28 января 2013

Уехать, чтобы учиться: образование в Германии

В прошлом году более 12 000 российских студентов уехали на учебу в Германию. По статистике, именно в этой стране на жителей приходится больше всего университетов. Сотрудники петербургского центра «Германской службы академических обменов» рассказали «Бумаге», как выбрать образовательную программу и вуз, а стипендиаты DAAD — доктор технических наук, инженер лаборатории пищевой химии и студентка-филолог — поделились впечатлениями от учебы и полученного опыта.

Иллюстрация: Татьяна Тулупенко / «Бумага»
Германская служба университетских обменов — это общественная организация, которая была создана по инициативе университетов Германии. Задача DAAD в сравнении с любым международным отделом любого университета шире — организация объединяет и поддерживает более 230 немецких вузов и одновременно распределяет стипендии и для немецких, и для иностранных студентов. В России представительство «Германской службы академических обменов» открылось в 1993 году в Москве. В 2000-х годах появилось два информационных центра — в Новосибирске и Петербурге. В скором времени появится третий офис в Казани. Петербургский информационный центр был организован при РГПУ имени Герцена. Задачи центров и представительств схожи — сотрудники консультируют по вопросам стипендиальных программ, проводят тестирование на знание языка и организуют образовательные выставки, презентации в вузах и встречи с немецкими лекторами, естественно, на бесплатной основе.
Фото: Анастасия Авдеева / «Бумага»
В Петербурге со студентами и учеными, которые собираются подавать на стипендии DAAD, работают доктор Михаэль Кляйнеберг, Ирина Ситникова и Екатерина Белозерова. Они рассказали о том, как оформлять заявку, рассчитывать бюджет поездки и, вообще, провести время с пользой.

