11 июня 2013

Уехать, чтобы учиться: образование в Швеции

Швеция не столь популярна у российских студентов, как, например, США, Великобритания или Франция. Однако качество ее образования ничем не уступает мировым стандартам, а выбор магистерских программ в технических и гуманитарных университетах гораздо шире. «Бумага» узнала, почему шведское образование стало платным, как иностранцу получить достойную стипендию и какие перспективы открываются перед выпускниками местных вузов.

Иллюстрация: Катерина Чуракова / «Бумага»
Заместитель генерального консула Швеции Кристина Юханнессон рассказала о наиболее востребованных программах у российских студентов, престижных университетах, а также объяснила, как государство пытается модернизировать систему образования и что делает маленькую страну привлекательной для иностранных студентов.

Система образования и востребованные специальности

Система образования в Швеции предполагает девять лет начального обучения в школе, затем три года гимназии и только после этого — поступление в университет. Система высшего образования за последние годы претерпела множество перемен. Университеты стараются приспосабливаться к болонской многоуровневой системе образования. Что касается, например, гуманитарных наук, то студент имеет возможность выбрать себе курс на полгода или на год, завершив который, он ищет следующий и продолжает учиться. Такая система дает много свободы: человек может год поучиться на историческом факультете, потом изменить направление и выбрать, допустим, психологию. Многие критики говорят, что это превращает учебу студентов-гуманитариев в вечный процесс, — в то время как программы естественных наук четко регламентированы и длятся три с половиной или четыре года. К наиболее престижным университетам исторически относили три заведения — Лундский (71 место в мировом рейтинге QS), Уппсальский (81 место) и Королевский технологический институт (142 место). Конечно, мы обращаем большое внимание на международные рейтинги, хотя иногда не совсем согласны с тем, что первые двадцать позиций занимают университеты одной страны — США.
Фото: Анастасия Авдеева / «Бумага»
Согласно шведским рейтингам VHS лучшими были признаны пять учреждений: Каролинский институт, Стокгольмская школа экономики, Шведский университет сельскохозяйственных наук, Королевский технологический институт, Уппсальский университет. Наиболее популярными направлениями в Швеции считаются юриспруденция, социология, психология, врачебное дело. Среди российских студентов больше востребованы естественные науки и технические специальности. Лет двадцать назад государство приняло решение, что высшее образование должно быть представлено во всех регионах, поэтому открылось большое количество новых, так называемых молодых вузов. Многие вузы преуспевают, потому что вовремя налаживают связь с промышленностью и местными компаниями, которые могут представить место для практики и стажировки. Огромное финансирование получают естественные науки, это традиционно было так. А сейчас еще проводятся специальные кампании для привлечения студентов к техническим и естественным наукам, поскольку в течение многих лет в Швеции острый дефицит специалистов этих областей. Молодежь по всей Европе, как впрочем и в России, идет в экономику, юриспруденцию. Сегодня перспектива стать инженером не очень привлекательна, поэтому университеты всячески пытаются создать интересные программы и наладить сотрудничество с компаниями, чтобы у студентов была реальная возможность проходить практику и устраиваться на работу.

Подготовка к учебе в Швеции

Практически все программы бакалавра на шведском языке, поэтому речь идет о программах магистра и докторских, большинство из которых на английском. Подробная информация на русском языке содержится на сайте Sweden.se, через который проходит весь поток документов. Абитуриент создает аккаунт и выбирает программы, которые наиболее ему интересны, — можно выбрать только четыре магистерских программы — и следит за обработкой документов. Оригиналы отправляются в Швецию, в единую организацию University Admissions, там же студент получает сообщение о поступлении. Большинство магистерских программ на английском языке, даже для шведов, поэтому уровень знания необходимо подтвердить сертификатом. Средний уровень TOEFL — 90 баллов.

Стипендии и расходы студента

Несколько лет назад образование в Швеции стало платным для иностранцев. Это было связано с необходимостью адаптироваться к образовательной структуре Евросоюза, в большинстве стран которого введена плата за обучение для студентов из стран, не входящих в союз. Нельзя сказать, что этот процесс прошел гладко: многие выступали против, говоря, что Швеция — маленькая страна, которая не славится на весь мир как образовательный центр, и количество студентов может значительно сократиться из-за введения платы. Но закон был принят. В качестве компенсации правительство учредило несколько стипендиальных программ для иностранцев.

