2 июня 2012

Студенты академии Штиглица о болонской системе: «Мы не Европа»

Накануне летней сессии в академии Штиглица неожиданно для студентов была закрыта кафедра коммуникативного дизайна. Руководство вуза называют это издержками перехода на болонскую систему, заведующий кафедрой — рейдерским захватом. «Бумага» разбирается, можно ли учить русского художника по канонам европейской системы образования.

Фото: Артём Невейкин
Переход на болонскую систему в художественной академии начался ещё в прошлом году и вылился в слияние учебных программ: были объединены кафедры программного и промышленного дизайна, кафедру общей скульптуры присоединили к монументально-декоративной. В этом году процесс затронул другие направления: были объединены кафедры коммуникативного и графического дизайна. Если сначала внедрение новых образовательных стандартов у студентов пререканий не вызвало, то в этом году очередное слияние было встречено враждебно. Студенты  уверены, что после таких перемен хороших специалистов в области коммуникативного дизайна сможет выпускать только Академия имени Строганова в Москве. Студенты отмечают, что кафедра графического дизайна не развивает «концептуального и глубокого мышления», необходимого для их дальнейшей работы. — Мы делаем разные вещи: они на графическом дизайне книжки клеят, а мы занимаемся компьютерной графикой, — рассказывает студентка 4 курса кафедры коммуникативного дизайна Екатерина Андреева. — Нельзя всех чесать под одну гребенку и вводить эту болонскую систему. Да и за три с половиной года художника выучить невозможно. Студенты  же кафедры графического дизайна проблему видят, скорее, в стремлении руководства подвести систему российского образования под европейские стандарты. Одна из выпускниц кафедры графдизайна Маргарита Ахмадеева после окончания Академии поменяла род деятельности и сейчас руководит центром современной культуры «Факел». По словам девушки, отчасти это стало возможным благодаря разностороннему образованию, которое она получила на кафедре графического дизайна.
Рита скептически относится к слиянию учебных программ и переходу на болонскую систему. — Я уверена, что ничего хорошего из этого объединения не выйдет. У нас не Европа: большую роль играют личные отношения, и если нет согласия между главными действующими лицами — ничего не получится. У нас преподавание строится на авторитете преподавателя – ты рисуешь не для себя, а для него. За границей — например, в Германии, где я некоторое время обучалась по своей специальности, — совершенно другой подход: там преподаватель находится на тех же условиях, что и ты, просто у него больше опыта. Там важно не выдать результат, важно научиться работать, вести проект. Помимо перехода на европейские стандарты за объединением, считают студенты, стоят и другие мотивы — администрация вуза, по их мнению, нашла подходящий способ «свести счёты» с заведующим кафедры коммуникативного дизайна — заслуженным художником Владиславом Федосеевым. Сам Федосеев называет слияние кафедр «рейдерским захватом» и говорит, что основанием для такого присоединения послужила фальсификация цифр и документов. — На кафедре графического дизайна в настоящее время отсутствует интернет, компьютерный парк давно устарел. Абитуриенты, желающие поступить на нашу кафедру, чётко понимают это принципиальное различие. Обучаясь здесь, они желают получить образование именно как дизайнеры информационных коммуникаций. Я считаю, что происходит прямое уничтожение сильной и развитой кафедры и унижение её руководителя, отдавшего развитию школы 32 года, моего профессионального и человеческого достоинства. Администрация вуза известила студентов, что ничего страшного не происходит, что всё хорошо. А действительность иного характера: в связи с сокращением ухожу я и молодые перспективные педагоги с авторскими программами. Руководство вуза считает недовольство начальника кафедры необоснованным. По словам проректора по учебной и воспитательной работе Ларисы Королевой, программа, по которой учились студенты на коммуникативном дизайне, полностью сохранится: — После объединения все останется на своих местах: блок дисциплин кафедры коммуникативного дизайна сохранён как модуль и вставлен в учебный план кафедры графического дизайна. Будут те же предметы, те же преподаватели и те же аудитории — поменяется всё только для Федосеева, так как он больше не будет начальником. Вообще, профиля «коммуникативный дизайн» официально не существует, он не лицензирован. Это что-то вроде факультатива, у которого, в отличие от графического дизайна, сделан уклон на компьютерные технологии. Администрация вуза уверяет, преобразования вызваны лишь объективной необходимостью перехода на болонскую систему, но никак не личными разногласиями с Владиславом Федосеевым. Тем не менее, слияние кафедр не самое худшее из последствий, к которым ведёт насаждение европейских стандартов, считают сотрудники академии. — Нас переводят на стандарты третьего поколения, совершенно не адаптировав их к российской ментальности. Художник только после третьего года обучения вникает в основы, начинает чувствовать этот язык, а ему уже приходится идти на диплом, — говорит  проректор Татьяна Шабазова. — К сожалению, Министерство образования вообще не учитывает специфику творческих вузов. В этот сухой скелет болонской системы невозможно внести творческую индивидуальность вуза. Любые попытки начальства академии объяснить будущим дизайнерам, что после слияния кафедр им нечего опасаться, студенты называют «промыванием мозгов». — Наше противодействие не осталось незамеченным, и ректорат назначил встречу со студентами для разъяснительной беседы,  — рассказывает один из активистов, выступающий против объединения. — Ректор нам сказал: «Решение о закрытии кафедры было принято свыше, и все ваши опасения в том, что многие преподаватели уйдут, заранее ложны. Даже если преподаватели покинут академию, мы наберём новый штат на конкурсной основе, а студентов с кафедры коммуникативного дизайна переведём на кафедру графического дизайна. Объявление в газету о наборе новых преподавателей мы уже подали», и так далее.  В каком нормальном вузе преподавателей ищут по объявлению? И почему никого не волнует, что студенты, поступившие на кафедру по определённому направлению, по законодательству должны закончить именно её? Речь ректора студентов не убедила, и они продолжают собирать подписи против объединения кафедр. Некоторые студенты подозревают, что такая деятельность стала причиной их заниженных оценок на минувших экзаменах. Сейчас они готовят обращения в различные ведомственные структуры.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.