Фёдор Черноусов пытается извлечь прибыль из своего увлечения советскими автобусами. Предприниматель рассказал «Бумаге», стоит ли вкладывать в винтажную технику что-нибудь, кроме души, и сколько денег она может принести при умелом использовании.
Фото: Виктория Мокрецова / «Бумага»
На стоянке у станции метро «Политехническая» рядом с обычными городскими малолитражками можно увидеть машины, достойные музея транспорта. С «седанами» и «хетчбеками» начала 2000-х соседствуют советские автобусы 70-х, 80-х и 90-х годов. Один из них — ЛАЗ-695М, выпущенный Львовским заводом сорок с лишним лет назад, работал на космодроме Плесецк в Архангельской области. Самой вероятной перспективой после завершения эксплуатации для него был металлолом. Но в октябре 2011 года владелец компании «Retro bus» Фёдор Черноусов выкупил его и перегнал в Петербург. Теперь он вместе с остальными автобусами советской эпохи рассекает не равнины космодрома, а улицы Петербурга. Небольшого роста, худощавый, Федор похож на мальчишку, который с блеском в глазах рассказывает о коллекции своих игрушечных машинок. На свои 27 лет Фёдор не выглядит, от этого его увлечение антикварным транспортом кажется еще более удивительным. Советские автобусы для него — это детские воспоминания, которые переросли в серьёзное увлечение. — Я всегда тяготел к транспортной тематике, в детстве очень любил кататься на автобусах, трамваях, сидел на переднем сидении, смотрел, как водитель работает, — рассказывает Фёдор. — В студенческие годы это переросло в работу в музее электрического транспорта. Там я занимался организацией поездок на трамваях, работал с турфирмами и туристами. К 2006 году трамвайное движение в городе сильно ограничили, и поездки на ретро-трамваях прекратились. Но наработанные контакты и опыт помогли Фёдору впоследствии завести собственное дело: альтернативой трамваям стали автобусы. Своего «первенца», автобус «Луноход», Фёдор нашёл во Владимире, выкупил за 80 000 рублей и перегнал в Петербург. Компании «Retro bus» тогда ещё не существовало, и он использовал его только в личных целях: иногда ездил на нём на работу, возил коллег на корпоративы. «Луноход» стал оригинальным украшением свадьбы друзей. Но с таким транспортом были и свои сложности. — Автобус выходил достаточно дорогой игрушкой, — вспоминает Фёдор. — Нужно было иметь страховку, техосмотр, держать его на стоянке. Кроме того, он «кушал» 70 литров бензина на 100 километров. Легковая машина требует в среднем в 10 раз меньше топлива, а современный автобус — два раза. В СССР денег на бензин особо никто не считал, нефть была недорогой. К 2010 году я начал понимать, что дальше так продолжаться не может. В автобус нужно было постоянно вкладывать, даже если он стоял на месте. К тому же это старая советская техника, которая требует постоянной поддержки. Встал вопрос: либо отдать его на металлолом и выручить 30 000 рублей, либо вложиться в него и довести до совершенства, но для этого нужен был стимул.Для того чтобы выйти на самоокупаемость, советским «лошадкам» Фёдора Черноусова необходимо зарабатывать порядка 150 000 рублей в месяц.
Стимул нашёлся: Фёдор выбрал второй вариант, и два года назад создал компанию «Retro bus». Простых поездок на ретро-автобусах было недостаточно, и Фёдор с друзьями разработал специальные экскурсионные маршруты по Ленинграду 60-х, 70-х, 80-х и 90-х годов. В зависимости от эпохи, можно побывать в андеграундом Ленинграде, проехать по ленинским местам, реставрируя времена застоя, или попасть в бандитский Петербург 90-х. На данный момент «в строю» «Retro bus» два автобуса, если не считать тех, которые Фёдор арендует у других коллекционеров транспорта. Старых автобусов в России осталось очень мало, найти их можно разве что в глубинках, где, бывает, они ещё ездят по маршрутам. Фёдор перегоняет их в Петербург из разных мест, узнавая о них от знакомых или находя в интернете. Стоимость каждого автобуса колеблется в зависимости от его технического состояния. — Последний автобус, например, стоил 500 000, ещё где-то 300 000 мы вкладываем в его восстановление, — делится Фёдор. — Выходит немаленькая сумма, но, с другой стороны, новый автобус стоит порядка 3 миллионов. Получаются достаточно серьёзные затраты, и мы пока не рассчитываем, что они окупятся. Но мы готовы вкладывать эти деньги, чтобы такие машины сохранялись. В то же время будем рады, если какая-то часть этих затрат окупится. Источники заработка компании «Retro bus» не ограничиваются экскурсионными программами. Автобусы сдаются в аренду для праздников, их снимают в кино. Иногда находятся люди, которые хотят поностальгировать, проехав по старому маршруту детства или юности. Стоимость экскурсии, в зависимости от маршрута, варьируется в пределах от 500 до 1000 рублей с человека. А арендовать автобус на два часа стоит 8500 тысяч рублей. — Не каждый может себе это позволить, — признаётся Фёдор. — Но ретро-автобус — это эксклюзив, и люди платят скорее за воспоминания. Наш автобус — это машина времени, потому что здесь всё так, как тогда, мы почти ничего не меняли. Если завести его, он будет так же пахнуть бензином. Он менее комфортный, более шумный, кого-то в старых автобусах укачивает. Молодёжи этого не понять. Но для тех, кто на них ездил, — это непередаваемые ощущения. Многие люди среднего и пожилого возраста после экскурсии подходили и говорили: «Спасибо вам за то, что я перенёсся в детство». И это здорово. Но стабильного потока заказов у «Retro bus» пока нет. Спрос сильно зависит от сезона: зимой почти нет поездок, в летнее время их больше. Пока Фёдор работает «в минус» и только пытается сделать из любимого хобби бизнес. Но, тем не менее, в этом году он планирует выйти на самоокупаемость, для этого его советским «лошадкам» необходимо зарабатывать порядка 150 000 рублей в месяц. Тогда Фёдор покроет затраты на содержание автобусов, которые сейчас для него являются самой большой проблемой. — Техника старая и довольно капризная. Если за ней регулярно не следить, то она частенько подставляет. Конечно, здесь всё намного проще, чем в современных автобусах, и многое можно сделать своими руками. В СССР они создавались на базе грузовиков или с использованием их агрегатов. Эти грузовики до сих пор производятся, поэтому запчасти есть. Но есть и редкие детали, которые без помощи специалистов не сделаешь. На том же «Луноходе» автоматическая коробка передач. Она не ставилась нигде, кроме как на эти автобусы, конструкция очень сложная, нелогичная и ремонтонепригодная. Для того чтобы с ней разобраться, нам пришлось искать стариков, которые работали раньше в автобусных парках и помнят, как её ремонтировать. Учитывая все обстоятельства, Фёдор рассчитывает, что его «машины времени» после ремонта и реставрации прослужат еще пять-семь лет. Успеют ли они за это время окупить все затраты, Фёдор оценить не берется. Но автобусам из парка «Retro bus» уже необычайно повезло, ведь для машины нет ничего страшнее, чем попасть в металлолом.