25 апреля 2013

Магистратура по урбанистике в ИТМО: как будут менять город преподаватели и студенты

В пятницу пройдет презентация магистерской программы ИТМО «Дизайн городских систем» — первый академический проект по урбанистике в Петербурге. Директор направления архитектор Михаил Климовский рассказал, какие проблемы будут решать студенты вместе с экспертами, и объяснил, почему велодорожки важны только для хипстеров, а настоящие проблемы кроются в спальных районах и промзонах.


joaobambu via Compfight cc

Об идее магистратуры по урбанистике

На создание программы академического уровня повлияло развитие городской культуры и появление нового поколения молодых людей, которые готовы делать проекты для города. Но это общая популистская рамка. Например, в Москве в какой-то момент появился «Пикник» от журнала «Афиши», а потом стали возникать городские СМИ — The Village, «Большой город» и так далее. Возможно, это продолжение тенденции.

Если говорить о магистратуре, то мы понимаем тему глубже. Городские процессы за последние 50 лет очень сильно усложнились, а сам город — это система, работа с которой требует от команды различных компетенций. Должны появляться такие специальности, как, например, планировщик-программист, который может работать со сложными компьютерными системами, программист-эколог, который сможет разрабатывать сложные инструменты для работы со средой. Раньше была только одна профессия — градостроитель, это человек, который строит город. А сейчас городами нужно управлять, их развивать и планировать.

Наш подход предполагает более вдумчивое отношением к городу как к живому организму, а современный профессионал должен быть хирургом, который вскрывает все городские изъяны.

Пока ни одна из дисциплин, которая есть в России, не может обеспечить специалиста такого уровня и качества, которые позволили ему работать в междисциплинарных командах. А в скором времени у нас появится новый рынок качественных решений, связанных с городской средой. Для того чтобы быть готовым встретить этот рынок, России нужны компетентные специалисты. Если же мы упустим этот момент, то наши западные коллеги, гораздо более продвинутые в этом направлении, смогут создать этот рынок самостоятельно. В связи со вступлением России в ВТО двери им открылись, а мы не сможем выдержать конкуренции. Наша задача — за пять лет подготовить пул профессионалов. И этим будет заниматься не только наша магистратура — есть еще московская программа по урбанистике на базе Высшей школы экономики и в Академии народного хозяйства, есть институт «Стрелка». Мне кажется, это ростки, которые в дальнейшем смогут формировать новый рынок.

О подходах к обучению

Наша программа построена на практическом подходе. Студенты будут решать кейсы — создавать реальные проекты разной степени сложности и трудозатрат, их исполнение займет от одного года до двух лет. В данный момент мы ведем переговоры с потенциальными заказчиками. В идеале, мы надеемся, что магистратура могла бы стать корпоративным проектом, куда компании — будь то девелоперские, консалтинговые фирмы или некоммерческие организации — отправляли бы своих сотрудников на обучение.

В модели магистратуры заложены принципы голландско-американской системы образования. Сейчас мы ведем переговоры о сотрудничестве с MIT и Делфтским технологическим университетом. Например, с Делфтским университетом достигнуто предварительное соглашение о создании программы обмена студентами, возможно, через год-полтора появится полноценная магистерская программа с двойным дипломом и наши студенты смогут год поучиться в Голландии. Это будет полезный опыт, поскольку там очень сильная школа городского планирования. Недавно также и в MIT запустился Центр передовой урбанистики с десятью лабораториями, которые занимаются различными направлениями — вопросами жилья, энергообеспечения, разработкой городских сервисов и гражданскими исследованиями.

Cейчас ИТМО ведет переговоры с сотрудниками центра MIT о создании лаборатории городской информатики на базе ИТМО, которая будет агрегировать в себе все гражданские сервисы по развитию городской среды.

У нас в магистратуре обучение будет проходить в течение трех дней — с пятницы по воскресенье, а в оставшиеся дни будет функционировать открытая студия вроде коворкинга. Он будет расположен на территории бизнес-инкубатора ИТМО QD и все, кто учится на программе, получат офис для работы. С помощью этой программы мы хотим создать сообщество людей, готовых решать проблемы и не замыкаться внутри своего образовательного процесса. Этот проект будет называться Open studio.

Понятно, что силами студентов и преподавателей нельзя будет решить проблему и создать проект, поэтому мы уже планируем привлечь партнеров из «Урбаники», компании TDI, Центра независимых социологических исследований и ряда других организаций, связанных с развитием города.

О преподавателях и тьюторах

Для того чтобы нам адекватно оценить вызовы нового рынка, мы должны наверстать знания о методологиях, от которых мы отстали в связи с общей экономической стагнацией России, мы планируем привлекать специалистов с Запада, которые смогли бы воспитать грамотного планировщика. В течение каждых двух лет у программы будет новый куратор — профессионал международного класса с опытом работы в масштабных проектах. Первый набор будет вести Маркус Аппенцеллер из Нидерландов, руководитель студии MLA+, который занимался обустройством новой Олимпийской деревни в Лондоне и являлся соавтором мастер-плана Перми. Кроме этого, мы будем привлекать дополнительно зарубежных профессоров и экспертов. Скорее всего, это будут сотрудники Делфтского университета и MIT.