Востребованные специальности

Конъюнктура на данный момент во всем мире одинакова. Наиболее востребованными направлениями на рынке труда остаются IT-технологии, химия, физика, медицина, инженерия. Согласно нашему опыту, наиболее часто российские студенты хотят изучать в Германии экономические и инженерные специальности, медицину, графический дизайн, фотографию. Конечно, однозначного совета, что лучше изучать в Германии, дать нельзя: во-первых, безусловно, необходимо исходить из собственных предпочтений в сочетании со способностями, а во-вторых, в Германии свыше 350 вузов, которые предлагают качественное образование по всем направлениям. С 2005 года был дан старт проекту «Инициатива совершенства» (Exzellenzinitiative). В результате целого комплекса отборочных процедур, исходя из разных критериев, были отобраны «элитарные» вузы Германии.
Десять лучших вузов Германии на 2012 год
Что касается рейтинга, то искать подходящий вуз стоит, исходя из специальности, а не опираясь на популярность вуза в целом. Для этого ежегодно составляются компетентные рейтинги, которые учитывают различные факторы. Такие, как профессорско-преподавательский состав, оснащение лабораторий — например, рейтинг Zeit или DAAD. Подготовка к учебе в Германии Для поступления в немецкие вузы после получения степени бакалавра или магистра экзамены сдавать не нужно. Поступление проходит на основе изучения пакета документов, в который входят дипломы о предыдущем образовании, отражающие академическую успеваемость соискателя учебного места. Как правило, заявка включает в себя следующие документы: — заполненный формуляр заявления (скачивается с сайта вуза); — заверенную копию аттестата зрелости и заверенный перевод аттестата зрелости на немецкий язык; — справку о знании немецкого языка (оригинал или заверенную копию); — выписку из зачетки, переведенную на немецкий язык. Исключения составляют творческие вузы, которые предусматривают прохождение творческого конкурса. Медикам иногда также требуется сдать специальный тест. Если речь идет о первом высшем образовании, то ситуация сложнее: система среднего образования в России охватывает 11 лет, а в Германии 12–13 лет, поэтому российский аттестат зрелости не дает прямого доступа в немецкий вуз. Необходимо получить «Право на допуск к обучению в вузе» — Hochschulzugangsberechtigung. За этим длинным немецким словом кроется очень простая вещь: свидетельство об окончании средней школы, которое позволяет получить высшее образование. В Германии это общий аттестат зрелости (allgemeine Hochschulreife или Abitur) или специальный аттестат зрелости, дающий право на поступление в университеты прикладных наук (Fachhochschulreife). Аттестат можно получить, поступив в российский вуз (государственный или аккредитованный частный) на ту специальность, которую в дальнейшем планируете изучать в Германии, или в колледж предвузовской подготовки (Studienkolleg) в Германии. Обычный российский аттестат зрелости дает прямой допуск в немецкий вуз после двух лет дневного обучения в российском вузе или после одного года обучения в российском вузе и одного года обучения в колледже предвузовской подготовки (Studienkolleg) в Германии. Российский аттестат зрелости с отличием (медалью) или аттестат об окончании школы с углубленным изучением немецкого языка (DSD-Schule) дает прямой допуск в немецкий вуз после одного года обучения в колледже предвузовской подготовки (Studienkolleg) в Германии без предварительного обучения в российском вузе или после двух лет дневного обучения в российском вузе. Кстати, на творческие специальности особо одаренных иногда принимают и без права на допуск к обучению в вузе. Но им нужно представить образцы своих работ или пройти тестирование. В данный момент требования к иностранным абитуриентам у немецких вузов очень разные, поэтому необходимо заранее проконсультироваться в международном отделе — Akademisches Auslandsamt — выбранного вами вуза. Стипендии и расходы студента Обучение почти во всех колледжах бесплатное. Но студенты должны платить обязательный для всех семестровый взнос (Semesterbeitrag) — от 50 до 250 €. Благодаря этому взносу студенты могут за умеренную плату пользоваться такими социальными благами, как студенческие столовые, общежития и проездные билеты. С 2005 года в некоторых федеральных землях Германии взимается плата за обучение в государственных вузах (Studiengebühren, Studienbeiträge) — максимум 500 € в семестр. В некоторых федеральных землях вузы взимают со студентов административный взнос (Verwaltungskostenbeitrag) в размере 40–50 € за обработку документов. Подготовка к отправке документов потребует определенных расходов. В первую очередь это оформление переводов и заверение копий. Если необходимо сдавать тесты на знание языка, то нужно учитывать, что эта услуга платная. Тест TOFEL стоит 185 $, тест TestDaF — 5800 рублей. Затем необходимо отправить документы в Германию. Сделать это можно различными способами: Почта России, WESTPOST, FedEx, DHL. В зависимости от перевозчика затраты разные. Некоторые вузы сотрудничают с организацией uni-assist, которая принимает и обрабатывает документы вместо вуза. Можно подать заявку сразу в несколько вузов, предоставив в uni-assist всего один комплект документов, сэкономив время. Обработка заявки в первый вуз стоит 68 €, в каждый последующий 15 €.

Расходы студента на подготовку к учебе в Германии

Прохождение теста на знание языка TestDaF около 150 евро
Семестровый взнос от 50 до 250 евро
Административный взнос 40–50 евро
Плата за обучение 500 евро/семестр
Обработка документов в вуз 68 евро
Одна из возможностей профинансировать свое обучение и проживание в Германии — стать стипендиатом DAAD. Существуют и другие организации, которые оказывают финансовую поддержку иностранным студентам посредством частичной или полной стипендии: например, funding-guide.de, stipendienlotse.de и stiftungsindex.de. Однако возможности получения полной стипендии для первого высшего образования ограничены. Студенты, не получающие стипендию, могут пополнить свой бюджет при помощи подработки — Nebenjob, Nebentätigkeit. Подработкой называется трудовая деятельность, для которой не требуется разрешения Отдела по вопросам труда (Arbeitsamt) и Ведомства по делам иностранцев (Ausländerbehörde). Однако для любой официальной трудовой деятельности необходимо взять налоговую карту зарплаты (Lohnsteuerkarte), которая выдается по месту регистрации проживания (Einwohnermeldeamt). Как граждане страны, не входящей в Евросоюз, россияне, приезжающие в Германию для обучения или проведения научных исследований, могут работать в течение 140 полных дней или 280 неполных дней. Неполным считается рабочий день, не превышающий 4 часов. Занятость в качестве научного или студенческого ассистента (studentische Hilfskraft) может превышать вышеуказанный лимит. Имеется в виду подработка на территории университета в качестве секретаря, лаборанта, библиотекаря.

