19 декабря 2014

Артемий Троицкий об итальянской музыке: что слушать кроме Тото Кутуньо

Известный музыкальный критик Артемий Троицкий прочел в Imagine Club лекцию о современной итальянской музыке. Из-за кого итальянцам может быть неловко за свой язык, в каких современных песнях звучат отголоски знаменитой «Феличиты» и что депутат итальянского парламента и самая известная в стране порнозвезда Чиччолина дала политике и музыке — «Бумага» публикует выступление Троицкого о музыке, «возможно, лучшей страны».
Фото из архивов Imagine Club
У наших меломанов очень однобокое представление об итальянской музыке, знают только один пласт — такую напевную, мелодичную, сентиментальную и, на мой взгляд, невероятно приторную и слащавую попсу. То, что символизируется всякими Рикки э Повери (Ricchi e Poveri), Тото Кутуньо (Toto Cutugno), «Феличита» там всевозможная. В принципе, единственный достойный итальянский артист, которого у нас знают и любят, — это Адриано Челентано. Я его тоже знаю и люблю, причем с начала 60-х годов, когда он еще пел рок-н-роллы и твисты. На мой взгляд, Челентано — на самом деле крупный артист, хотя в Италии больше известен не как певец, а как скандальный персонаж: киноактер, эксцентрик и любитель всяких ядовитых высказываний.
Единственный достойный итальянский артист, которого у нас знают и любят, — это Адриано Челентано
Но сегодняшняя итальянская музыка совсем другая. И всегда была другой. В Италии всегда была сильная рок-музыка, особенно силен был так называемый прогрессивный рок и психоделический рок. Тут достаточно упомянуть такие названия как, скажем, Гоблин, замечательнейшая совершенно рок-группа. Или PFM Маркони (Premiata Forneria Marconi), любимая группа Кейта Эмерсона (Keith Emerson) из Emerson Lake and Palmer.
Затем в Италии была очень интересная электронная нововолновая музыка. Тут ключевой фигурой может считаться Франко Баттиато (Franco Battiato), в высшей степени разносторонний и талантливый музыкант, в диапазоне от такого интеллектуального Челентано до Филиппа Гласса (Philip Glass). Это, кстати, автор знаменитого хита Perspectiva Nevski, «Невский проспект», который пел как он сам, так и его протеже, певица Аличе (Alice). Песня была очень популярна в начале 80-х годов.
Сегодняшняя итальянская музыка в действительности совсем другая. И всегда была другая
Сегодня мы будем говорить о нынешнем дне итальянской музыки, преимущественно рокового направления. Но чтобы вас как-то осторожно ввести в этот мир, который для многих окажется удивительным и непредсказуемым, я решил начать с архивной записи одного очень известного итальянского персонажа. Персонажа этого зовут Илона Сталлер (Ilona Staller). Если кому-то это имя что-то говорит, значит, сто процентов это любители порно. Илона Сталлер, она же Чиччолина, — самая знаменитая итальянская порнозвезда венгерского происхождения. Однако мало того, что она порнозвезда, она была еще и депутатом итальянского парламента. В 1987 году ее избрали от радикальной партии, а в 1991 году организовала Partito dell’amore, Партию любви, с которой тоже прошла в парламент.
В основном она известна как актриса фильмов для взрослых и скандальный политический деятель: как только в годы рассвета сексуальной мощи Чиччолины в мире возникали какие-то политические конфликты, она тут же предлагала зачинщикам заняться с ней любовью, вместо того чтобы совершать агрессивные действия. Она это предлагала, в частности, Саддаму Хусейну, а потом — Усаме бен Ладену. Нашим ребятам она этого не предлагала. Наверное, почувствовала, что уже не в силах. Прославилась она, кстати, на весь мир еще и как жена Джеффа Кунса, известного американского скульптора, на мой взгляд, довольно хорошего.
