественном пространстве накануне открытия и узнала, какие книги будут читать петербуржцы, как роскошь черного мрамора и бархатных кресел будет сочетаться с демократичным интерьером зала и почему посетителям не стоит бояться швейцара на входе и уборных в стиле «Твин Пикса».
Фото: Егор Цветков / «Бумага»
Внешний декор неоклассического здания на Потемкинской улице, 4Б напоминает о далеком прошлом постройки разве что своими масштабами; в остальном память об Императорском выставочном зале, выстроенном век назад для Российского общества садоводов, стерта. В городе его помнят как кинотеатр «Ленинград», в котором благодаря большому экрану 28х10 метров и стереофоническому звуку показывали даже фестивальное кино. Но и от «Ленинграда» вся память — скромный декор на фасаде, выполненный в советском духе.
Теперь огромную дверь в здание «Ленинград Центра» открывают швейцары, а встречают слегка ошалелых от роскошного интерьера зрителей приветливые служащие гардероба. Первый этаж — это колонны черного мрамора; карета; обитые под бархат диваны и кресла; мультимедийный экран на всю противоположную от входа стену, на которой, как в калейдоскопе, сменяют друг друга театральные сценки. Это такой бордель Красотки Уотлинг из «Унесенных ветром»: истинная леди краснеет от избыточности и неэлегантности, а джентльмен за всем этим напыщенным декором ожидает всяческих наслаждений.
Пару лет назад город узнал, что Юрий Ковальчук, совладелец банка «Россия» и, как любят подчеркивать в СМИ, хороший знакомый президента Путина, намеревается построить в бывшем кинотеатре кабаре, или «авторский шоу-центр», или досуговый центр банка «Россия» — суть одно. Именно для него и был выстроен супертехнологичный зал, который с легкостью превращается из кинозала в концертную площадку, а оттуда — в прекрасно оснащенную сцену, способную принять спектакль любого уровня сложности. Именного его мощь и демонстрировали на открытии «Ленинград Центра» в конце 2014 года к столетию здания.
Вопреки соблазну перевести весь свой скарб и просто остаться жить в одной из кабин красного, как из последней серии линчевского «Твин Пикса», туалета, стоит подняться этажом выше. Полная противоположность первому, второй этаж — комфортная для современного горожанина зона. Кофе и воду здесь будут подавать в бумажных стаканчиках (напитки и сладости поднимают из лакшери-баров снизу), в качестве сидений по полу разбросают пуфы, а книги расставят по простым деревянным стеллажам. Вся площадка оснащена бесплатным Wi-Fi.
Для «Все свои» команда книжного магазина «Порядок слов» закупила 1355 книг. Не новые, но все в идеальном состоянии. Часть будет расставлена на ступенчатых полках: по ним можно будет карабкаться за нужным томом. Библиотеку из литературы о музыке, кино, театре, дизайне, искусстве, фотографии, философии, а также дневников, писем, мемуаров и байопиков «Порядку слов» частично помогали составлять еще четыре книжных — «Подписные издания», «Все свободны», «Свои книги» и «Фаренгейт 451». Все они именуются «независимыми»: их ассортимент, в отличие от крупных сетевых магазинов, формируется не за счет репертуара крупнейших издательств.
На отдельных стеллажах расставлены книги, рекомендованные известными в Петербурге культурными деятелями: здесь расположились стопочки с произведениями, которые советует прочитать композитор Леонид Десятников и философ и психоаналитик Виктор Мазин, сценарист и режиссер Авдотья Смирнова и актриса Ксения Раппопорт, балетный критик Павел Гершензон и писатель и историк итальянского искусства Аркадий Ипполитов — всего 18 рекомендаций. Самая популярная книжка, как говорит сооснователь «Порядка слов» Анна Изакар, — роман Густава Флобера «Мадам Бовари».

Книги, рекомендованные филологом и писателем
Андреем Аствацатуровым:

— Джеймс Джойс «Улисс».
— Джон Апдайк «Кентавр».
— Уильям Фолкнер «Шум и ярость.
— Луи-Фердинанд Селин «Путешествие на край ночи».
— Гюстав Флобер «Госпожа Бовари».
— Михаил Елизаров «Библиотекарь».
— Арсений Тарковский «Стихотворения».
— Тибор Фишер «Философы с большой дороги».
— Федор Достоевский «Братья Карамазовы».
— Джером Д. Сэлинджер «Девять рассказов».
Идея именно таким образом распорядиться вторым этажом «Ленинград Центра» принадлежит куратору этого выставочного пространства Оксане Бондаренко. Контраст двух этажей автора концепции не смущает: по ее мнению, мультиформатность площадки как раз и подразумевает подобную разношерстность.
Оксана Бондаренко
куратор выставочного пространства «Ленинград Центра»:

— Это единое пространство «Ленинград Центра», которое открылось именно в таком формате. Первый этаж роскошный, вечерний, потому что там расположена театральная сцена. А второй этаж, изначально запланированный как выставочное пространство, — чистый, белый и высокий. Мультиформатный статус центра позволяет нам делать на каждой из площадок-этажей разные проекты и охватывать разные целевые аудитории. Мы можем себе позволить быть разными, чтобы принимать новые идеи и реализовывать собственные проекты.

По вечерам в читальном зале будут проходить лекции. Для организации образовательного проекта привлекли «Благотворительный университет». Из ближайших запланированных встреч — диалог театрального критика Дмитрия Ренанского и режиссера Дмитрия Волкострелова на тему «Что такое современный театр?», лекция Андрея Аствацатурова «Джером Дэвид Сэлинджер и Джон Апдайк: искушение богооставленностью», обсуждение кризисов 1998, 2008 и 2015 годов с медиаменеджером Антоном Носиком и встречи с другими популярными лекторами.
На втором этаже планируют также выставлять и современное искусство. Для этого в команду «Ленинград Центра» позвали Катю Бочвар, художницу и куратора, автора русского павильона на одной из Венецианских биеннале. В день открытия, 20 марта, например, в «Ленинград Центр» приедет художник Олег Кулик. В мире и России его помнят как ползающего на четвереньках обнаженным по земле: в середине 90-х Кулик прославился, изображая собаку. На открытии в Петербурге он представит свой новый перформанс. В скором времени в центре начнут показывать и кино — подборкой экранизаций литературных произведений занялся петербургский журнал «Сеанс».
Начать работу с аудиторией в центре планируют с жителей района. Именно с ними Оксана Бондаренко много говорила при подготовке в конце 2014 года выставки «100 лет — 100 зим», посвященной истории «Ленинграда».
Оксана Бондаренко
куратор выставочного пространства «Ленинград Центра»

— Чтобы завладеть всем городом, нужно очень хорошо чувствовать себя в своем районе. Наша задача сейчас, задача второго этажа, — плотно работать с живущими рядом людьми, которые ежедневно ходят по этим улицам, а там уж молва донесет нас до окраин города и дальше.

Временный читальный зал «Все свои» откроется в «Ленинград Центре» 20 марта и будет работать до 10 мая 2015 года.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.