Мы начинаем знакомить читателей «Бумаги» с молодыми дизайнерами, вещи которых кажутся нам «прогрессивными».
Первая героиня — Елена Карпова, дизайнер бренда «Реченька», выпускающего качественные свитшоты с душевными принтами. «Бумага» узнала о добрых китах на толстовках, мужском крое женских вещей и о формуле удачного модного стартапа.
— Толстовки? Почему толстовки?
— Базовые вещи — это хорошая тема для стартапа. Нет никакого риска, и сразу же — ориентация на коммерцию. Конечно, я хочу делать и некоммерческие вещи — то есть заниматься дизайном. Сейчас же это не дизайн, а сплошная коммерция. Эти все принты… Я вообще-то не люблю принты и никогда не планировала делать ничего с ними. Мы делали просто толстовки, плюс к этому у моей подруги Иры хорошая графика, киты, например, и мы решили, что если всё это соединить, то будет круто и «продажно».
— Продажные киты… А где грань между коммерцией и творчеством?
— Если подумать, то творчество мало кому нужно. Ты не знаешь, пойдет-не пойдет, поэтому это напоминает эксперимент. А если вообще никому не понравится? Грань между коммерцией и творчеством там, где делаешь обычную вещь для людей. Не копируешь выкройки из бурды, а сам до всего доходишь. Кроишь, думаешь. Я первый образец всегда пробую на себе или на друзьях: удобно или не удобно, торчит-не торчит.
Фото: Карина Петрова
— У вас добрые принты. Почему именно киты?
— Ира любит всё северное: Норвегию, холод, северных животных, китов и рыб. Такая у неё эстетика. А в новой коллекции будут чайки и пингвины.
— Кто еще в твоей команде?
— Я делаю всё, кроме принтов: отвожу, привожу, составляю графики, придумываю концепцию, обзваниваю всех. А еще есть программист — мой будущий муж. Мы с ним много чего придумываем. На кухне.
— Я знаю, ты планируешь участвовать в Aurora Fashion Week. Расскажи, чего нам ждать?
— Всё зависит не от нас, но в планах — инсталляция: модели, реквизит, бутафория. Что-то вроде кинотеатра, в духе девяностых. Включим фильм про команду Кусто, посадим двух ребят: они будут пить колу, разговаривать. И всё это действие на фоне манекенов.
— А в коллекции будут мужские и женские вещи? Толстовски-то всё-таки унисекс…
— Скорее всего, и те, и те. Планируем сделать мужские брюки — надеть их на девочку-модель не составит большого труда. Я вообще всегда работаю с мужскими выкройками. Мне нравится, как смотрятся на девочках эти вещи.
— Как, по-твоему, влияют ли происходящие вокруг события на то, что ты делаешь? Я имею в виду общественные настроения.
— Нет. Как это вообще может влиять? Люди всегда будут носить серые толстовки. Я не вижу тут никаких трудностей. Вообще я посмотрела вашу газету — у вас всё так серьезно, такие глубокие вещи обсуждают… А я придумываю свою сказку, и пускай даже я единственная, кто будет в неё верить.
— А кто из дизайнеров тебе импонирует?
— Я люблю чистых дизайнеров. Или наоборот — китчевых. Мне нравится Maison Martin Margiela, для меня он прямо-таки Бог. А еще Damir Doma. Когда я увидела его вещи, я подумала: «Я хочу с тобой работать!»
— Расскажи, чем ты занималась до «Реченьки»?
— Стажировалась у Алены Ахмадулиной в Москве — занималась обувью, это был разовый проект для одной коллекции. Потом совсем недолго у Яниса Чамалиди — я пришла к нему работать кем-то вроде заведующей склада, вбивала числа в какой-то программе. Однажды Янис сказал: «Что ты делаешь? Иди занимайся творчеством! Ты всё равно у нас тут всё напутала…» И отпустил — теперь я занимаюсь своим делом.
— Хочется узнать про прибыль. Вот зайдешь в «КультуРРу», «Тайгу» и шоу-рум на Казанской, 7, и там всё довольно дорого.
— Это магазины со стопроцентной накруткой. Поэтому мы и бросили с ними сотрудничать. Прибыли мы пока в глаза не видели: всё, что было получено от продаж, ушло на новую коллекцию, после которой мы планируем немного заработать. Простая толстовка стоит около 800 рублей. А все эти магазины продают наши вещи за 3500-4000 рублей. Я хочу делать доступные вещи. Да и сама я не могу купить футболку больше чем за 500 рублей, мне просто не хватает смелости. Даже если это какой-нибудь интересный дизайнер — не футболку же его покупать.
— То есть у тебя нет никакого «общепринятого» фетиша? Туфли от Лабутена? Сумка Биркин?
— Нет. Я просто люблю хорошее пальто, хорошие сапоги.
— И напоследок: можешь выступить в роли предсказателя? Что будет актуально в ближайшее время?
— У меня обычно с прогнозом всё плохо. Но однажды я угадала. С усами.