Среди наших преподавателей около 30 % имеют отношение к университетской системе, остальные сотрудники — это практики, руководители проектов, представители бизнес-сообществ и чиновники.

Помимо этого, у нас будут тьюторы — люди, которые не относят себя ни к студентам, ни к преподавателям. Они будут помогать учащимся в рамках коллективных проектов выстраивать образовательные траектории внутри программы. Мы хотим, чтобы человек внутри своей команды рос как личность. Это важно, потому что мы, делая акценты на практику и коллективную работу, понимаем, что человек по ряду причин внутри команды может быть не реализован в силу своего характера или психологических особенностей, но при этом сам он должен развиваться.

О поступлении

Кто к нам может прийти учиться? Спектр специалистов очень широк — это могут быть социологи, антропологи, экономисты, географы, архитекторы, специалисты в информационных технологиях, дизайнеры и так далее. Около 13–14 специальностей, после которых можно учиться у нас. Обучение начнется в сентябре, а приемная компания идет до 8 июля. У нас двенадцать бюджетных мест и около десяти платных. Мы предоставляем абитуриентам выбор на этапе приема: в качестве вступительного испытания человек может сдать экзамен, либо представить портфолио с собственными проектами.

О проектах и городских проблемах

Сейчас очень популярна тема велодорожек. Но рассматривать эту проблему без системы — это такой хипстерский и абсолютно популистский подход. Он полезен для раскачивания СМИ и для создания некой критической массы людей, которые будут заинтересованы в развитии велодвижения. Но мы прекрасно понимаем: первостепенно надо решить проблему транспорта и подготовить законодательную базу. Мы привыкли ссылаться на Европу и ее велодорожки, но мы почему-то забываем о том, какая у них инфраструктура, и что их трамваи ничуть не уступают машинам, на которых мы ездим.

Для нас стоит ряд более важных и острых проблем — у нас около 100 тысяч коммунальных квартир в центре, 25-этажные монстры в спальных районов и никакой единой стратегии развития города.

Тема магистратуры на следующие два года уже определена — это переосмысление постиндустриального ландшафта. Первый проект — это развитие промышленности. Как известно, проблема Петербурга — огромный «серый пояс» в историческом центре, который разрывает городскую ткань, спальные районы становятся отделены от центра. И вот там есть потенциал для развития, поэтому в качестве основы для проекта может быть положена идея развития промышленных территорий и внедрение новых функций. Это необязательно должен быть креативный кластер, очень модное сейчас понятие, это может быть место, где производится новая экономика.

Второй тип проектов — это комплексное развитие территорий и создание новой жилой среды. Например, есть идея сделать спальные районы новыми городскими центрами. Создание дополнительных подцентров решило бы и транспортные вопросы, и проблему концентрации людей. Кроме того, сейчас спальные районы застраивают высотками, и через пять лет это выльется в огромную проблему для города. Поэтому сейчас необходимо обеспечить грамотное планирование спальных районов. Но первостепенная задача — договориться всем активистам и участникам городской среды о том, как совместными усилиями мы можем развивать город.

Презентация магистратуры пройдет 26 апреля в креативном пространстве «Тайга». Михаил Климовский и директор бизнес-инкубатора QD Марина Сухорукова расскажут о новой программе и правилах приема. В рамках презентации — пять лекций экспертов в области развития городской среды, в их числе — глава администрации Фрунзенского района Терентий Мещеряков, куратор программы «Дизайн городских систем» Маркус Аппенцеллер и ментор Школы передовой урбанистики Кайл Патчинг.

С 18:00 до 21:00

Пространство «Тайга», Дворцовая набережная, 20

ТЕГИ: 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  • Vlad_P53

    «Сейчас очень популярна тема велодорожек. Но рассматривать эту проблему без системы — это такой хипстерский и абсолютно популистский подход.» и «почему велодорожки важны только для хипстеров»
    Лол ШТО, А?

    Уважаемая редакция, вашим авторам не помешало бы узнать о логике и теории множеств. Мне казалось что это дают еще в школе. Хотя возможно на журфаках от этого отучают в пользу желтизны.

    • http://www.facebook.com/anna.kosinskaya Anna Kosinskaya

      Все, что вы здесь прочитали, — прямая речь Михаила Климовского. Не грешите на журфак.

      • Vlad_P53

        Постойте, в начале статьи есть речь от третьего лица (я предполагаю что автора статьи): «Директор направления архитектор Михаил Климовский рассказал, … и объяснил, почему велодорожки важны только для хипстеров, …»
        Собственно из основного текста (допустим что он полностью написан Климовским) это не следует.
        Как раз этот момент и задел меня, т.к. я велосипедист и не хипстер и велодорожки важны для меня больше чем остальная инфраструктура. И таких людей немало, проще всего таких найти на velopiter.spb.ru/forum . =)

Mobile Analytics