Реклама
12 июля 2016

«Дело не в деньгах»: зачем строить бизнес и как делать это удобно

Борис Дьяконов — руководитель банка для предпринимателей «Точка», проекта, перезапущенного командой «Банка24.ру» и ставшего частью финансовой группы «Открытие». В 2014 году Дьяконов получил звание «Банкир года» за то, что «Банк24.ру» не бросил своих клиентов и сотрудников даже под угрозой закрытия. Слоган последней рекламной кампании «Точки»: «Дело не в деньгах».
Как начать свой бизнес, почему важна творческая миссия и всегда ли выгодно верное решение? Борис Дьяконов рассказал «Бумаге» о том, как рождаются яркие проекты и почему деньги — не главное в успешном деле.
1-1-3Фото: Игорь Гром

Кто может стать предпринимателем

Наш клиент — это предприниматель. У него может быть маленький бизнес, состоящий из одного человека. Это может быть тот, кого я называю «вынужденный предприниматель» — человек, регистрирующий ИП просто потому, что так выгоднее; это те, кто сдают квартиры, таксисты и так далее. Но нашими клиентами могут быть и вполне крупные организации с заводами, пароходами и тысячами сотрудников.
Главное, что наш клиент — человек, который старается создать что-то вокруг себя. Это люди-творцы с интересным взглядом на жизнь, люди пробивные. Те, благодаря кому у нас на столе есть еда, благодаря кому мы все одеты.
Люди с драйвом и творцы есть всегда, независимо от системы. И предпринимательство — очень живучая вещь. В советское время, когда за это сажали, люди всё равно что-то мутили: выбивали себе хозрасчет, искали какие-то халтурки, творческие лаборатории. Даже если по ним ездить катком, предприниматели всё равно пробьются, как трава через асфальт. А сейчас всё-таки за предпринимательскую деятельность не сажают.
Понятно, что если бы таких людей было больше, то и рынок был бы больше. Мне кажется, у нас очень много возможностей для роста: потенциальные клиенты еще не знают, как просто можно обслуживаться в банке, не мучаясь при этом с банковскими системами, инфраструктурой и так далее.

Как создать ценный проект

Когда мы наблюдали за собственными перипетиями (в 2014 году ЦБ неожиданно отозвал лицензию у «Банка24.ру», в котором работала нынешняя команда «Точки» — прим. «Бумаги») и за кучей бизнесов, то заметили, что действительно яркие, красивые проекты получаются у тех, кто не думает о том, сколько денег можно вытащить из бизнеса за эту неделю, в этом месяце или квартале. Когда людьми движет нечто большее, чем финансовая выгода, то у проекта появляется потрясающая сила.
Пример не из нашей жизни — компания, которая делает брауни (имеется в виду пекарня Greyston, открытая в 1980-х годах в США — прим. «Бумаги»). Они говорят: «Мы нанимаем людей на работу не для того, чтобы делать брауни. Мы делаем брауни для того, чтобы иметь возможность нанимать людей». Они расположены в достаточно депрессивном американском городке, их миссия — создавать рабочие места.
Имиджевый ролик банка «Точка»: реальные предприниматели рассказывают, зачем занимаются бизнесом
Когда мы думали о рекламной кампании (слоган: «Дело не в деньгах» — прим. «Бумаги»), как раз развивался сюжет с банкротством «Трансаэро». Было потрясающее интервью гендиректора авиакомпании «Сибирь», в котором он говорил, что «Сибирь» готова взять на себя обязательства и купить «Трансаэро» — даже несмотря на то, что там была отозвана лицензия эксплуатанта. Человек прямо говорил, что решение нелогичное с точки зрения бизнеса, но он считал, что так правильно для отрасли, правильно для пассажиров. Это как раз тот порядок вещей, который мы хотели зацепить и вытащить наружу в нашей кампании.
Главное, что мы вынесли из опыта с предыдущим банком: если есть идея и желание сделать что-то хорошо для клиента, то это помогает всплывать даже в тех ситуациях, которые кажутся безвыходными. Есть два абсолютно разных посыла. Представьте сотрудников банка, которые в ответ на всё твердили бы: «А чего вы хотите? Нам нужно денег заработать». Они просыпались бы с этой мыслью и шли с ней на работу. Да, они, наверное, и вправду зарабатывали бы деньги, но не факт, что от этого становилось бы лучше коллегам, клиентам и так далее. Другой подход, когда команда говорит о клиентах и движима тем, чтобы создать что-то для клиентов. В этом много силы.

Что предлагает «Точка»

1-1-7
Предприниматели существуют не для того, чтобы разбираться с банком. Они нужны для того, чтобы делать мир лучше и при этом зарабатывать деньги, так? Наша задача — быть для них банковским сервисом, который будет радовать, вдохновлять и позволит проводить все базовые операции без лишних усилий.
Мы не гоняем клиента в офис, с нами можно взаимодействовать удаленно. Мы делаем всё для того, чтобы и маленький бизнес (даже индивидуальный предприниматель), и компании с тысячами сотрудников чувствовали себя комфортно.
Например, у нас есть простая и удобная услуга, которая называется «Отсканировать счет». Приходят счета: БИК, ИНН, 20-значный номер счета с кучей нулей — и надо не ослепнуть, пока их вбиваешь. Мы сделали возможность загрузить на веб-страничку файл со счетом или сфотографировать его смартфоном — и он тут же распознается, его можно оплатить. Я думаю, так мы сэкономили годы жизни предпринимателей и бухгалтеров. Спустя чуть ли не четыре года после того, как это сделала наша команда, такая функция появилась в мобильном приложении крупнейшего в России банка. Мы рады, что наши клиенты получают что-то сразу, а у других банков — с задержкой в пятилетку. «Точка» свою миссию выполняет.
У нас есть потрясающий marketspace под названием openplatforma.ru, который мы делаем совместно с «Открытием». У тысяч клиентов есть возможность законнектиться друг с другом, выбрать бухгалтера, получить подарки от наших друзей: Google, Microsoft и других.
Есть много красивых решений, которые мы делаем внутри наших систем. Это больше похоже на маленькие улучшения: тут чуть-чуть, там чуть-чуть. Я считаю, что дело не в наборе функций. Все машины ездят одинаково: дело в том, как они собраны.
Мы выбрали имидж, который был за клиента. И иногда «за клиента» — это значит наперекор существующей традиции. Понятно, что молодой аудитории это ближе. Но жизнь так устроена, что те, кто вчера ходил в детский сад, сегодня ходят в школу, а завтра становятся предпринимателями и управляют компаниями. Когда-то бизнесмены были очень узкой прослойкой, но она день ото дня расширяется. Следовательно, растет число наших потенциальных клиентов. Это придает сил.
Узнать подробнее о предложениях «Точки» можно по ссылке.
Бумага
Авторы: Бумага
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.