Новый городской туризм: бани, Купчино и узбекские забегаловки
Проект Sptnik предлагает авторские экскурсии и помогает иностранцам почувствовать себя петербуржцами. О том, как хорошая инициатива стала бизнесом, — в материале «Бумаги».
Фото: Алина Абдульманова / «Бумага»
Сервис Sptnik придумали Александр Ким и Саша Скоробогатова. Он позволяет гидам-непрофессионалам проводить нестандартные экскурсии для гостей города. Первыми экскурсоводами стали они сами: пробные маршруты ребята начали предлагать иностранцам еще в декабре. Почти четыре месяца, пока Саша не разработал веб-платформу, все прогулки были бесплатными. Основной задачей проекта и одновременно его отличительной особенностью является то, что он призван помочь иностранцам. — Мне тут недавно писали: «А у вас безопасно по улицам ходить?». То, что мы делаем, очень упрощает жизнь туристам. В России тяжело с инфраструктурой: ничего непонятно, никто не говорит по-английски и на иностранцах наживаются все — от бомбил на улицах до работников музеев, — объясняет Саша Ким. Название — усеченное «sputnik» — это одно из самых распространенных международных русских слов после «vodka», конечно. Идея проекта родилась на базе бизнес-инкубатора QD. Изначально ребята планировали встречи без определенной тематики в формате «locals meet travellers» («местные жители общаются с туристами» — прим. «Бумаги»). Но эта идея не прижилась: ребята быстро поняли, что бизнес на этом построить невозможно. Так было решено создать базу для взаимовыгодного сотрудничества горожан и туристов: первые могут «подтянуть» язык и при желании заработать, вторые — почувствовать себя местными жителями. — На становление идеи повлиял сервис Couchsurfing, я сам много по нему путешествовал, — рассказывает Саша Ким. — Но когда едешь за границу по этой системе, нужно все заранее подготовить. А в Sptnik организовываешь не ты, а за тебя. Остаётся лишь выбрать прогулку. За первыми клиентами Саша и Саша отправились в хостелы: Baby Lemonade, Cuba Hostel, Soul Kitchen, хостелы «Друзья» и «Мир» согласились «выдать» им своих иностранных гостей. Чуть позже организаторы вплотную занялись продвижением в сети. Уже в марте Sptnik объявил о наборе гидов-непрофессионалов, а в середине мая заработал сайт, где стало возможным предлагать экскурсии за деньги. С того момента услугами проекта воспользовались около сотни иностранцев — из них только половина за деньги. Стоимость двухчасовой прогулки, как правило, не превышает 600 рублей. Время относительное — инициативные гиды могут провести с гостями и весь день. Обычно в цену включаются все расходы, но дополнительные траты (например, аренда велосипедов) оговариваются отдельно.

В России тяжело с инфраструктурой: ничего непонятно, никто не говорит по-английски и на иностранцах наживаются все — от бомбил на улицах до работников музеев

Любой пользователь сайта может начать прогулки с иностранцами сразу после одобрения организаторов. — Бывает, человек говорит: «я могу всё показать и рассказать». Но непонятно, что от него ожидать на самом деле, — Саша Скоробогатова объясняет необходимость проверки. — Тогда мы проводим тестовую прогулку и общаемся с будущим гидом до тех пор, пока он не доведёт экскурсию до ума. Способов оплаты прогулки для иностранцев несколько, наиболее оптимальный для организаторов — через сайт. Комиссия 18% направляется к создателям сервиса Sptnik. Для них это пока единственный источник дохода. Рекламу на сайт Саша запускать не намерен и поиском инвестиций пока не занимался. Он рассказывает, что источником первоначального капитала для развития стартапа, как правило, становятся три «F» — Fools, Friends, Family: дураки, которые не вникают в то, на что дают деньги; друзья, которые поддерживают; семейный капитал и свои сбережения. Саша придерживается третьего пути. Со дня запуска около 40 000 рублей ушло на продвижение: печать листовок и контекстную рекламу в интернете. Больше затрат практически не было. — Конечно, начиная бизнес и вкладываясь, ты веришь, что всё вернется — по-другому просто нельзя. Мы рассчитываем на некоторое повышение среднего ценника в будущем — не на все экскурсии, конечно, — и на постепенное географическое расширение. Модель такая: в каждом городе находится свой человек, он занимается поиском людей, координацией и так далее. Но пока мы налаживаем систему работы в Питере, — рассказывает Саша. На сайте Sptnik сейчас зарегистрировано около 60 гидов. В неделю, по подсчетам Саш, стабильно проводится 2-4 экскурсии. Их тематика варьируется от традиционных прогулок по крышам и дворам до авторских, иногда довольно неожиданных экскурсий. Например, можно найти гидов, которые предлагают экскурсии по православному Петербургу, рейд по рюмочным, креативный шоппинг, погружение в быт студентов в общежитии или поездку за город за полезными ископаемыми. Шутят даже про «вечернее Купчино» для экстремалов. Сам Саша Ким профессионально водит иностранцев по узбекским забегаловкам, коммьюнити-менеджер Катя — по арт-местам на велосипедах, а Саша Скоробогатова — по общественным баням. Ребята уверены, что пространства для фантазии еще более чем достаточно. Как высоко оценить свои коммуникативные способности, каждый экскурсовод решает сам. И хотя для руководителей предусмотрена комиссия, важной чертой новой бизнес-идеи остаётся её социальность. Проект Sptnik   помогает иностранцам быстрее освоиться в городе и ломает стереотип о том, что путешествовать по России сложно.

 Читайте также:

ТЕГИ: 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

МЕДИАМЕТРИКИ