Фото из архивов Imagine Club
В конце 70-х годов Илона Сталлер записала три альбома. Два из них достать невозможно, они выходили только в то время и на виниле. Причем один из них под названием Muscolo Rosso («Красный мускул») вышел только в Испании в 1987 году. А второй, под названием Sueños Eroticos («Эротические мечты») вышел примерно тогда же, но только в Бразилии и тоже только на виниле. Единственный ее альбом, который имеется на CD и был переиздан на компакт-диски в Англии, — это Ilona Staller. На нем есть песня, которая интересна, помимо всего прочего, тем, что это сочинение знаменитейшего итальянского композитора, которого все, я думаю, знают наизусть — Эннио Морриконе. Называется Cavallina Cavallo.
«Эта песня интересна, помимо всего прочего, тем, что это сочинение знаменитейшего итальянского композитора Эннио Морриконе»
Тут мы со славным итальянским прошлым покончили — переходим к сумрачному настоящему. Начнем с группы под названием La Blanche Alchimie, то есть «Белая Алхимия», из Милана. Это дуэт (в Италии вообще много дуэтов), организованный в 2007 году: Федерико Албаниз (Federico Albanese), который играет на инструментах, и Джессики Эйнауди (Jessica Einaudi), которая поет. Людовико Эйнауди (Ludovico Einaudi) — ее отец, знаменитый итальянский пианист, клавишник и академический композитор. Вторая из их пластинок называется Galactic Boredom, то есть «Галактическая скука». Стиль — dream pop, язык — английский. Пластинку продюсировал Людовико Эйнауди в Берлине. В Германии группа популярна даже больше, чем в Англии. В 2013 году как раз за этот альбом они получили престижную премию немецкой музыкальной критики как лучший инди-альбом года. Послушаем отрывочек из длинной и красивой песни под названием Black Girl.
«Полудрим-поп, полутрип-хоп. Напоминает слегка ранних Portishead или даже Morcheeba»
Следующая группа из Турина, тоже Северная Италия, герцогство Савойское. Группа называется «Ниагара» (Niagara), не путать с французскими электро-попсовыми дискарями, тоже под названием «Ниагара». Это дуэт, два итальянца: Давид Томат (David Tomat), довольно известный электронщик даже с сольными пластинками, и Габриэль Оттино (Gabriele Ottino). Пару месяцев назад они выпустили второй альбом, называется Don’t Take It Personally («Не воспринимайте это как что-то личное»). Стиль у них, можно сказать, психоделическо-электронный поп. Они сейчас популярны, вышли за границы страны, что на самом деле с итальянскими артистами случается не так уж часто, выпускают пластинки в Великобритании.
«Эта песня представляется мне любопытной в первую очередь потому, что, с одной стороны, она весьма актуальна по звучанию, с другой стороны, я в ней явственно слышу отголоски итальянского мелоса „феличитовского“ плана»
Обычно итальянцы популярны в трех странах: в Италии, Германии и России, а чтобы в Англии или Америке были известны — такого почти не бывает. За исключением Дзуккеро (Zucchero) или Эроса Рамазотти (Eros Ramazzotti), но это уже проекты большого бизнеса и, на мой взгляд, довольно сомнительного качества.
Следующая артистка, более акустическая и прозрачная, — это молодая девушка Франческа Инкудинэ (Francesca Incudine). Она с острова Сицилия. Играет с 13 лет на гитаре, бубне и поет. Она очень прославилась в последнее время, выпустила второй альбом Iettavuci, Что означает — не знаю, в переводчике Google нет такого слова. За этот альбом она получила кучу всяких призов одновременно на ниве фольклора и детских песен.
Чем хороша Италия, чем она лучше большинства других стран, это тем, что там очень много замечательных вокалистов, много потрясающих голосов. Понятное дело, оперная школа, все такое. В Италии среди рокеров и особенно среди исполнителей традиционных, фольклорных песен масса совершенно удивительных вокалистов.
Luna — это была такая миленькая, грациозная песня, а теперь — рэп в исполнении главной итальянской индустриальной группы. Она называется Father Murthy («Преподобный отец Мерфи»). Группа существует уже довольно долго, с 2000 года. Это трио: вокал и гитара (Ferederico Zanatta), вокал и перкуссия (Chiara Lee) и барабаны (Vittorio Demarin). Надо сказать, что это одна из самых впечатляющих групп, играющих noice rock, полуиндастриал с какими-то психоделическими замесами.
