22 июля 2014

Выйди на улицу, верни себе город: спектакль-путешествие «Remote: Петербург»

В Петербург привезли популярный международный проект Remote X — спектакль, в котором зрителями каждую минуту манипулируют, и им это нравится. Участники проделывают путь от Никольского кладбища до здания Большого драматического театра под диктовку транслируемого в наушниках голоса: заходят в церковь и на Апрашку, участвуют в воображаемой демонстрации и аплодируют прохожим.
«Бумага» рассказывает, что еще видят петербуржцы во время спектакля и почему «Remote: Петербург» — хорошая метафора современной ситуации в России.
Фото из архивов проекта «Remote: Петербург»
Спектакль в публичном пространстве «Remote: Петербург» при поддержке БДТ привезла в город знаменитая европейская театральная компания Rimini Protokoll, обладатель «Серебряного льва» Венецианской биеннале в номинации «Новаторство». Петербургская постановка — десятая в проекте Remote X, который, подобно популярной киносерии «Города любви», перемещается из города в город и работает с местными контекстом и аудиторией. Прежде Rimini Protokoll ставили спектакли в Берлине, Вене, Авиньоне, Цюрихе, Лиссабоне, Бангалоре и Сан-Паулу.
Подобный формат для Петербурга — диковинка. За последние лет тридцать местная публика так и не приняла такие художественные проявления, как паблик-арт, перформансы и акционизм, а сопричастность культуре по-прежнему ощущает через законсервированный, как музейный экспонат, исторический центр. Поэтому форма спектакля-путешествия, которой уже мало удивляются в продвинутых странах Европы, для петербуржцев пока скорее забава. Но несмотря на свой оригинальный формат, спектакль «Remote: Петербург» — это вовсе не высокоинтеллектуальный эксперимент и не авангардная форма протеста, а качественный аттракцион не без духовности, доступный для всеобщего понимания.
Штефан Кэги
сооснователь Rimini Protokoll

Remote Х отличается в том смысле, что мы, по большому счету, избегаем позиции протеста. Мы не идем в церковь, чтобы танцевать на амвоне. Мы трансформируем пространство, но делаем это едва заметно — изысканно. И политическим контекстом наш проект не насыщен, потому что в конце концов мы выходим на научную фантастику.

Петербуржцы в количестве пятидесяти человек встречаются у входа на территорию Александро-Невской лавры, где получают свой дорожный набор: передатчик и наушники. Потом, у пруда на Никольском кладбище, они, как положено на любом спектакле, отключают звук мобильного, затем надевают наушники и следующие полтора часа слушают голос робота. Первую часть пути — до метро «Площадь Александра Невского», несколько станций в подземке и до католической базилики Святой Екатерины Александрийской на Невском — зрителей ведет женский голос, который представляется Миленой, бестелесным творением технологий, которое направляет и управляет группой, называет ее стаей, попутно призывая к размышлениям на тему смерти, организации города и структуры общества.
В церкви (если идти на первый воскресный спектакль, то есть шанс ворваться в базилику посреди мессы) Милену сменяет Юрий. Вместе с ним группа организованно идет вперед спиной на потеху неосведомленным петербуржцам на улице, прогуливается сквозь арт-центр «Перинные ряды», — где на несколько минут оказывается среди пейзажей того Петербурга, каким он хочет казаться, лощеного и элегантного, — бежит стометровку.
Следующий этап — проход сквозь торговые лотки Апраксина двора: Юрий заставляет зрителей идти с поднятыми руками, а в наушниках звучат призывы вроде «Свободу политзаключенным!». Пятьдесят человек становятся вынужденными участниками митинга в поддержку необязательно своих ценностей. Это один из самых мощных эпизодов на всем маршруте постановки. Свое путешествие группа заканчивает на террасе Большого драматического. Электронный голос покидает участников, смотрящих на Фонтанку и широкие городские фасады.
Группа, в зависимости от опыта и темперамента, традиционно делится на тех, кто сразу и охотно принимает правила игры, и на тех, кто настроен скептически. Еще на выходе из Лавры, переводя свою стаю через мост, Милена предлагает посмотреть на воду и интересуется, что бы было, если бы она предложила спрыгнуть. На этом этапе среди зрителей еще можно встретить участников с недоверчиво сдвинутыми бровями, но к концу маршрута электронный голос заслуживает их полное доверие.
Все принимают правила: а ведь на протяжении путешествия Милена неоднократно говорит, что управляет зрителями, а заканчивается спектакль репликой Юрия о том, что сегодня те дали ему свое тело, а завтра он придет за их разумом. Таким образом, Rimini Protokoll сознательно или случайно в своей петербургской версии проекта Remote X создали оригинальную модель современного российского общества, в котором все в курсе, что ими манипулируют, привыкли, расслабились и получают удовольствие.
Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите появившуюся кнопку.
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить
Все тексты
К сожалению, мы не поддерживаем Internet Explorer. Читайте наши материалы с помощью других браузеров, например, Chrome или Mozilla Firefox Mozilla Firefox или Chrome.