Петербуржцы с электрокарами: сколько тратят на зарядку, зачем создали свой клуб и почему уже не вернутся «на бензин»

В 2016 году в Петербурге было зарегистрировано 45 «чистых» электрокаров и около 1,5 тысячи автомобилей с гибридным электро-бензиновым двигателем. Для них в городе установлено всего 25 подзарядных станций и работает около десяти специализированных сервисных магазинов.

Зачем покупать электрокар при отсутствии инфраструктуры, как на такие машины реагируют прохожие, для чего нужен клуб владельцев электромобилей и почему, несмотря на все сложности, они не хотят возвращаться к бензиновым автомобилям? «Бумага» поговорила с водителями электрокаров Tesla, Chevrolet и Lada.

Константин Большаков

Tesla за 4 миллиона рублей

— Когда я покупал свой первый электромобиль, все мои друзья, коллеги и соседи посмеивались надо мной. Говорили, что я покупаю себе игрушку и долго на ней не проезжу.

С тех пор я купил три электромобиля: Nissan Leaf за миллион, Chevrolet Volt за 1,3 миллиона и, собственно, Tesla за 4 миллиона. Теперь все друзья, коллеги и соседи уже не крутят пальцем у виска, а нормально к этому относятся, даже хорошо. А я ничего особого не сделал: просто езжу в удобстве и почти бесплатно.

Tesla мне нравится: в ней удобно, она быстрая и выглядит очень футуристично. Хотя, как ни странно, сейчас я больше езжу на самом первом своем электромобиле — Nissan. Для меня он соответствует всей философии электрокара: маленький и юркий.

Полная подзарядка электрокара по ночному тарифу, на станции, которую можно поставить у дома, сейчас обходится примерно в 20–30 рублей. И электромобиль практически не требует обслуживания. На тот же Nissan у меня уходит около 600–1000 рублей в месяц. Это не сравнится с нынешним бензином. Но, конечно, позволить себе купить их могут не все.

С одной стороны, многие детали электрокаров можно было бы сделать дешевле. С другой, электрокар очень быстро окупается и возвращает деньги своему владельцу, когда тот экономит деньги на бензине, обслуживании, сервисе.

Tesla. Фото: Константин Большаков.

Электрокары в основном покупают сейчас молодые заинтересованные в технологиях и нововведениях люди, которые умеют считать деньги. Правда, нельзя точно сказать, что электрокары берут для экономии. Их берут из-за удобства, а экономия идет приятным бонусом.

Электрокар — это немного футуристика. На каком бы из своих я ни ехал, каждый день люди подходят и расспрашивают об их устройстве, о том, каково на них ездить. Когда едешь на Tesla, и вовсе могут попросить опустить стекло и о чем-то рассказать.

Мне кажется, что у электрокаров проблем нет, есть проблемы в головах у людей. Многие не хотят разбираться в чем-то для своего же удобства, не хотят помочь сделать имеющуюся структуру лучше. Большинство просто хочет прийти на всё готовое. Так нельзя, потому что все-таки электрокарам нужно продвижение. И нужно его обеспечивать, хотя бы не создавая вокруг них ложных стереотипов.

Вот, например, самый известный электрокар Tesla. Когда речь заходит об электромобилях, все только о ней и говорят. И мне не кажется, что такая популярность — это здорово. Это хороший автомобиль бизнес-класса. Но, на самом деле, есть много других хороших и более доступных электрокаров. И об этом нужно знать.

Алексей Трофимов

ElLada Kalina за 450 тысяч рублей

— Идея купить электромобиль пришла после того, как я стал заниматься электроникой и, соответственно, изучил данную тему. Разобравшись, сразу понял, что за электромобилями будущее. Теперь у меня два электрокара, а сам я стал продавать для них подзарядки.

Когда осенью 2015 года я брал свой первый электрокар, мне пришлось ехать за ним в Московскую область, потому что в Петербурге еще ничего не продавалось. Но уже тогда я знал, что это не напрасно. Купил и до сих пор доволен: тихо, комфортно, полезно.

Мне нравится «Лада» — и это не та, о которой все шутят. Моя «Лада» считается экспериментальным образцом для производителя: года четыре назад ее выпустили в Тольятти партией всего в 100 штук. И сейчас их только выставляют, не производят.