Расходы студента для подготовки к учебе в Швеции

Плата за учебу в шведском университете

80 000–140 000 крон за год

Членский взнос в студенческий союз 50–350 крон
Необходимый баланс на счету в банке 7300 крон
Регистрационный взнос в вуз 900 крон
Расходы на книги 750 крон
Есть два вида финансовой поддержки. Во-первых, сам университет может предоставить студенту помощь: часто у вузов есть свои стипендиальные программы, которые покрывают часть расходов на обучение, иногда и всю стоимость, но не проживание. Второй вариант — стипендия для магистров и аспирантов Visby от организации Шведский институт. Это государственное учреждение, занимающееся распространением информации о Швеции в мире. Эта стипендия покрывает расходы на обучение, а помимо этого, студенту ежемесячно выплачивается 9000 крон. Стипендия рассчитана на пять стран: Россию, Украину, Белоруссию, Грузию и Молдавию. Ежегодно выдается около 500 стипендий. В этом году стипендию получили 15 российских студентов-магистров и 9 соискателей — на докторские и исследовательские программы.

Расходы студента на проживание в Швеции

Жилье 3200 крон
Еда 2000 крон
Одежда 50 евро
Интернет, телефон 300 крон
Страховка 250 крон
Развлечения, спорт 750 крон
По последним данным, количество студентов не сильно уменьшилось, а вот поток студентов из дальних стран — Китая, Индии, Пакистана — сильно сократился. Например, в 2009 году в Швеции училось 512 российских студентов, в 2013 — 653, а в последний год уехало 587. Пока стипендии распределяются равномерно, нет определенных приоритетных направлений. Если соискатель смог сформулировать и написать заявку, у него есть четкие цели, то он пройдет. Но по статистике, больше российских студентов попадает на технические направления. Швеция, как и любая страна, которая не числится среди известных образовательных центров, но которая все же хочет привлекать иностранных студентов, должна очень хорошо подумать и разработать несколько доступных программ. Важны условия приема. Необходимо также, чтобы иностранные студенты проходили практику в местных компаниях. Над этим шведским вузам стоит еще работать.

История Марии Крючек, выпускницы Политехнического университета

Училась в Гетеборгском университете.

Направление: международные исследования.

Фото: Анна Рассадина / «Бумага»

Мы занимались такими глобальными проблемами, как выращивание риса в Индонезии, в российских реалиях этого не существует и фраза «Я буду спасать мир от голода» звучит смешно

Об образовании здесь и там

Я училась в Петербургском политехническом университете на факультете международных образовательных программ. В качестве специализированного направления выбрала Северную Европу и стала учить шведский язык. Фактически, самое ценное, что я вынесла из университета, — это знание языка и любовь к Швеции. Я училась в Гетеборгсксом университете на факультете Global studies, который занимается масштабными социальными исследованиями. Вообще, в Швеции очень много хороших университетов, причем качество образования не зависит от того, в каком городе ты находишься. Все города специализируются на своей области: моя тема наиболее глубоко изучалась в Гетеборгском университете, а, например, в Стокгольме очень сильна экономика. Там находится Высшая школа экономики и юриспруденции, в столице также находится крупнейший в Скандинавии госпиталь Karolinska при Каролинском университете, где готовят очень хороших медиков. У меня была двухлетняя программа, присутствовать на лекциях нужно было весь первый год и два месяца второго года. Остальное время отводилось на практику и написание диплома, чем я сейчас и занимаюсь. Система отличается от нашей: мы изучаем одновременно несколько предметов, а затем сдаем экзамены — там же один курс тянется два месяца, в течение которых студент ничем другим не занимается, а затем сдает итоговую работу. На подготовку диплома выделяется три года. Из-за такой свободной системы я пока что его не завершила.

О стипендиях и жилье

В Швеции хорошая стипендиальная система для русских. Например, доступные стипендии обеспечивает Шведский институт. Я помню, что шведы очень часто меняли условия получения стипендий: в один год заявки могли подать студенты всех специальностей, а в год моего поступления они ввели ограничения, выбрав приоритетные направления — информационные технологии, европейские отношения и еще несколько программ, по которым выдавались стипендии. Хотя моя специальность не вошла в этот список и я не получила финансирование, зато сам университет выдал единовременную стипендию в 17 тысяч крон — при очень скромных расходах этого бюджета должно хватить на три-четыре месяца. Стипендия это довольно странная: чтобы подать на нее заявку, не нужно было предоставлять никаких работ. Любой иностранный студент может ее получить, но общая сумма варьируется от раза к разу — ты можешь получить и 100 крон, и 20 тысяч крон. Для студентов существует очень много источников финансирования и поддержки, если внимательно следить за обновлениями на сайте вуза, можно получить несколько различных стипендий: деньги, к примеру, выдаются за курсовые работы, на исследовательские проекты или организацию семинара. Жила я во время учебы в квартире со своими подругами, она находилась в центре и стоила около семи тысяч крон. Однокомнатная квартира в самом престижном районе Гетеборга обходится в пять тысяч, около 500 евро.

