24 ноября 2016

Петербургский юрист регистрирует «русиано»: зачем ему это и где может появиться новый бренд

Кофе «русиано», который Дмитрий Медведев предложил в качестве замены американо, может стать официальным брендом. Заявку на регистрацию товарного знака подал петербургский юрист Виктор Пастернак. Правда, такое обозначение может получить не только кофе, но еще и сладости, посуда или кофейные автоматы.

Юрист рассказал «Бумаге», зачем он решил зарегистрировать «русиано», что может помешать слову стать товарным знаком и имеют ли право кофейни переименовывать американо.

Виктор Пастернак

Специалист по интеллектуальной собственности и коммерческому праву

Кому понадобился бренд «Русиано» 

Ко мне обратились клиенты с вопросом о гипотетической возможности зарегистрировать такой товарный знак. Мы обсудили, что это реально, но есть риски, связанные с отказом в регистрации, потому что к моменту, когда она дойдет до логического конца, это обозначение, возможно, будет настолько широко всеми использоваться, что потеряет различительную способность. Клиенты (из сферы общепита — прим. «Бумаги») попросили подать заявку, чтобы потом они могли получить от меня заявку в рамках переуступки прав по ней.

Если клиенты решат, что им это не нужно, то у меня сохраняется несколько возможностей. Первая: предложить кому-то еще на рынке получить права на этот товарный знак, вторая: использовать его самостоятельно. У меня было несколько предложений об открытии ресторана или кофейни, поэтому я мог бы реализовать это в собственном заведении. Но, вообще, для меня всё это, конечно, юридический эксперимент. Мне интересно посмотреть, как Роспатент будет вести историю с таким нашумевшим обозначением.

Регистрация товарного знака — это, к сожалению, очень длительная процедура: по регламенту Роспатента, она занимает от 13 до 17 месяцев. Роспатент может использовать весь доступный массив информации — например, эксперт может залезть в интернет, набрать слово «русиано» и увидеть, что сто кафе в стране в своем меню пишут, что у них есть кофе «русиано». И это может быть основанием для отказа.

Для меня это юридический эксперимент. Мне интересно посмотреть, как Роспатент будет вести историю с таким нашумевшим обозначением

Большое значение имеет дата подачи заявки. Если моя заявка первая среди всех, которые могут быть поданы в отношении этого обозначения, то у меня будет приоритет. Если нет, то Роспатент напишет уведомление о том, что есть заявка с более ранней датой приоритета в отношении таких же или однородных товаров. Чтобы избежать такого риска, обозначение заявлено сразу в нескольких классах, так или иначе связанных с общественным питанием, напитками и продуктами. Было бы очень глупо и неоправданно подать только на кофе. Например, так можно было бы назвать столовую посуду, кондитерские изделия, оборудование для обжарки и приготовления кофе, вендинговые аппараты, которые готовят кофе или распространяют какую-то смежную продукцию — шоколадки, печенья. В общем, всё, что связано с перекусом.

Легально ли переименовывать американо в «русиано»

В целом это абсолютно законно. Чтобы говорить, что это незаконно, нужно признать слово «русиано» неким произведением. Теоретически это может быть произведением малой формы, потому что этого слова раньше не существовало, оно абсолютно фантазийное. Но, как я понимаю, никто не претендует на авторство. С другой стороны, я надеюсь на разумность нашего премьер-министра, который все-таки юрист и прекрасно осознает, что его слова подхватываются общественностью. Вряд ли он начнет использовать это для своей собственной выгоды, например, предъявляя иски ко всем, кто начал использовать это обозначение.

Если бы Дмитрий Медведев мог предложить новую рецептуру приготовления кофе, а потом его назвали «русиано», это был бы безупречный вариант

Кроме того, американо — это не бренд, а способ приготовления кофе. Понятие вошло во всеобщее употребление, хотя кем-то когда-то было придумано. Возможно, слово «русиано» постигнет та же участь.

Конечно, я не вижу смысла переименовывать американо в «русиано» хотя бы по той причине, что американо — устоявшийся термин. Если бы Дмитрий Медведев мог предложить новую рецептуру приготовления кофе, сказал бы, что он мог бы заменить американо, а потом его назвали «русиано», это был бы безупречный вариант. Это как раз проблема импортозамещения: у нас его часто воспринимают как изменение названия без изменения технологии. То есть пытаются производить аналоги, называя их другими словами, но при этом не соблюдая чужих интеллектуальных прав.

Как зарегистрировать интернет-мем и сколько можно на этом заработать

Идея о регистрации подобных обозначений витает в воздухе. В качестве товарного знака может быть зарегистрировано не только какое-то фантазийное слово, но и имеющееся в лексиконе у любого гражданина. Главное, чтобы оно отвечало требованиям закона о товарном знаке. Например, слово не может являться характеристикой товара: слово «сладкий» нельзя зарегистрировать по классу «сахар», потому что это его свойство. Если же слово отвечает всем требованиям, то можно взять всё что угодно и вполне возможно использовать интернет-мем для идентификации каких-то товаров или услуг.

Товарный знак стоит столько, сколько за него платят. Если кто-то готов заплатить миллион, значит, он стоит миллион. Обозначение приобретет стоимость по мере его реального использования. Я считаю, что задачу коммерциализации можно будет считать исполненной, когда кто-то предложит цену, превышающую уплаченные пошлины. А это не такая большая сумма. 

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.