В рамках программы биеннале современного искусства Manifesta 10 японский участник Тацу Ниси построил в Эрмитаже масштабную инсталляцию «Я только хочу, чтобы вы меня любили». Знаменитый во всем мире художник обычно выстраивает вокруг знаменитых памятников в центре густо населенных городов комнаты с современной мебелью. Так было с ангелом на шпиле собора в Базеле и памятником Колумбу в Нью-Йорке. На биеннале в Петербурге Тацу Ниси построил вокруг люстры из интерьеров дворца «русский дом» — типичную отечественную хрущевку с ковром на стене, ламповым телевизором и энциклопедией по садоводству на трельяже.
Художник рассказал «Бумаге», какие инсталляции в городе ему запретили делать, что в ближайшие пару лет он собирается построить в Петербурге и как администрация музея мешала, а смотрительницы — помогали ему работать.
Тацу Ниси
Художник
— Я сам знаю о Петербурге совсем немного. Немного больше мне известно из отзывов друзей. И с их слов мне становится понятно, что в городе проводится мало выставок современного искусства. Конечно, есть смысл знакомиться с теми работами, которые представлены в Эрмитаже, но городу стоит увеличить количество современных выставок.
Из-за того, что русские в целом не очень хорошо знакомы с современным искусством, они часто относятся к нему излишне критично, а часто и слишком серьезно, то есть стараются его обдумать и понять. В то время как многие объекты искусства требуют только того, чтобы на них посмотрели и посмеялись, — не нужно глубоко вдумываться, что они выражают.
Из-за того, что русские в целом не очень хорошо знакомы с современным искусством, они часто относятся к нему излишне критично, а часто и слишком серьезно, то есть стараются его обдумать и понять
Но несмотря на некоторое незнание, русские люди очень тепло приняли мою инсталляцию. В Эрмитаже, дворце, где жили очень богатые люди, где все пропитано деньгами и роскошью и полно очень дорогих экспонатов, мне хотелось сделать очень контрастную работу. Я хотел показать, что есть роскошные интерьеры для богатых, а есть жилье простых людей. В большинстве случаев я создаю современные интерьеры, но в данном случае моя работа на биеннале — это результат того, что я узнал от самих петербуржцев об их домах.
В итоге у меня получилась средняя жилая комната где-то в провинции. Стены для нее настоящие — я привез их из дома в Ленинградской области, который шел под снос. Некоторые вещи для инсталляции смотрительницы принесли из своих домов, они вообще с большим теплом отнеслись к моей работе. То есть все, что используется в моей инсталляции, — это реально существующие в наше время предметы.
Когда меня только пригласили участвовать в Manifesta 10, речь шла о том, что я построю инсталляцию на улице, как это обычно делаю. Сначала я хотел разместить работу на Дворцовой площади, вокруг Александрийского столпа. Но такой вариант оказалось невозможно согласовать с городской администрацией.
У меня была другая идея — построить объект у статуи Александра III перед Мраморным дворцом. Я думал сделать там инсталляцию-отель, как обычно. Но и этот объект, к сожалению, не получилось построить. Хотя я и не оставляю намерения довести его до конца, мы даже нашли спонсора, ведь такая работа дорого стоит. Как только городские власти позволят мне приступить к работе, я сразу же это сделаю, — может, это произойдет через четыре года, а может, и через год-два.
Когда меня только пригласили участвовать в Manifesta 10, речь шла о том, что я построю инсталляцию на улице, как это обычно делаю
И вот из-за того, что обе мои первоначальные идеи не удалось воплотить, получилось, что я выставляюсь в музее. И даже в Эрмитаже у нас до последнего были трудности с согласованиями и разрешениями со стороны музея. Это был очень тяжелый путь.
Вообще, Эрмитаж — подавляюще консервативный музей. Правда, как мне кажется, у них и нет выбора: ведь это действительно дорогой музей с очень дорогими произведениями искусства. Но все же он слишком консервативен. Мне кажется, что русским людям нужно давать как можно больше возможностей знакомиться с современным искусством.