О практической пользе обучения

К сожалению, специальности, на которой я училась, в России не существует. Мы занимались такими глобальными проблемами, как выращивание риса в Индонезии, в российских реалиях этого не существует и фраза «Я буду спасать мир от голода» звучит смешно. У шведов есть четкое понимание механизмов и программ, которые действительно работают. В Швеции есть Агентство по содействию международного развития SIDA. В России это совсем не актуально. Сейчас я собираюсь писать диплом на тему «Планирование бюджета города с учетом гендерной разницы». Правда, эта тема также не развита в России. Пока не знаю, как мне образование поможет в карьере в России.

История Григория Кошмака, выпускника Политехнического университета

Учился в Университете Оребро.

Направление: робототехника.

Здесь все устроено довольно капиталистически. Университет отталкивается от рынка: они понимают, какие специальности наиболее приоритетны, и создают под них специальные программы

О запросах рынка на образование

Мой университет известен робототехнической лабораторией, на базе которой была создана моя магистерская программа. Это обычный средний университет Швеции. Существует сильная университетская база в Уппсале, очень серьезный университет в Лунде и несколько в Стокгольме и Гетеборге. Остальные находятся на одном, довольно среднем, уровне, но пытаются дотянутся до лидеров образовательного рынка. Я думаю, самое примечательное в моем университете, что здесь учился Свен-Еран Эрикссон, который возглавлял сборную Англии. Если говорить статистически, то моя специальность достаточно востребована: большинство моих однокурсников без проблем нашли себе рабочие места или уехали за границу, в аспирантуру, продолжать заниматься наукой. Государство выделяет большие дотации на образование. Здесь все устроено довольно капиталистически. Университет отталкивается от рынка: они понимают, какие специальности наиболее приоритетны, и создают под них специальные программы. Допустим, сейчас очень популярна специальность гражданского инженера и во многих вузах появилась такая программа. Нет запроса государства, есть запросы рынка, на которые откликается каждый вуз.

Об инвестициях государства и бизнеса в вузы

Я оканчивал магистратуру и работал над своим исследованием, посвященным дистанционному измерению физиологических параметров на базе Android: мы брали сенсоры, которые находились на пациенте, соединяли их с телефоном, проводили минимальный анализ и посылали сигнал доктору для оценки состояния. Это было нужно для того, чтобы не возить человека в больницу, но иметь возможность в то же время проверять его состояние. Под этот проект, который я начал делать как аспирант, были выделены деньги из инвесторской компании, в этом также довольно активно участвует Европейский союз. В аспирантуре тебе платят уже зарплату. В каждом университете есть фиксированная ставка, возможно, она варьируется в зависимости от вуза, но разброс незначительный. Стандартная сумма составляет около 20 тысяч крон. Я получаю эти деньги от университета, а он, в свою очередь, от инвесторов, которые спонсируют конкретный проект. Что буду делать дальше — это сложный вопрос. Я пришел к выводу, что не место важно, а ты в этом месте. И если я вернусь в Россию, то ничего не потеряю. Однако я все время задаю себе вопрос: что я буду делать, приехав домой? Будет ли моя область исследований так же востребована, как в Швеции? Совершенно точно, что мне придется идти по головам, находить дядю, папу, свата, брата, чтобы попасть в нужное место, в нужное время. В Швеции гораздо проще. Почему — не знаю, этим вопросом я задаюсь на протяжении всех лет, что здесь живу. И постепенно это становится для меня риторическим вопросом. Если в Швеции ты сталкиваешься с какой-то проблемой, которая в принципе не должна была возникнуть, то есть миллион возможностей обратить внимание инстанций на это и в конечном счете ее устранить.

Об отношении к учебе

Если говорить об отношениях между студентами и преподавателями, то здесь более расслабленная атмосфера. Если студенты приходят учиться, то это не потому, что им грозит армия и надо во что бы то ни стало отсидеть все четыре года, быстренько свалить на заранее подготовленное место в каком-то уютном офисе. В Швеции люди приходят в университеты, чтобы учиться. Это ребята 20–23 лет, которые посмотрели мир, поработали на разных позициях и определили для себя, чем они хотят заниматься. Они целенаправленно поступили в вуз, чтобы получить необходимые знания. Отсюда и совершенно иной подход: профессор, который ведет семинары, воспринимается не как зануда, читающий скучную лекцию, а как эксперт, который дает тебе полезную информацию. Здесь нет зачетных недель, никто ничего не заставляет делать и из-под палки не гонит сдавать долги. Если не успел, сдашь потом — твои проблемы. Но некоторые этой свободой пользуются и учатся по два или по три года, хотя на программу был отведен лишь один.

