Каждую неделю «Бумага» отмечает на карте города пять интересных точек и рассказывает краткую историю каждого места. В этом выпуске: история буддийского дацана, площадь Собчака, музей Октябрьской железной дороги, круглый дом на Фонтанке и здоровенные бани, о которых никто не парится.
1. Круглый дом
В 1822 году братья Устиновы, владельцы расположенного на пересечении набережной Фонтанки и Гороховой улицы доходного дома, решили расширить свой бизнес, увеличив площадь здания. Но единственная территория, на которой было возможно строительство, находилась во дворе. Поэтому перед архитектором Шарлеманем, нанятым для воплощения этой задумки, была поставлена непростая задача: созданная им пристройка не должна была ухудшать условия жизни в других квартирах, выходящих окнами во двор.
Для решения этой задачи архитектор создал трехэтажный круглый дом с небольшим внутренним двориком. Несмотря на то, что большого толчка бизнесу братьев Устиновых новая постройка не дала (в доме было всего восемь квартир), в силу своей необычной архитектуры он пользуется некоторой популярностью и сейчас, и никогда не остается пустым надолго.
Набережная реки Фонтанки, д. 92
2. Экспозиция Музея Октябрьской железной дороги
Немногие знают, что в Петербурге два железнодорожных музея. Один из них, Центральный музей железнодорожного транспорта РФ, находится у Юсуповского сада, второй, относящийся к Октябрьской железной дороге, — у здания Варшавского вокзала. В 2001-м году вокзал был закрыт для пассажирского сообщения; спустя пять лет реконструкции в нем разместился ТРК «Варшавский Экспресс». А на пустующие пути была перенесена музейная экспозиция, находившаяся до того между Шушарами и Пушкиным — и в ней, кроме необычных паровозов и вагонов, есть, например, Боевой железнодорожный ракетный комплекс.Набережная Обводного канала, д. 118
3. Площадь Собчака
Исторически Васильевский остров застраивался неравномерно: в начале XX века между строго расчерченными линиями, прорезавшими восток острова, и косыми кварталами Галерной гавани находился огромный пустырь. На нем в середине 1930-х годов по проекту зодчего Ноя Троцкого возвели Дворец Культуры имени Кирова. Дворец в переходном от конструктивизма к неоклассике стиле стал самым масштабным общественным зданием Ленинграда, хотя и завершен был лишь наполовину. Вдоль его южного фасада образовалась небольшая безымянная площадь; лишь в 2005-м году ей присвоили имя первого мэра Петербурга, Анатолия Собчака. С середины 2000-х площадь, прежде окруженная скверами, стала обстраиваться современными домами — друг напротив друга появились высотные здания деловой Биржи и жилого комплекса «Финансист». Здание биржи признали в 2008-м году градостроительной ошибкой и сократили на два этажа: она портила панораму стрелки Васильевского острова с Троицкого моста. В нынешнем году возле площади должны завершить еще одну жилую высотку, «Престиж», которая закрывает собой неудачное здание делового центра. И, несмотря на спорную высоту построек, площадь Собчака, возможно станет небольшим уголком хорошей и спокойной современной архитектуры. С 2010-го года у западной оконечности площади Собчака работает музей современного искусства «Эрарта».4. Дацан Гунзэчойнэй
В 1900 году представителем далай-ламы в России было получено разрешение на строительство храма в столице империи. В то время буддийская община в Петербурге стремительно росла: насчитывая одного члена в 1869 году, к 1897 она разрослась уже до 75 человек, а к 1910 — до 184. И уже в 1909 году на северной окраине города — в Старой Деревне — началось строительство. Деньги на храм шли отовсюду: собирались среди верующих, жертвовались Далай-ламой и другими важными людьми. Но итоговая стоимость работ все равно оказалась больше: петербургский дацан до сих пор считается одним из самых дорогих (в архитектурном плане) буддийских храмов в Европе. Освящен храм был в 1915 году, но первая служба в нем прошла двумя годами ранее, в честь 300-летия династии Романовых. В конце 1916 года, однако, регулярные богослужения в дацане прекратились: монахи, не выдержавшие тягот военного времени, покинули Петроград. А в 1919 году храм и вовсе был разграблен, потеряв значительную часть своих ценностей. Но руководство страны, стремившееся в то время укрепить отношения с Монголией и Тибетом, поспособствовало частичному восстановлению храма, а после начала обновленческого движения, которое адаптировало буддизм к советской жизни, в дацане вновь начали проводиться богослужения. Это был 1927 год. Продолжалось это, однако, недолго. Уже в начале следующего десятилетия руководству страны стало очевидно, что буддизму и коммунизму вместе не ужиться. В это же время на востоке страны начались репрессии против буддийского духовенства. В 1935 году они докатились и до Ленинграда: храм, в котором к тому времени уже два года не шли службы, передали под физкультурную базу, а служивших в нем лам назвали контрреволюционерами и расстреляли. В последующие годы в нем располагались военная радиостанция и лаборатории Зоологического института, и лишь в 1990 году храм был вновь передан буддийской общине.Приморский проспект, д.91
5. Бани «Гигант»
В 20-х годах XX века в Московско-Нарвском районе Ленинграда развернулось масштабное жилое строительство для рабочих близлежащих заводов. Но по стандартам тех времен в жилых районах должны были создаваться условия для удовлетворения бытовых, культурных и других потребностей населения. Именно из-за этого уже в 1930 году южнее современной станции метро «Нарвская» появился банный комплекс, получивший название «Гигант» — на момент постройки он был крупнейшим в городе. В народе же бани быстро окрестили «Ушаковскими» по названию улицы, на которой было расположено здание (в 1952 году ей присвоили имя Зои Космодемьянской). Построенные в бурно развивавшемся тогда конструктивистском стиле, бани приобрели не только продуманную планировку, предполагавшую даже солярий на крыше, но и, к сожалению, не лучшее качество материалов, типичное для того времени. Построенные из силикатного, а частично из старого кирпича, бани попросту не выдерживали постоянного воздействия пара, и в конечном итоге были закрыты из-за аварийного состояния здания. Комплекс занесен в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность», в апреле 2011 было принято решение о начале реконструкции и реставрации бань под оздоровительный комплекс, но работы пока не начаты, и об этом никто, кажется, не парится.Улица Зои Космодемьянской, д. 7