«Бумага» публикует монологи петербуржцев, чьи профессии многим не нравятся. Почему они выбрали именно эту работу и чем она полезна обществу, расскажут те, кому часто приходится сталкиваться с агрессией и непониманием

Профессии, которые ненавидят: продавец обложек для паспорта в метро — об азарте и принципах работы

Коммивояжеры — частые спутники пассажиров петербургского метро. Они продают обложки для ценных бумаг, лейкопластыри или даже зарядки для телефонов, продираясь сквозь толпы горожан и громко рекламируя свои товары. Молодая женщина Мензеля устроилась продавцом недавно. Она рассказала «Бумаге», почему пришла на эту работу, сколько зарабатывает, почему не торгует в час пик и часто ли сталкивается с агрессией в свой адрес.

Как вы начали работать?

Работать я начала отностельно недавно, полтора месяца назад. Вообще, я по образованию медсестра, проработала по профессии 14 лет, вскоре надеюсь устроиться обратно.

Так получилось, что пришлось искать работу, будучи в декретном отпуске. Денег не хватает, потому что адекватные декретные выплаты даются до достижения ребенка 1,5 лет, а потом — по шестьдесят рублей в месяц. Зарплаты мужа на семью из четырех человек, конечно же, не хватает, поэтому начала искать работу в интернете — почти сразу попалось объвление, по которому я здесь.

Текст объявления сейчас точно не помню, но было что-то вроде: «Нужны молодые целеустремленные люди». Приехала на собеседование: со мной поговорили, попросили представить абстрактный товар, пообещали перезвонить и — не поверите! — перезвонили.

В чем суть работы?

Суть — продать как можно больше товара. Мы работаем с напарником: продаем обложки для паспортов, студенческих, военных билетов и других ценных бумаг. Так, я и Леша (напарник — прим. «Бумаги») встречаемся в 10:00 на перроне платформы, находящейся за одну-две станции от центра, заходим в середину поезда. Он, например, берет на себя правую часть, а я — левую, или наоборот. И обходим за несколько станций все вагоны.

Как вы поняли, мы работем в центре, на пересечениях веток, поэтому необходимо обойти за несколько станций сразу весь поезд, чтобы застать как можно больше людей. Другие продажники же, завязанные на одной ветке, зачастую работают в одиночку и по-тихоньку проходят все вагоны.

Самые горячие точки — это центр, где мы работаем, верх красной и синей линий, фиолетовая в час пик. В центре всегда большой меняющийся поток людей, а на «верхушках» — тихо и нет давки, что позволяет привлечь больше внимания. Вообще, наш выбор вагона напрямую зависит от загруженности поезда: если там так много людей, что и не протолкнуться, то мы такой пропускаем и ждем следующий.

Сколько вы зарабатываете?

Сколько заработает тот или иной продажник зависит от количества проданных им товаров. Продаешь больше — получаешь больше, поэтому стабильного заработка здесь нет. За каждую совершенную у нас покупку мы получаем 20 % от стоимости. Если все пойдет так, как сейчас, то у меня заработная плата в этом месяце должна выйти около 20 тысяч рублей.

Почему вам нравится эта работа?

Это, как минимум, интересно. К тому же, помогает стрясти послеродовой жирок, потому что все время работаешь на ногах. Расположить к себе людей, заставить их довериться тебе и купить продукт не так просто, как кажется. Конечно, я не буду оставаться на этой работе всю жизнь. Еще месяц-два и не больше, поэтому у меня еще, наверное, азарт играет.

Знаю, люди нашей профессии нравятся не всем, некоторых, может, мы даже раздражаем. Но, тем не менее, я ни разу не замечала ничего подобного в свой адрес. Несколько раз даже спасибо говорили.

Подобный образ профессии, из-за которого нам не доверяют и считают чуть-ли не обманщиками, сложился, скорее всего, из-за мошенников, играющих на жалости. Я знаю, что продаю качественный товар, поэтому совсем не понимаю тех, кто давит своим видом или речью на жалость в попытке втолкнуть больше товара. Мы же всё-таки продавцы, а не попрошайки.

Почему эта работа полезна обществу?

Мы предлагаем людям продукт, необходимый в повседневной жизни. Документы сейчас действительно часто проверяют, и они действительно часто рвутся, как мы и говорим. Но никто же специально не пойдет в магазин, чтобы купить обложку. Я бы и сама так не сделала. Поэтому мы предлагаем купить ее в рядовой ситуации, когда человек не занят и спокойно сидит в метро.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