Почему в Петербурге сократилось число станций велопроката и почему на них почти нет велосипедов?
В начале июля в Петербурге запустили обновленный городской велопрокат. Пользователи жаловались, что станций стало в два раза меньше, чем в прошлом году, а велосипедов практически нет.
«Бумага» узнала у экспертов и городских властей, как они оценивают работу велопроката, которому выделяют десятки миллионов из бюджета, когда на станциях появится достаточное количество велосипедов и будет ли Смольный менять оператора.
Фото: @spb.velogorod

Зачем обновляли станции проката и закупали новые велосипеды?

В 2016 году у городского велопроката возникли проблемы. Горожане жаловались на массовые сбои в системе, из-за которых после сдачи велосипедов с них продолжали взимать плату. Кроме того, в приложении некорректно отображалось количество велосипедов. В «Велогороде» поясняли, что изготовленное в Чехии оборудование пришло в негодность. В рамках импортозамещения компания перешла на отечественное программное обеспечение.
В 2017 году «Велогород» полностью обновил станции, программное обеспечение, а также сами велосипеды. В компании сообщили, что всё оборудование было разработано в России.
Виталий Блаженов, гендиректор «Велогорода» (цитата по «Фонтанке»):
— Оборудование, которое использовалось в прошлом году, уже непригодно для дальнейшей работы. Мы установим абсолютно новые станции отечественной сборки и велосипеды на базе марки Stels.

На что жалуются пользователи обновленного проката?

Весной 2017 года обновленную систему тестировали с помощью волонтеров. Тестирование должны были завершить к началу июня, но запуск отложили до 15–20 июня. В итоге велопрокат заработал только 1 июля.
Несмотря на то, что велопрокат работает в штатном режиме, пользователи жалуются на отсутствие велосипедов, станций и замков.
Скриншот из «ВКонтакте»
В конце июня читатель «Бумаги» Владислав обратился в редакцию с вопросом о ситуации с велопрокатом. Он обращал внимание на то, что сезон уже начался, а в городе не только сократилось число станций проката, но и «на оставшихся станциях великов либо нет, либо они есть, но их нельзя взять, потому что система не работает».

Как сильно в этом году сократилось количество станций и велосипедов?

В 2016 году в Петербурге работало 96 станций городского велопроката. По состоянию на 14 июля 2017 года, на сайте «Велогорода» указано 54 станции, десять из них работают в Петергофе. При этом велосипедов в прокате всего 48, а на некоторых станциях нет ни одного.
Скриншот из мобильного приложения «Велогорода»

Увеличится ли их число в этом году?

В «Велогороде» обещают, что в этом сезоне количество станций вырастет до 90, а велосипедов — до 600. Дополнительные 100–150 велосипедов должны появиться к 20-м числам июля.
«Велогород», пост от 4 июля:
«В течение двух недель в городе появятся дополнительные 100–150 велосипедов, сейчас их невозможно установить в связи с тем, что количество замков (запирающих устройств в столбиках) ограничено, активными темпами ведется производство. В связи с тем, что как по нашему, так и базируясь на иностранном опыте, рекомендуемое максимально возможное количество велосипедов на станциях должно быть не более 60 % от общего количества парковочных мест, то сейчас мы не можем увеличить количество доступных велосипедов».
Гендиректор «Велогорода» Виталий Блаженов в интервью «Фонтанке» рассказывал, что в новом сезоне станции будут располагаться ближе друг к другу, а на каждой из них будет не по восемь-десять, а по 16 велосипедов.
UPD:
По состоянию на 1 августа количество велосипедов, указанных на сайте «Велогорода», увеличилось до 188, а количество станций — до 75.

Как относятся к проблеме городские власти?

Городской велопрокат работает при поддержке городских властей: Смольный компенсирует из бюджета разницу между выручкой и операционными расходами «Велогорода». В 2016 году, по данным «Фонтанки», велопрокату выделили 81 миллион рублей, в 2017 году субсидия составила 80,8 миллиона рублей.
Советник вице-губернатора по развитию велодвижения Дарья Табачникова рассказала «Бумаге», что считает необходимым поменять оператора велопроката или формат отношений с ним.
Дарья Табачникова, советник по развитию велодвижения:
— Велопрокат проваливает работу уже второй год. 50 велосипедов и 50 станций на пятимилионный город — это значит, что система не работает. На мой взгляд, велопрокат в этом году не заслуживает получения субсидии. Фактически он не работает, это продолжается уже второй год.
По мнению Табачниковой, проблема в самом формате субсидии: «Оператор велопроката за свой счет выставляет станции, велосипеды — это, можно сказать, его добрая воля и желание: сколько захотел, столько и поставил. Сколько поставил, за столько и заплатили. Субсидия не позволяет контролировать качество процесса».
В пресс-службе комитета по развитию транспортной инфраструктуры «Бумаге» сообщили, что в правительстве планируют изменить способ взаимодействия с оператором велопроката.
Юлия Головина, пресс-секретарь КРТИ:
— В планах есть изменение законодательства и структуры взаимодействия с компаниями, осуществляющими велопрокат. Это и продиктовано реальной оценкой качества осуществления велопроката «Велогородом». Также у комитета в планах развитие конкуренции на рынке предоставления данных услуг.
UPD:
24 июля вице-губернатор Игорь Албин сообщил, что Смольный ищет новую компанию, которая займется развитием велопроката. Он добавил, что это необходимо для создания конкуренции.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

НОВОСТИ

все новости

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.