Подобное происходит с большинством российских производителей. Собирают пару штук и потом показывают по всей России. Сейчас, если хочешь чистый электромобиль, зачастую необходимо покупать его за границей. Но всё же произведенные у нас электрокары не уступают зарубежным. А по цене так вообще превосходят.

Nissan Leaf (слева) и Chevrolet Volt (справа). Фото: Константин Большаков.

Вообще, как мне кажется, любой электрокар — это обычная машина, у которой есть такие же проблемы с российскими дорогами, которая может сломаться. Но у электрической машины есть один нюанс: она экологичнее, тише, а по динамике движения ее можно сравнить только с авто, цена которых выше раза в два. Такой маленький нюанс.

Мои расходы в год на две электрические машины, например, — 12 тысяч рублей. И это при каждодневной зарядке. Необходимости дополнительного обслуживания для электрокаров практически нет. Расходы идут только за электричество. Единственный видимый минус для них сейчас — отсутствие в России подходящей инфраструктуры.

Так, в Петербурге мне известно лишь о нескольких подзарядных станциях. Одиннадцать из них мы открыли сами. А в той же Москве, например, уже с 2012 года начинали для удобства отстраивать подзарядные станции. И это я уже не говорю о том, как дела обстоят в регионах.

Но даже при всем это я не чувствую в нашем городе больших проблем с подзарядкой, как это было раньше. Есть проблемы, только если необходимо выехать за город. В таком далеке практически невозможно найти станции, и в некоторых случаях ты просто можешь не доехать до своей цели.

Зато к электрокарам все хорошо относятся. Так, своим примером я уже пересадил на гибридные электрокары (они дешевле) нескольких друзей и родственников.

Виталий Попов

Chevrolet Volt за 1,2 миллиона рублей

— Я верю, что любой электрокар по качеству гораздо выше, чем бензиновый автомобиль. Вот возьмем мы любой бензиновый двигатель: ему нужно менять масло, заправлять его, чинить. В электромобиле всего этого нет.

Об инфраструктуре уже чего только не сказано, остались только слухи. Привыкнув, нет проблем ни в одной части света. Спасает интернет. Когда я еще ездил на Tesla, добирался до Ростова, просматривая в специальном приложении, где поблизости также есть владельцы Tesla, которые могут подзарядить.

Зато благодаря такой особенности электрокаров среди их владельцев собирается крепкое содружество людей. И зачастую все готовы помочь: мне помогали, когда я был в Новгороде и когда был в Твери. Думаю, в каждом городе найдется человек, готовый помочь.

Chevrolet Volt. Фото: Виталий Попов.

В Петербурге есть даже клуб владельцев электрокаров. Каждый чем-то да помогает друг другу. Многие из них, кстати, это «люди в теме», занимающиеся продажами зарядных станций, предоставляющие сервис, продающие сами электрокары. Все пытаются поддерживать индустрию, чтобы прогресс не прекращался. Недавно мы обсуждали заблуждения в отношении электрокаров, например.

Сейчас очень многие заблуждаются в том, что в электрокарах очень быстро умирают батареи. Будучи уже год как на машине, могу сказать, что батареи — одни из самых живучих элементов машины: каждый день я проезжаю по 80 километров от дома до работы, и заряда хватает для поездки туда-сюда.

Не знаю, как появилась эта байка, что батарейки умирают. Вокруг электромобилей вообще много слухов, которые, видимо, распространяют ничего не понимающие люди.

Помню, когда-то говорили, что электромобили медленные. Nissan Leaf, например, на старте спокойно может выдать до 150 километров в час и сделать любой автомобиль с 2,5 литрами двигателя.

Подобные заблуждения, как мне кажется, и снизили продажи электрокаров в России. А машины хорошие: на моей памяти никто из знакомых, купив однажды электромобиль, не возвращались на бензин.

Я, например, тоже уже не представляю, что когда-то к нему вернусь. Электрокары сейчас — это еще и удобство, бешеный крутящий момент (динамика движения машины — прим. «Бумаги»), тишина. Это маленькие приятные бонусы, от которых не хочется отказываться. Кто в эту тему влезает, редко может вернуться.

Фото на обложке: Константин Большаков

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.