История Юнны Мальцевой, выпускницы исторического факультета

Училась в Шведском сельскохозяйственном институте.

Направление: водные ресурсы.

Перед защитой диплома я проходила практику в областной администрации острова Готланд: смотрела, как устроена работа в администрации, и думала, что этот опыт поможет мне в России. К сожалению, моя задумка не осуществилась

О демократии в образовательном процессе

В Петербурге я училась на кафедре исторического регионоведения — это довольно новая и прогрессивная кафедра. Я изучала взаимоотношения России и Швеции в начале XIX века. Когда касаются Смутного времени, в основном говорят о том, что происходило в Москве. А на Северо-Западе тоже было много событий, связанных с русско-шведскими отношениями. Я начала исследовать эту тему, но на втором курсе поняла, что было бы здорово посмотреть на шведскую историографию, для чего необходимо было знать язык. И в 2007 году я поехала в Лундский университет изучать шведский и искать необходимую литературу. Второй раз я поехала в Швецию, когда поступила в магистратуру Шведского хозяйственного института в Уппсале на программу «Менеджмент и коммуникация в сфере окружающей среды». С первых занятий бросилось в глаза, что учебный процесс совершенно по-другому построен. Все говорят о шведской демократии — за свободу, за взаимное уважение прав. То же самое и в университете — много свобод и демократии в рамках отдельно взятой группы. В Швеции ты вообще ничего не учишь, все экзамены были письменные: нам давали список вопросов на дом и к определенному сроку мы приносили готовые работы на проверку. По большому счету, что я буду делать, чтобы ответить на эти вопросы, решать мне. Русскому студенту поначалу кажется, что это халява.

О студентах и работе в команде

Мы писали наши дипломы вдвоем, а иногда и втроем. Могу предположить, что такая система дает возможность не только исследовать тему, которую ты взял, но и помогает научиться работать в коллективе. Вообще, отличительная черта образования за рубежом — в том, что большая часть работы происходит в группе. Ведь в жизни проекты в одиночку не делаются, какие бы они ни были. При такой плотной совместной работе вставал вопрос о коммуникации: как построить работу, чтобы найти компромисс? Я работала в паре с девочкой-шведкой. По моим наблюдениям, шведы очень мягкие, тактичные, но требовательные. В диалоге они никогда не скажут: «Я считаю так», у нас это считается нормальным, а для них слишком резко. Они будут очень обходительно и тактично подбираться к теме: «А как вы считаете, возможно, было бы лучше, если бы мы посмотрели на это с другой стороны». И в работе над дипломом никогда не было ультиматумов или каких-то резких требований, все решалось мирно и очень вежливо. Но это вовсе не значит, что к ним можно было сесть на шею и диктовать свое. За этой мягкостью есть стержень, который им помогает отстаивать свое мнение. Поскольку я тоже не люблю выходить за рамки дедлайнов, то нам это помогало быть дисциплинированными.

О практике в Швеции и работе в России

Я писала диплом на тему «Влияние общественности на формирование политики по водным ресурсам», в частности, речь шла о Водной рамочной европейской директиве. Мне хотелось писать работу по нашей общей Балтике: как на нее влияет Россия, как на нее влияют европейские страны и как мы можем сотрудничать? Сложность в том, что законодательство разнится: например, рамочная директива действует на национальном уровне и в пределах Евросоюза, а тут еще появляется Россия, которая не входит туда, и эта директива для нее не является обязательной, но при этом отношения нужно регулировать. Перед защитой диплома я проходила практику в областной администрации острова Готланд: смотрела, как устроена работа в администрации, и думала, что этот опыт поможет мне в России. К сожалению, моя задумка не осуществилась. Вернувшись домой, я начала штудировать министерство природных ресурсов, а потом сунулась в одну из госконтор и подумала: «Ой, а что это за две большие разницы?». Там мне откровенно и честно объяснили, что с моими языками, прекрасным образованием и опытом я буду работать у них строго по регламенту, то есть перебирать бумажки и отправлять их в Москву. Видимо, у меня не хватило достаточно сил и воли бороться с бюрократией, и я пошла в некоммерческую организацию «Друзья Балтики», где работала около полутора лет. И там было действительно интересно работать. Организация имеет несколько международных проектов, там я смогла применить те знания, которые получила в Швеции, — и написание проектной заявки, и разработка самого проекта, и проведение международных конференций. Работа на такую организацию, конечно, меня воодушевила. Хотя, признаюсь, был большой соблазн остаться в Швеции.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.