16 апреля 2013

Ценные бумаги: как обертка для книг помогла развить бизнес

Для нового бизнеса нужна свободная ниша на рынке, если такой нет — ее можно придумать. Год назад владелец рекламного агентства SPCG Дмитрий Зяблицев решил открыть одноименную типографию. Предприниматель рассказал «Бумаге», как печать на крафте помогла ему выделиться среди конкурентов и сделала из дочернего предприятия независимую компанию с оборотом три миллиона рублей.

Фото: Анна Рассадина. Иллюстрация: Катерина Чуракова / «Бумага»

Идея

Около трех лет назад мы запустили рекламное агентство полного цикла SPCG, занимались всем: планированием и организацией промоакций, маркетинговыми исследованиями, стратегическим планированием, коучингом и так далее. Все заказы на полиграфию мы отдавали подрядчикам. Еще тогда я понял, что главная проблема типографий — отсутствие сервиса. Мало кто в это вкладывается, и никто не будет с тобой нянчиться, если ты «блондинка в розовом», которая не знает, что такое А4. Мы же с такими клиентами общаемся с удовольствием и пытаемся перевести на типографский язык то, что они хотят. Эти заказчики готовы платить больше за выполненные задачи и ценят тебя, как понимающую подружку.

«Главная проблема типографий — отсутствие сервиса. Никто не будет с тобой нянчиться, если ты „блондинка в розовом“, которая не знает, что такое А4»

Со временем я решил просчитать, насколько выгодно было бы иметь собственную типографию. Оказалось — вполне рентабельно, и мы решили за это взяться. Типография появилась у нас год назад, в марте 2012 года. Запускались мы на собственные деньги: к тому моменту обороты агентства приближались к пяти миллионам рублей. Все делали плавно, чтобы не тратить лишнего, не терять времени и избежать возможных ошибок в организации. Риск был большой — рынок типографских услуг в городе насыщен.

Запуск

Мы довольно хорошо все просчитали: с учетом тех клиентов и заказов, которые раньше мы отдавали на подряд, первые месяцы предприятие спокойно выходило в ноль, без убытков. К тому же станки мы покупали подержанные: начали с одной печатной машины, сейчас работает три. Оборудование распродавала разорившаяся компания, поэтому станки стоили на 30–40 % дешевле, чем в среднем на рынке. Несмотря на то что агентство обеспечило типографию заказами, первая прибыль появилась только в сентябре. Лето для такого бизнеса — время тяжелое: в августе пришлось влезть в долги. Но осенью мы со всеми рассчитались, а уже в декабре еле-еле справлялись с заказами. Первые полгода типография выполняла заказы клиентов, которые приходили к нам за рекламой. Сейчас у нас тоже печатаются те, кто обращается в агентство, но бюджеты у типографии и агентства — разные: заработки распределяются в пропорции примерно 30/70. Агентство более стабильно и не так сильно зависит от сезона, — объем заказов у типографии меньше, поэтому производственные мощности могут простаивать.

Конкурентное преимущество: печать на крафте

Типографий разного уровня в городе много — рынок практически заполнен. Проработав полгода, мы поняли, что развивать полиграфическое предприятие стандартным способом из-за конкуренции очень тяжело. Просто печатать листовки и визитки не очень интересно и клиентов найти сложно. Тогда было решено искать новую нишу, которая была бы интересна потребителю. Для того чтобы типография существовала без рекламных заказов, мы придумали использовать печать на крафте.

«Проработав полгода, мы поняли, что развивать полиграфическое предприятие стандартным способом из-за конкуренции очень тяжело»

С этой технологией я столкнулся благодаря книжному магазину «Подписные издания». Его владелец, Михаил Иванов, обратился с просьбой напечатать ему логотипы на тонкой крафтовой бумаге для упаковки книг. Когда мы начали разбираться в тонкостях, оказалось, что такую бумагу, пригодную для печати, очень сложно купить. К тому же она портит машины, поэтому другие типографии практически не берутся за такие заказы. Конкуренции не было, и мы решили развить именно это направление. Начальник производства предупредил меня, что печатать на крафте нельзя: это нарушит все автоматизированные процессы. Тогда я подумал отдать это на подряд, но нашел только одного подрядчика — крупную компанию, которая не могла выполнить мой маленький заказ. Так, несмотря на предостережения начальника производства, мы решили немного переделать собственные станки.

Спрос

Сам по себе крафт дешевле обычной бумаги в 2–2,5 раза, но печать на нем дороже. Несмотря на то что мы переделали станки, они все равно портятся быстрее, чем обычно. С учетом всех циклов производства — от покупки сырья до реализации — себестоимость печати на крафте выше примерно на 20 %. В итоге рентабельность таких заказов — 50 %. Мы попробовали это продать, и поняли, что услугу с удовольствием покупают, так как ниша практически свободна, а спрос растет с каждым днем. Крафт делают из переработанной бумаги, появляются клиенты, которые начинают думать об экологии и хотят позиционировать себя по-новому, к тому же это пока модно. У нас, конечно, не монополия, но типографий, которые готовы работать с крафтом, в городе немного. Все они довольно крупные и не будут делать четыре листочка, а мы будем. Мы делаем все.

Проблемы

От всего потока заказов типографии печать на крафте занимает сейчас только 30 % — пока не очень отлажена система логистики. У нас нет своего склада с крафтовой бумагой, соответственно, нет своих запасов. Практически под каждый заказ закупать ее приходится отдельно. Крафт — сложная бумага, не каждый вид подходит для печати. Поставщиков необходимой бумаги мало, и они привозят ее в очень больших объемах — роликами около двух тонн.

«Мы покупаем листы формата А1, но это, по сути, обрезки от промышленных заказов, поэтому мы интересны поставщикам в последнюю очередь, и это сильно тормозит процесс»

Мы покупаем листы формата А1, но это, по сути, обрезки от промышленных заказов, поэтому мы интересны поставщикам в последнюю очередь, и это сильно тормозит процесс. Наши клиенты могут позвонить с просьбой напечатать 100 листовок через четыре часа, и мы сделаем. Но с заказом на крафт, если бумаги нет в наличии, так не получится. За год работы типография вышла на полную самоокупаемость и не зависит от рекламного агентства. Оборот предприятия с марта по март — три миллиона рублей. Но если бы не было крафта, вряд ли бы удалось сделать из типографии независимое предприятие, которое само себя кормит: это была бы просто приставка к агентству.

Читайте также:

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.