«Вещи у них очень длинные. Это трек с последнего альбома Father Murphy, называется альбом Anyway Your Children Will Deny It, в любом случае ваши дети будут это отрицать»
Теперь снова контрастный душ. Следующая группа называется Sacri Cuori («Священные сердца»). Это трио, и оно вдохновлено музыкой Эннио Морриконе, Нино Рота (Nino Rota) и так далее. Я в Таллине буду читать курс под названием «Музыка в кино»: когда я составил программу, понял, что большая часть величайших кинокомпозиторов — это или итальянцы, или люди итальянского происхождения. Помимо Морриконе, того же Нино Рота, всяких там Алессандрини (Alessandrini) и прочих знаменитых итальянских кинокомпозиторов, есть два главных киношных американца — это Анджело Бадаламенти (Angelo Badalamenti) и Генри Манчини (Henry Mancini). Опять же, оба итальянского происхождения.
Sacri Cuori — группа во главе с гитаристом по имени Антонио Граментьери существует с 2006 года. Там еще два парня — Francesco Ganpaoli, басс, и Diego Sapignoli, барабаны. Плюс они время от времени приглашают духовиков и вокалистов и записывают очень вкусную музыку в стиле спагетти-вестернов. Поэтому оба своих альбома, Douglas & Dawn (2010) и Rosario (2012), записали в Америке, причем первый прям в штате Аризона, в городе Тусон. Самое вестерновское место. Второй, правда, в более скучном городе — Лос-Анджелесе. Солисты там очень симпатичные.
Следующий проект — одноразовый, называется Universal Daughters («Универсальные дочери»). Концептуальный альбом называется Why Hast Thou Forsaken Me?. Этот проект создан участниками самой интересной инди-группы Jennifer Gentle, у них много альбомов, которые они выпускают с середины 90-х годов. Их лидеры — композитор и инструменталист Марко Фасоло (Marco Fasolo) и вокалист Алессио Гастаделло (Alessio Gastadello), а еще барабанщик Маурицио Болдрини (Maurizio Boldrini) из группы I Califfi — пригласили хороших певцов из разных стран, включая Алана Вегу (Alan Vega), и записали альбом кавер-версий всяких страшноватых блюзовых песенок из репертуара Скримин Джей Хокинса (Screamin’ Jay Hawkins) и других. Отличная пластинка, просто изумительная.
«Это самый веселый и самый короткий трек с альбома. Я выбрал его по трем причинам. Во-первых, он мне нравится. Во-вторых, там поет горячо любимый мною Мик Коллинз, который в конце 80-х — начале 90-х играл в американской гаражной группе The Gories. Очень недооцененная группа, у них вышло три альбома, все просто фантастические. Потом я обнаружил его следы уже в нулевые годы, а сейчас — на итальянской пластинке. Но главное — третья причина. Песня, которую я хотел предложить вашему вниманию, называется It’s Your Voodoo Working; у меня самого имеется радиопередача под названием StereoVoodoo»
Теперь девушка из Рима, Валентина Фанийуло (Valentina Fanigliulo), известна под пcевдонимом Mushy — размягченная, слякотная. Mushy — самая известная за границей из всех альтернативных итальянских артисток, много гастролирует по обе стороны Атлантики. Она представляет практически в чистом виде стиль dark wave — у нее мрачная, эфирно-атмосферная электронная музыка с загадочным вокалом. Ее первый альбом Analitica Dell’Immaginazione («Анализ воображения») вышел в далеком 2003 году и был еще на итальянском языке.
«В принципе, достаточно однообразная музыка, хотя многим нравится»
Можно заметить, что многие актуальные итальянские артисты поют на несвойственном им английском языке, хотя это не единственный иностранный язык, на котором они поют. Я думаю, что свой родной итальянский в музыке им уже настолько осточертел… После всего Тото Кутуньо, был бы я итальянцем, мне тоже было бы не очень удобно. Поэтому они выбирают и другие языки, не только английский, слава богу.
