17 октября 2012

Старый и новый город: десять точек на проспекте Стачек

В Доме культуры Кировского завода была психиатрическая больница, по соседству с Нарвскими воротами текла речка Таракановка, а на месте железнодорожных путей цвёл зелёный сад. Изучив старые фотоснимки, «Бумага» рассказывает, как менялся проспект Стачек — индустриальная окраина Петербурга.

Площадь Стачек

Река Таракановка, век назад ответвлявшаяся от Фонтанки и протекавшая по соседству с Нарвскими воротами, теперь значительно уменьшилась в размерах. Из-за загрязненности воды реку начали засыпать еще в 1906 году, но до площади Стачек дело дошло только в 1929-м. Засыпали русло на совесть — помимо реки, под землю ушёл и мост через нее, который обнаружили спустя полвека при строительстве подземного перехода. Сама же Таракановка теперь едва достигает в длину километра и вместе с Бумажным каналом отделяет от материка Екатерингофский остров.

Кировский райсовет (Дом Советов Нарвского района)

Северная часть нынешнего Кировского района, созданного при советской власти, до революции носила название Нарвской заставы. Бывший пригород, когда-то она была застроена деревянными домами и изменилась лишь в 1920-е годы с появлением Тракторной улицы. К 1935 году южнее площади Стачек на месте бывшего пустыря формируется новая Кировская площадь с расположенным на ней зданием райсовета. Соседствовавшее со старыми деревянными домами железобетонное детище Ноя Троцкого, включавшее в себя районные органы власти, культурные учреждения, банк, почту и зал для собраний, выглядело практически символом победы передового общества над пережитками прошлого. Остатки деревянных домов были вскоре снесены и на их месте разбили парк. В 1958 году зал для собраний Кировского райсовета реконструировали под кинотеатр «Прогресс», который с 2003 года находится на реставрации из-за аварийного состояния корпуса. Само же здание до сих пор выполняет административную функцию.

Проспект Стачек, д. 28

Изображённый на фотографии дом, построенный в 1951 году, за счёт своей башни является одной из высотных доминант. В сталинское время таким зданиям уделялось большое значение: считалось, что они визуально выделяют важные участки города. Гораздо больший интерес на данной фотографии представляет трамвай, маршруты которого начали убирать с различных частей проспекта Стачек еще в 50-е годы. К 1961 году северная часть проспекта была полностью очищена от трамваев за исключением кольца на площади Стачек, которое сдалось значительно позже — только в 2006-м. Теперь из-за предстоящего ремонта станции метро «Нарвская» кольцо планируют ввести в ход снова.

Путепровод через Стачек (сад Кирьяново)

Сад Кирьяново, где расположена одноименная усадьба, со временем сильно изменился: некогда простиравшийся до самого берега, к 60-м годам он отдал большую часть своих территорий для нужд Путиловского (позже — Кировского) завода и для строительства жилых домов. В 1870-х годах через парк прошла Путиловская железная дорога. Уцелевшие участки сада в покое не оставили, и сейчас его пейзаж дополнился огромным недостроенным цехом Кировского завода, а также двумя эстакадами Западного скоростного диаметра, прошедшими по бокам от железнодорожной ветки. Они добавили некогда живописному району ещё больше урбанистической романтики.

Метро Кировский завод ТК «Шайба» (больничная касса Путиловского завода)

В 1912 году в Российской империи был принят закон «Об обеспечении рабочих в случае болезни», по которому работодатель должен был предоставить своим сотрудникам бесплатную медицинскую помощь, а также обеспечивал денежные компенсации в случае временной нетрудоспособности. Закон касался далеко не всех, но для выплат рабочим Путиловского завода была открыта больничная касса. У большевиков, однако, были свои виды на это учреждение: в годы, предшествовавшие революции, оно, как и многие подобные кассы, использовалось для «укрепления связи с массами» — переманивания рабочих на сторону большевиков. А после установления советской власти все больничные кассы были постепенно закрыты. Само же здание не дожило до наших дней, и теперь на его месте находится ТК «Шайба».

Проспект Стачек, д. 67, к. 4

Ещё одна доминанта проспекта Стачек, построенная в 1952 году, входит в состав целого жилого квартала, полностью спроектированного архитекторами Каменским и Ашрапян. Несмотря на не самую удачную планировку и не самое лучшее качество материалов, этот квартал буквально сразу же получил Всесоюзную премию. Это, впрочем, не помешало всего через три года в рамках борьбы с излишествами назвать элементы оформления его фасадов «ошибками в архитектуре», а на фотографиях старательно скрывать верхушку башни за ветками деревьев.

Кронштадтский путепровод (арка Победы)

После победы в Великой Отечественной войне на проспекте Стачек была установлена одна из трех арок Победы, которые встречали доблестные войска. Планировавшиеся временными, все они были разобраны уже через три года, но, в отличие от Московского проспекта, здешняя арка не была заменена ничем, и теперь о ее бывшем местоположении можно только догадываться. Несколько сгладить эту несправедливость планируют, установив копию одной из трех арок несколько севернее, на Комсомольской площади. Нюанс заключается лишь в том, что оригинал планирующегося памятника находился на проспекте Обуховской обороны.

Кронштадский путепровод (проспект Стачек)

Путепровод, без которого сейчас уже трудно представить себе проспект, появился, на самом деле, сравнительно недавно — в 2002 году. К этому времени проходящие через проспект железнодорожные пути стали причиной серьёзных транспортных проблем: пробки на переезде начали казаться обыденным явлением. Но на носу было 300-летие города, и проблему решили с размахом, построив виадук длиной более полукилометра. И теперь пробка на проспекте Стачек собирается прямо за ним.

Кронштадтский путепровод (стелы на въезде в город)

К 1957 году квартал вокруг метро «Автово» являл собой край города, оформленный двумя симметричными зданиями работы архитекторов Каменского и Мачерета. Но помимо них, на 500 метров южнее по нынешнему проспекту Стачек были установлены две стелы, также отмечающие въезд в город. Но южные территории бурно развивались, и постепенно граница Ленинграда смещалась все дальше. В конечном итоге стелы, становившиеся все больше похожими на какой-то анахронизм, убрали в конце 60-х — точную дату не могут вспомнить уже даже местные жители.

ДК «Кировец» (усадьба К. Сиверса)

Загородная усадьба, построенная в середине XVIII века архитектором Растрелли, в последующие годы не раз меняла владельца, пока в 1828 году не была куплена в казну для первой в городе психиатрической лечебницы. В этом качестве она просуществовала до 1941 года — лишь помещение церкви при советской власти цинично отдали под клуб. С приближением линии фронта больница была эвакуирована, а в здании расположились командные пункты ряда воинских частей. Из-за большого стратегического значения к концу войны здание представляло из себя руины, но вместо проведения реставрации было решено реконструировать его под Дом культуры Кировского завода, дополнив жилыми домами для рабочих. Новый ДК открылся в здании бывшей усадьбы в 1965 году, и, несмотря на то что новый комплекс выгодно выделяется среди застройки того периода, от проекта Растрелли в нём уже не осталось практически ничего.

Читайте другие тексты рубрики:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.