Расходы студента на проживание в Германии

Жилье 260 евро
Еда 150 евро
Одежда 50 евро
Интернет, телефон 40 евро
Страховка около 80 евро
Рабочие материалы 120 евро
Развлечения, спорт 60 евро
У студентов есть несколько вариантов размещения. Общежитие (Wohnheim) — самый экономичный вариант. Но количество мест в студенческих общежитиях ограничено. Иностранцам, как правило, стараются идти навстречу, но ожидание свободного места может длиться достаточно долго. За умеренную плату студент получает небольшую отдельную комнату с необходимым набором мебели. Распределением мест в общежитии занимается в большинстве случаев Студенческий социальный отдел (Studentenwerk). Второй вариант — студенческая коммуна (Wohngemeinschft, WG), распространенная форма добровольной «коммуналки», когда одну большую квартиру снимает несколько человек. У каждого своя отдельная комната, а кухня и ванная с туалетом находятся в общем пользовании. Информация о местах в WG обычно можно найти в студенческих или обычных газетах под рубрикой «Untermiete und WG’s », а также на университетских сайтах и досках объявлений. Наиболее дорогой вариант проживания — отдельная квартира. Плата за однокомнатную квартиру может варьироваться в зависимости от города и федеральной земли. В среднем она составляет минимум 300 € в месяц. Найти жилье в Германии можно на специальных досках объявлений в вузах (schwarzes Brett) или при помощи интернет-ресурсов: studentenwerke.de, wg-gesucht.de и studenten-wohnung.de. Среднемесячные расходы на проживание в Германии составляют — в зависимости от региона — от 550 до 740 €.

Истории стипендиатов

Кто: Мария Кононова, преподаватель Политехнического университета.

Где: Университет Фредерикана в Карлсруэ.

Направление: строительство, экологический мониторинг ГЭС.

Стипендия: DAAD на год.

Доктор технических наук Мария Кононова впервые поехала в Германию в 1993 году, когда в Москве было открыто представительство DAAD. Тогда она была аспиранткой кафедры гидроэлектроэнергетики в Политехническом университете и готовилась к защите кандидатской диссертации. Когда Мария практически заканчивала диссертацию, у нее возникли сомнения: насколько результаты ее работы отвечают современности? Получив от DAAD стипендию в 15 000 немецких марок (на эти деньги, вспоминает Мария, многие студенты покупали и везли из Германии машины), она отправилась в Карлсруэ — город, названный в 93-м году зоной технологического развития Германии. — Это были непростые годы, и в нашей библиотеке были исключительно публикации советских авторов, — рассказывает Мария. — Потоки информации были ограничены. Я поняла, что единственный вариант — стажировка за рубежом. В Карлсруэ у меня была возможность наблюдать за всеми исследованиями, которые проводились в университете, — сотрудники занимались водным строительством, гидроэлектростанциями. Там я впервые села за современный компьютер четвёртого поколения с Windows 95. Особенно памятно знакомство с известным ученым, профессором Эмилем Мошани, который создал там свою школу гидроэлектростроительства. Он сказал, что для моего исследования нужно познакомиться с опытом, накопленным в Германии, Швейцарии, Австрии. Благодаря стипендии я получила возможность посетить эти объекты ГЭС, и DAAD оплатила мне все командировочные расходы. После возвращения домой у меня отпали любые сомнения: выслушав мой отчет в Политехническом, мне сказали, что объем информации, который я могла тогда отдать в научный мир, был шире и больше моей темы. В итоге я защитила кандидатскую на тему экологического мониторинга автоматизированных систем управления технологическими процессами гидроэлектростанции и затем докторскую по тем материалам и опыту, который я получила во время стажировки. Сейчас Мария Юрьевна преподает на родном инженерно-строительном факультете и каждому студенту рекомендует при первой же возможности отправиться учиться в технические вузы Германии, Каталонии, Франции или Италии: по мнению преподавателя, только лично познакомившись с передовыми разработками этих стран, пообщавшись с лучшими профессорами и студентами, универсант может найти себя и свое научное призвание.