В Италии есть еще одна отличная группа, называется Ninos Du Brazil («Дети Бразилии»). Это два парня из Рима, электронщики и перформанс-артисты; у них всякая интересная визуалка, представления, театрализация и так далее. Я посмотрел их Facebook, они уже пишут музыку для фильмов. В принципе, они очень интересные ребята, играют бразильскую музыку. Но играют ее не так, как бразильцы. В Бразилии есть хороший стиль батукада, там одни барабанщики бьются насмерть. А Ninos Du Brazil сделали такую электронную батукаду. С одной стороны, очень бразильскую, с другой — клубно-европейскую. Такая электро-батукада, очень, надо сказать, зажигательная музыка.
«У них тоже очень длинные треки, но плясать под них очень хорошо»
Следующая группа — для любителей heavy metal. Группа называется Driving Mrs Satan, из славного Неаполя. Если кто-то не бывал в Неаполе, то хочу заранее предупредить: там нужно внимательно следить за своими карманами и сумками. Более криминального города в своей жизни не встречал. Вот там и проживает это самое трио: Клаудиа (Claudia), голос, Джакомо Педичини (Giacomo Pedicini), бас, и Эрнесто Нобили (Ernesto Nobili), гитара.
«Это кавер-версия известной песни американского коллектива Metallica»
«А это — Slayer»
Эта музыкальная концепция не очень популярная, но аналоги имеются. Есть шведская группа под названием Hell Songs, которая тоже делает фолк-версии всяких металлических и классических рок-хитов. Есть знаменитый французский проект Nouvelle Vague, где тоже девушки в стиле lounge и bossa nova исполняют знаменитые панк-песни. В том же духе работают и эти итальянцы Driving Mrs Satan. Это их первый альбом, очень популярный, называется Popscotch. Очень свеженький.
Я говорил, что в Италии очень много оригинальных голосов. Вот едва ли не самый оригинальный из всех.
Песня называется It’s A Hard World For A Little Things («Этот мир очень тяжел для маленьких созданий»), проект Estasy. Любопытно, что пел мужчина, уроженец города Рима. Зовут его Эмильяно Маджи (Emiliano Maggi). Надо сказать, выглядит он вполне нормально, с бородой. Это вообще хорошая традиция, в Италии в 60–70-е годы была фантастическая прогрессивно-роковая группа под названием Aria, там был солист — грек Деметрио Стратос (Demetrio Stratos), обладатель абсолютно феноменального голоса. За пределами Италии группа была совершенно неизвестна, к сожалению. И вот этот самый Эмильяно Маджи меня заинтересовал — этот голос называется колоратурное сопрано. Как правило, им обладают кировско-михайловские девушки, а в данном случае — бородатый парень. Он так же, как Ninos To Brazil, отчасти музыкант, отчасти художник: устраивает перформансы, к тому же еще и модельер: делает всякие страшные маски и ювелирные изделия, тоже довольно неаппетитные. Маджи выпустил несколько пластинок, но в основном это были кассеты, CDR, то есть он очень подпольный персонаж. Wild Songs — это его первый нормальный альбом, он произвел определенное впечатление на мир музыкального подполья.
Италия — замечательная страна, что тут скажешь. Возможно, лучшая страна, повсюду классно. Есть где-нибудь в Северной Италии отвратная промзона, но в общем и целом по количеству разного кайфа, визуального, гастрономического и музыкального, Италия равных себе не имеет, по крайней мере, в Европе.
Фото из архивов Imagine Club
Под конец — настоящая мужская итальянская музыка в народном духе. Этот человек, Антонио Кастриньяно (Antonio Castrignano), живет в Италии в области Апулия, в городке Саленто. Чтоб вы себе представляли, что такое Апулия, вообразите себе Апеннинский полуостров. Он, естественно, в форме сапога, как все знают. Вот каблук этого сапога — это, собственно, и есть область Апулия. Столица — город Бари, очень живописное место. Там, кстати, покоятся мощи святого Николая Чудотворца. Этот Кастриньяно там проживает, поет песни, играет на бубне — и все у него получается очень темпераментно. И сам парень симпатичный. Последний его альбом называется Fomenta. Стиль, в котором он выступает, — исконный итальянский народный стиль, называется pizzica. Это народный танец, разновидность тарантеллы. Пиццига — это как бы тарантела с пульянским уклоном.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.