Кто: Агата Савелова, выпускница факультета иностранных языков РГПУ имени Герцена.

Где: Университет Касселя.

Направление: германистика.

Стипендия: DAAD, 650 евро.

Год назад студентка Агата поехала на семестр в Германию, чтобы завершить выпускную работу. Девушка писала об особенностях кричалок футбольных болельщиков. Получив стипендию DAAD для германистов, студентка отправилась на полгода в Университет Касселя, чтобы более глубоко изучить язык и лично пообщаться с фанатами. — Для этой работы нужно было находиться в Германии, потому что важно прочувствовать атмосферу и среду. Я писала о текстах, которые использовали футбольные болельщики Германии. Оказалось, что футбольным болельщикам удается использовать в своих текстах-кричалках психолингвистические средства воздействия, так что они могли повлиять на соперника, свою команду и футбольные законы. Например, когда болельщики требовали разрешить использовать пиротехнику на стадионах, они произносили такой текст: «Легализовать пиротехнику, значит уважать эмоции». Если обратить внимание на лингвистику, то в этих текстах можно обнаружить набор специфических лингвистических средств. Чтобы это понять, важно было находиться и учиться в Германии. Кроме того, меня поразила та самостоятельность, которой обладают немецкие студенты и которую запросто предоставляют им университеты. Ты можешь не только выбирать курс и предмет, но и форму отчетности — можно сдавать письменный тест или курсовую, а можно ответить на устном экзамене. Сейчас Агата работает в Русско-немецком центре встреч — преподает язык и рассказывает о культурных особенностях Германии. По словам девушки, без опыта проживания стране было бы сложно рассказывать людям о ее преимуществах и сложностях, с которым приходится сталкиваться иностранцам.

Кто: Артем Пастухов, старший инженер лаборатории.

Где: Немецкий центр пищевой химии.

Направление: пищевая химия.

Стипендия: DAAD и проект министерства образования «Михаил Ломоносов II».

Артем Пастухов проходил стажировку в Немецком центре пищевой химии в Фрайзинге, которая была организована DAAD совместно с программой министерства образования «Михаил Ломоносов II». Он окончил Университет низкотемпературных и пищевых технологий, а затем продолжил научную деятельность в качестве ведущего инженера в Проблемной научно-исследовательской лаборатории (ПНИЛ) при своем университете. Стажировка в Германии стала для Артёмом третьей — до этого он побывал в США и Великобритании. — На этот раз я посчитал целесообразным обменяться опытом с немецкими коллегами, так как Германия является одной из стран с богатейшим опытом исследований в области хлебобулочных изделий. Причем как в областях биотехнологий и инженерии хлебопечения, так и в областях пищевой химии и иммунологии. Я проходил стажировку в научном центре, который находится в самом центре Баварии — в городе Фрайзинг. Сотрудники центра занимаются проведением исследований по химическому составу продуктов питания, их оценки с учетом микробиологии, токсикологии, диетическим свойствам и другими аспектами. Одно из направлений центра — анализ пищевых продуктов с целью подтверждения их соответствия правовым нормам, — рассказывает Артем. — Я занимался изучением способов определения количества глиадинов в продуктах, заявленных как несодержащие клейковину (т.е. gluten free). Этот показатель важен для людей, страдающих цолиакией и непереносимостью клейковины (проламин пшеницы). Также я занимался исследованием повышения эффективности охлаждения свежевыпеченных хлебобулочных изделий для борьбы с их усушкой и обеспечения условий для качественной нарезки и упаковывания. Результаты проведенных исследований Артем представил на ежегодном собрании Европейской федерации пищевых наук и технологий (EFFoST) в Техническом университете Берлина и на Шестом европейском семинаре по пищевым технологиям (EFCE) в исследовательском центре Nestle в Зингене. Сейчас Артем продолжает заниматься научной деятельностью в Институте холода и биотехнологий в Санкт-Петербурге и по-прежнему поддерживает контакты с немецкими коллегами из Центра пищевой химии, которые помогают решать актуальные задачи.

Читайте также:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.